Итоги полугодия: авторынок перешел из 2005-го в 2006 год

Продажи машин в июне оказались на 46% выше показателей 2009 года, но январь и февраль были настолько хуже прошлогодних (когда дилеры активно распродавали машины по более низким ценам 2008 года), что в целом полугодие оказалось не столь успешным

В последние три месяца на российском авторынке наблюдается устойчивый рост. Так, например, продажи машин в июне оказались на 46% выше показателей 2009 года. Но январь и февраль были настолько хуже прошлогодних (когда дилеры активно распродавали машины по более низким ценам 2008 года), что в целом полугодие оказалось не столь успешным. По данным Ассоциации европейского бизнеса, с января по июнь в России реализовано 786,8 тыс. единиц легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта, что всего на 3% лучше, чем за аналогичный период 2009 года. И тем не менее повод для оптимизма есть: если по итогам прошлого года объемы продаж откатились на уровень 2005 г., то сейчас лидирующие иностранные бренды уже идут в ритме 2006 года.

Бум продаж Kia, продолжавшийся начиная с зимы, впервые вывел этот бренд на второе место среди иномарок. Еще один примечательный прорыв: Renault впервые смогла обойти Ford, чьи продажи заметно упали. А вот Chevrolet, несколько лет удерживавший титул самой продаваемой марки, теряет долю в связи с тем, что доступный Lanos украинского производства теперь продается не под американским брендом, а под собственной маркой Chance. Без него показатели Chevrolet продолжают сокращаться. Десятка лидеров по количеству проданных автомобилей (с учетом легкого коммерческого транспорта) сейчас выглядит так:

Lada – 220 774 (+23%)
Chevrolet – 53 010 (-12%)
Kia – 45 792 (+49%)
Renault – 42 227 (+15%)
Ford – 39 369 (-20%)
Hyundai – 38 549 (+4%)
Daewoo – 32 316 (+17%)
Toyota – 30 895 (-19%)
ГАЗ – 30 009 (+12%)
Nissan – 27 102 (-31%)

Заградительные пошлины на импортируемые иномарки сделали свое дело: в десятке самых продаваемых моделей девять машин теперь только Лады и иномарки российского производства, а единственное исключение – узбекская Nexia. Хотя лидером по итогам полугодия осталась Priora, в июне лучше брали вазовскую «классику»: именно «пятерки» и «семерки» чаще всего берут клиенты, участвующие в программе утилизации. Если в прошлом году Focus впервые уступил лавры самой продаваемой иномарки Логану, то сейчас Ford вновь немного превосходит «француза». Если составить десятку только из иномарок, список самых продаваемых моделей таков:

Ford Focus – 30 008 (+3%)
Renault Logan – 29 626 (+16%)
Daewoo Nexia – 18 580 (+26%)
Chevrolet Lacetti – 14 552 (-19%)
Daewoo Matiz – 13 736 (+6%)
Kia Rio – 12 945 (+446%)
Kia Cee’d – 10 501 (+17%)
Chevrolet Aveo – 9 981 (+13%)
Kia Sportage – 9 940 (+110%)
Hyundai Getz – 9 313 (-15%)

Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ, дает такой прогноз на второе полугодие 2010 года: «Мы ожидаем некоторого дефицита автомобилей в третьем квартале и резкого роста продаж под конец года».