Азбука заторов. Большая Академическая: слишком много светофоров

Пробки… Заторы… Ежедневно и особенно в часы пик. Ужасно обидно терять в них десятки минут, особенно если каждая из этих минут дорога. Сегодня вся Москва плотно забита транспортом, и трафик, похоже, уже не зависит от того, черный день календаря или красный

Пробки... Заторы... Ежедневно и особенно в часы пик. Ужасно обидно терять в них десятки минут, особенно если каждая из этих минут дорога. Сегодня вся Москва плотно забита транспортом, и трафик, похоже, уже не зависит от того, черный день календаря или красный. Однако есть улицы, которые даже на этом фоне выделяются. Один из примеров — Большая Академическая.

content image for: 31657

Пока рабочие не пробили тоннель под «Большой Ленинградкой» и не соединили улицу Алабяна с Большой Академической, последняя для жителей Лихобор — одна из немногих возможностей утром выехать в центр (через Дмитровское шоссе), а вечером — попасть к себе домой. От того и заторы тут образуются — утром с 8:30 до 10:00, а вечером — с 17:30-18:00 и до 20:00, а то и позже. Если очень повезет, в хвост пробки Вы упретесь у Академического проезда, если же день напряженный — то стоять придется уже от пересечения с улицей Прянишникова.

Давайте разберемся для начала, почему этот затор образуется, а потом — как его объехать.
Итак — проблемные участки (см. рисунок 2).

content image for: 31657

Проблемный участок No 1

Первое условие для образования пробки — светофор, а их тут целых три на 50-метровом участке непосредственно перед поворотом к съезду на Дмитровку.

Второй фактор — изобилие общественного транспорта на самой Большой Академической. Для движения в обе стороны — по две полосы, а остановочные карманы на остановках общественного транспорта не предусмотрены. Если впереди остановилось маршрутное транспортное средство — или стой за ним, или перестраивайся. Как показывает практика, такие перестроения в два раза снижают общую скорость потока. А поскольку правая полоса занята пассажирским транспортом — через перекресток на зеленый сигнал светофора успевает проезжать меньшее число машин, что автоматически влечет увеличение «хвоста» за светофором.

Что же получается в результате?

Первый из светофоров — если ехать к Дмитровке — чисто пешеходный. Сразу за ним — остановка общественного транспорта, перед ним — выезд с АЗС (см. рис. 2), территорией которой многие «шибко умные» водители пользуются, чтобы метров на 30-40 сократить стояние в заторе. При этом, если на остановке уже стоит автобус, то, выезжая с АЗС, водители метят уже сразу в левый ряд, втискиваясь перед теми, кто хочет успеть проехать на зеленый. Или же проскакивают на красный, мимо пешеходов. В такой ситуации говорить о водительской порядочности и взаимопомощи уже не приходится, и застрявшие в заторе действуют по принципу «никто не хотел уступать». Пока идет бодание перед светофором, хвост становится все длиннее... Похоже, правда, что здесь готовятся расширять проезжую часть на небольшом участке перед светофором на один ряд в каждом направлении, но пока еще это случится... Однако после завершения работ здесь, скорее всего, образуется бутылочное горлышко, и трудности проезда усугубятся.

Через 15 метров расположен второй светофор. Здесь разворачиваются троллейбусы, для чего сразу за остановкой обустроена разворотная «петля» (см. рис. 2). Однако, если существует затор и в противоположном направлении, то разворачивающийся троллейбус утыкается в его хвост и перегораживает собой все четыре полосы обоих направлений, не давая никому проехать на протяжении одной-двух, а то и более минут. Или же свободным остается только правый ряд — повторяется история с перестроением и препятствованием этому перестроению. Что отнюдь не улучшает пропускную способность улицы.

Третий светофор — это с одной стороны правый поворот с Большой Академической на Проектируемый проезд No477 и далее, в сторону Дмитровки. Но с другой — это еще и левый поворот с Проектируемого проезда No477 на Большую Академическую. Если стоите в правом ряду и хотите повернуть направо — просто запаситесь терпением и ждите, стоя за «конвоем» из автобусов, который обычно скапливается перед светофором и очень медленно движется. Если ваш ряд — левый, но вам надо направо, приходится рисковать, пытаясь втиснуться между автобусами, что водителями общественного транспорта, естественно, не приветствуется. При этом сам левый ряд, когда на светофоре загорится зеленый, будет стремиться вперед, а вы ему уже мешаете, о чем вам тут же сообщат гудки. Однако не факт, что они смогут проехать: в это время с Проектируемого проезда 477 налево тоже поворачивает поток, который упирается в светофор No2 (а на нем в это время как раз горит красный). Так что образуется эффект коробочки, когда потоки блокируют друг друга.

