«О, полный привод, увеличенный дорожный просвет, жесткая блокировка... Надо найти грязь и хорошенько там помучить машину», – заявил перед тестом один коллега. Однако меня его энтузиазм не впечатлил. Ведь речь шла не о новом внедорожнике, а об обычной Nissan Teana. Хотя не такой уж и обычной – модель-то называлась Teana Four.
Nissan Teana и Toyota Camry. В России это два главных соперника в классе «Е», и борьба там идет не на жизнь, а на смерть. Но пока в этой схватке выигрывает Camry – в прошлом году она продавалась почти в 2,5 раза лучше Teana. Поэтому «ниссановцы» решили сделать «ход конем». Они построили Teana специально для российского рынка!
Вообще, сначала новость о том, что Teana получит полноприводную трансмиссию, меня не слишком возбудила. В 21 веке приводом на все колеса уже никого не напугаешь. Однако позже вскрылись весьма интересные особенности. Главная заключается в том, что Teana получила увеличенный дорожный просвет. Причем это касается всех без исключения Teana, а не только полноприводных машин. Ведь раньше ситуация для Nissan была не слишком веселой – у Teana клиренс был 135 мм, а у той же Camry уже 160 мм (продавцы Toyota очень умело использовали эту информацию). В Nissan страдали два года. Но не просто так – они страдали деятельно. И по максимуму использовали тот факт, что у японцев есть в России свой собственный завод, где и собирают Teana. Ведь это позволяет гораздо проще осваивать выпуск так называемых «локализованных» версий автомобиля.
Именно увеличение дорожного просвета потребовало больше всего усилий со стороны инженеров. В передней подвеске все прошло без последствий. А вот в задней случился казус – при увеличении просвета до 150 мм оказывалось, что самой нижней точкой становилась стойка стабилизатора. Не самое лучшее решение... «Ниссановцы» подумали, попытались изменить месторасположение стойки. Не получилось. Подумали еще раз, потом снова и... И просто убрали задний стабилизатор. Решение, признаться, рискованное. Мы-то прекрасно знаем, что стабилизатор служит для борьбы с кренами в поворотах. А тут получилась лишняя деталька... Но инженеры говорят – не замыкайтесь вы на стабилизаторе, он не панацея и не волшебная палочка. С кренами можно бороться и другими способами. Какими? Например, более жесткими амортизаторами.
После решения проблемы с увеличением дорожного просвета (повторим еще раз – клиренс в 150 мм имеют как передне-, так и полноприводные машины) нужно было решить другую проблему – как же приладить к имеющимся двигателям V6 объемом 2,5 и 3,5 л полноприводную трансмиссию. Да не простую, а от внедорожника X-Trail, которая заднюю ось при помощи многодисковой электромагнитной фрикционной муфты подключает не только автоматически (при проскальзывании передних колёс), но и принудительно! А сейчас заставьте от 5 до 20 млрд своих нейронов пошевелить дендритами и аксонами. И вспомните, сколько вы знаете продающихся сейчас на нашем рынке легковых автомобилей класса «Е» (или другого класса), которые обладают принудительной блокировкой подключающей муфты? Вот и мы не смогли. Правда, трансмиссия тут все же подверглась модернизации. Если у Nissan X-Trail блокировка работает на скорости до 40 км/ч, то у Teana она сама выключается уже при 10 км/ч. Но это, согласитесь, мелочи.
Гораздо важнее другое – благодаря блокировке водитель может на небольшой скорости проехать по сложным участкам, где обычные легковушки застревают. Испытывать машину в серьезной грязи мы не стали. И правильно сделали – ну какой адекватный водитель будет на большом седане забираться туда, где должны ездить «УАЗики» и «Гелики»? А вот подъехать на этой машине к озеру уже можно без особых волнений. Да и наполненная водой и грязью колея около дачи не так страшна. Еще бы, ведь Teana Four продолжает ехать вперед даже при диагональном вывешивании! Можно еще сказать про то, что современная полноприводная трансмиссия отлично работает и на высокой скорости, особенно если заранее отключить противозаносную систему. На пределе, когда передние колеса только начинают проскальзывать, электромагнитная муфта очень быстро подключает заднюю ось. И машина начинает плавно и очень предсказуемо соскальзывать наружу всеми четырьмя колесами. Хотя на дорогах общего пользования лучше такие покатушки не устраивать. Слишком опасно, да к тому же двигатель при работе на максимальных оборотах начинает откровенно раздражать своим истеричным завыванием.
Кстати, о двигателе, что-то мы о нем забыли. Полноприводная Teana оснащается 2,5-литровым агрегатом. Но не V6, мощностью 182 л.с., который ставят на обычные машины (он-то как раз здорово звучит даже в красной зоне). А уже четырехцилиндровым от все того же X-Trail. Движок выдает 167 л.с. (минус 15 л.с. по сравнению с V6), но зато его крутящий момент выше, чем у шестицилиндрового собрата на 12 Н•м. Причем, максимум момента здесь достигается при меньших оборотах. Благодаря этому мотор, несмотря на отсутствие двух цилиндров, по-прежнему отлично разгоняет машину и быстро реагирует на нажатие педали газа. Так что большой разницы между двигателями объемом 2,5 л среднестатистический водитель не почувствует.
Четырехцилиндровый мотор работает у Teana только в паре с бесступенчатым вариатором (других коробок передач у модели просто нет). Так вот, когда начинаешь ехать в стиле «тапка в пол», то звук мотора становится весьма противным. И громким. Но, внимание, это касается лишь тех случаев, когда стрелка тахометра подбирается к красной зоне. А вот при работе в зоне малых и средних оборотов звук двигателя... никакой. Силового агрегата почти не слышно! Похоже представители Nissan не обманули наc, когда сказали, что шумоизоляции Teana они уделили огромное внимание. Машина действительно получилась тихой!
Да и вообще – Teana, особенно в максимальной комплектации, это действительно комфортабельный автомобиль с роскошным и отлично собранным салоном. Который имеет не только привычные для больших седанов «навороты» вроде кожаных кресел с электроприводом (очень приличная, кстати, кожа) или навигационной системы. Здесь может быть еще и камера заднего вида, система вентиляции передних сидений и даже уникальная для нашего рынка «оттоманка» – специальная поддержка для ног на переднем пассажирском сиденье. Выглядит все это очень достойно. К тому же сидеть за рулем удобно. Разве что «баранка» здесь не регулируется по вылету. А еще хорошее впечатление произвели задние кресла. Места там действительно много – настоящий бизнес-класс.
А вот ездит Teana с полным приводом и увеличенным дорожным просветом уже не так мягко, как раньше. Хотя по-прежнему с плавностью хода здесь все в порядке, по крайней мере, если не нестись со скоростью 140 км/ч по разбитому загородному шоссе. Причина изменений уже была озвучена – более жесткие амортизаторы.
И что же в итоге мы имеем? А имеем весьма приличный автомобиль с высоким уровнем комфорта, просторным салоном, большим количеством наворотов и системой полного привода. Причем с уникальной возможностью принудительной блокировки подключающей задние колёса муфты. Да и дорожный просвет теперь здесь достаточный. Сможет ли Teana после появления полноприводной модификации обогнать по продажам Camry? Вряд ли. Бренд Toyota продолжает манить к себе многих. Да и сама Camry, между нами, вполне приличный автомобиль. Но в Nissan уверены в рыночном успехе Teana Four. В этом году японцы рассчитывают продать порядка 2000 полноприводных машин и достигнуть отметки 10 000 Teana (для сравнения в прошлом году было продано 5905 Teana, показатели Camry – 16452).
И 2000 полноприводных Teana – вполне реальный показатель. Ведь Nissan Teana Four это самый доступный полноприводный большой седан на нашем рынке с «автоматом» (вернее, с вариатором, но это уже не так важно) – от 1 075 000 руб. (это на 79 000 руб. дороже аналогично оснащенного переднеприводного автомобиля). За эти деньги покупатель получит машину в комплектации Elegance+: кожаный салон, электропривод передних кресел (водительского в восьми направлениях, пассажирского в четырех), четыре подушки безопасности, АБС, сигнализация, музыкальная система, климат-контроль, легкосплавные диски на 16 дюймов и так далее. Правда, экран здесь будет монохромный, а за систему ESP нужно доплачивать. Nissan Teana Four в версии Luxury с цветным экраном, ESP, камерой заднего вида, «ксеноном» и 17-дюймовыми колесами стоит 1 121 000 руб. Версия Luxury+ с креслом-оттоманкой, вентиляцией передний сидений, DVD, аудиосистемой Bose с 11 динамиками, шестью подушками – 1 198 600 руб. Версия Premium с навигацией, Bluetooth Hands-Free, ионизатором в системе климат-контроля – это 1 243 000 руб.
Однако Nissan расслабляться не стоит. Это только на первый взгляд у Teana Four нет конкурентов. Но на самом деле они имеются, и отличаются очень приличными по мощности моторами. Главным соперником является, пожалуй, Opel Insignia. Этот автомобиль с полным приводом можно взять за 1 070 300 руб. Правда, коробка передач будет механической, что понравится далеко не всем. Зато моторчик здесь веселый – 2,0 турбо, 220 л.с. Машина с полным приводом и «автоматом» – это уже 1 526 800 руб. Правда, и агрегат у такой Insignia «зачетный» – V6 объемом 2,8 л, турбина, 260 л.с.
А есть еще Skoda Superb 4х4. Она стоит как минимум 1 449 000 руб. (на 374 000 руб. дороже базовой Teana Four). Правда, есть один нюанс – полноприводная версия Skoda Superb оснащается 3,6-литровой «шестеркой» мощностью в 260 л.с. и трансмиссией DSG с двумя сцеплениями. Все-таки разница почти в сто «лошадок»... Хотя и почти 400 тысяч – это тоже деньги.
Subaru Legacy, правда, поменьше Teana, но тоже может рассматриваться как потенциальный соперник. 1 122 400 руб. – именно столько сейчас стоит Legacy с учетом скидки (с наступлением июля цена составит уже почти 1,2 млн руб). Двигатель 2,0 л (150 л.с., 196 Н•м), механическая коробка передач, кожаного салона нет. 2,0-литровая машина с вариатором обойдется в июле в 1 257 000 руб. Но в нашем случае корректнее будет смотреть на Legacy с 2,5-литровым агрегатом, который выдает почти столько же, сколько и ниссановский мотор: 167 л.с. и 229 Н•м. Такой автомобиль с вариатором через 2 недели будет стоить 1 362 100 руб.
Остальные большие полноприводные седаны заметно дороже, хотя они выступают уже в премиум-классе, да к тому же и двигатели у них мощные. Например, Volvo S80 3,2 AWD, 238 л.с., стоит 1 639 900 руб. Есть еще 205-сильная дизельная S80 D5 AWD за 1,7 млн руб. Почти столько же стоит полноприводный Cadillac CTS с бензиновым двигателем мощностью 307 л.с. Ну а Audi A6 2.8 FSI quattro – это уже 1 900 000 руб. Да и то речь идет об ограниченной партии машин (как только они закончатся цена подобных «шестерок» составит 2 020 000 руб.). Mercedes E350 4Matic в «Особой серии» – как минимум 2,5 млн. Но это все, как вы понимаете, игроки уже из другой лиги.
Денис Смольянов
Фото автора