Проблемный участок No2

Еще одно проблемное место — перекресток с Лихоборскими буграми и Академическим проездом. Здесь стоят светофоры без дополнительных секций со стрелками. Те, кому надо попасть от Дмитровского шоссе в Академический проезд, должны сперва повернуть направо, в поворотный карман (см. рис. 2), а уже из него, под светофор, пересекать Большую Академическую. Однако сам карман — это, по сути, отстойник для общественного транспорта, и места для транспорта личного остается мало. Поэтому водители пренебрегают правилами: карман проезжают мимо, поворачивают направо на Лихоборские бугры и тут же разворачиваются на 180. Таким образом, если не видеть всего данного маневра, можно подумать, что все они выехали из кармана, хотя это и не так. Таким маневром водители создают проблемы тем, кто едет по самим Лихоборским буграм и тем, кто хочет попасть на эту улицу с Академического проезда, пересекая Б. Академическую. Естественно, никакие правила тут не соблюдаются. При этом коротенький участок Лихоборских бугров перед светофором на перекрестке с Большой Академической превращается в «броуновское движение». Все торопятся, и кто-то пытается еще проскочить на желтый, а кто-то уже тронулся на зеленый... Так что бьются тут часто, а порой и сильно, перегораживая всю проезжую часть. Да и пешеходам, которые тут снуют между машинами и автобусами, не позавидуешь.

Теперь главное: как объехать?

Сначала сворачиваем направо на улицу Прянишникова и затем на Тимирязевскую. (см. рис. 3).

content image for: 31657

Далее можно повернуть на Дмитровку на любом перекрестке с перпендикулярной улицей. Например, можно свернуть направо на Верхнюю аллею (см. рис. 4) или на улицу Всеволода Вишневского. С них на Дмитровское шоссе можно повернуть только направо. Если Тимирязевская улица не очень забита, есть возможность проехать дальше до Красностуденческого проезда или еще дальше до Дмитровского проезда — с них можно попасть на Дмитровское шоссе как в центр, так и из центра. Поворот налево с Тимирязевской улицы на Красностуденческий проезд осуществляется под стрелку светофора налево. Поворот с него на Дмитровское шоссе: правый — без светофора, левый — под светофор (см. рис. 4).

content image for: 31657

Налево на Дмитровский проезд придется поворачивать без стрелки — из-за этого недостатка там всегда уплотнение движения. Для съезда на Дмитровское шоссе с Дмитровского проезда оборудованы съезды в обе стороны (см. рис. 5).

content image for: 31657

Воспользовавшись рассмотренным маршрутом объезда можно сэкономить до 20 минут времени в пути.

Особенности маршрута

В часы пик на Тимирязевской улице, конечно, образуются пробки. И может получится так, что, поехав в объезд, Вы почти не сэкономите время. Но и больше времени Вы вряд ли потратите — скажется время, сэкономленное на съезде, плюс Тимирязевская почти никогда не едет медленнее Дмитровского шоссе.

Еще один момент: особенно плотная пробка на Тимирязевской улице обычно образуется в сторону центра перед Дмитровским проездом. Поэтому есть смысл сворачивать на Дмитровское шоссе раньше, по Красностуденческому проезду или улице Всеволода Вишневского. Но тогда Вам придется постоять в сторону центра на Дмитровском шоссе перед метро Дмитровская. Какая из двух зол лучше — пробуйте и выбирайте сами.

А мы надеемся, что предоставленная информация поможет Вам немного сократить время в пути на работу и в следующих статьях цикла продолжим рассматривать альтернативные пути движения на казалось бы давно знакомых маршрутах Москвы.

Лев Демин,
Евгения Ливеровская, аналитик проекта Карты@Mail.Ru

  • Все пробки Москвы он-лайн — на проекте Карты@Mail.Ru