Янтарным путём предков, или Chevrolet Captiva Road Show

XV век. Купеческие караваны из Варшавы следуют в древний город Задар. XXI век. Караван журналистов на Chevrolet Captiva отправляется аналогичным маршрутом. Зачем и те, и другие решили преодолеть непростой путь

XV век. Купеческие караваны из Варшавы следуют в древний город Задар. XXI век. Караван журналистов на Chevrolet Captiva отправляется аналогичным маршрутом. Зачем и те, и другие решили преодолеть непростой путь?

content image for: 31577



День первый: старт в Варшаве (Польша). Испытание ливнями
Что касается средневековых купцов, то они перевозили янтарь: именно в Варшаве находился крупнейший в Европе рынок янтаря. Сюда солнечный камень (который, кстати, очень ценился богатыми людьми) свозился с берегов Балтийского моря, а затем огромными византийскими караванами переправлялся к побережью Адриатического моря. И уже оттуда необработанный камень, а также изделия и украшения из него, распространялись по всему Средиземноморью.

content image for: 31577



Российское представительство компании Chevrolet решило организовать пробег, повторяющий легендарный маршрут Янтарного пути: от Варшавы до Загреба. И хотя, имея кроссоверы, оснащенные 230-сильными 3,2-литровыми моторами, преодолеть 2400 километров не составит труда, это путешествие обещает быть не менее захватывающим и интересным, чем 600 лет назад.

content image for: 31577



Варшава, откуда стартовал пробег, запомнилась участникам мероприятия негостеприимным моросящим дождиком, который перешел в настоящий ливень. А потому насладиться красотами польской столицы, равно как и внимательно оценить внешность кроссовера, не удалось.

content image for: 31577



А пока расселись по машинам и отправились в замечательный город Краков, который в XIV–XVII веках являлся столицей Польши. Впрочем, слово «отправились» не совсем корректно. Правильнее сказать «попытались вырваться», потому что узенькие варшавские улочки крупному кроссоверу совершенно противопоказаны. Неприятно удивил слишком большой диаметр разворота Chevrolet Captiva: у основных конкурентов он на метр с лишним меньше!

content image for: 31577



Однако, справедливости ради, следует заметить, что управление большой машиной облегчают хорошая обзорность, крупные удобные зеркала и высоко, совершенно по-внедорожному, установленное сидение. Притом последнее понравилось хорошим профилем и боковой поддержкой. Также положительных оценок заслужил диван среднего ряда. Здесь просторно, имеются подлокотник и удобные подстаканники, а спинка дивана регулируется.

Покидая Варшаву и глядя на затянутое свинцовыми тучами небо, оставалось надеяться, что Краков встретит солнечной погодой. Но мы ошибались: на протяжении всего 350-километрового маршрута продолжал лить дождь, который не прекратился и тогда, когда колонна кроссоверов прибыла в город. А местные радиостанции продолжали повторять: «Мощные ливни, которые привели к значительному подъему уровня воды в реках, продолжатся в ближайшие дни».

День второй: от Кракова (Польша) до Будапешта (Венгрия). Непогода усиливается
Робкие надежды увидеть утром ясное небо не оправдались, а потому покидать Краков пришлось под проливным дождем. Следующим пунктом нашего маршрута значился городок Величка, где расположены соляные копи. Изначально соль в этих краях добывали путем выпаривания воды (метод варки), а отдельные соляные глыбы находили прямо на поверхности. Но к XII веку поверхностные запасы истощились, и солекопатели начали рытье колодцев...

content image for: 31577



С XVI по XХ век соляные копи Велички являлись крупным действующим производством. Но в 1992 году произошла катастрофическая протечка воды в шахте, что заставило закрыть промышленную выработку соли, и сегодня некогда могучее предприятие функционирует только как туристический объект. За почти тысячелетнюю историю существования шахты здесь достигли глубины 320 м, а их протяженность составила несколько сотен километров.

content image for: 31577



Впрочем, настало время двигаться дальше – в Словакию. А заодно осмотреть интерьер Chevrolet Captiva. Внутри кроссовер создает впечатление бюджетного, но хорошо продуманного и неплохо сделанного автомобиля. Особо отметим переднюю панель, выполненную из мягкого пластика, и вставки «под металл». В общем, дизайн и эргономика (если простить неудобный рычаг ручника) заслуживают твердой «четверки».

content image for: 31577



Пересекая границу между Польшей и Словакией, стало понятно, что здесь происходит нечто неординарное: в низинах скопилась вода, реки бурлят мутными потоками, придорожные деревеньки подтоплены, а некоторые мосты обрушены... Наводнение! Но ни ужасающийся ливень (собственно, ставший причиной бедствия), ни проносящиеся навстречу грузовики нам нипочем: по прямой кроссовер мчит словно локомотив, демонстрируя уверенное поведение.

content image for: 31577



А что при перестроениях и поворотах? Это удалось выяснить на узеньких дорожках Польши и, конечно, на горном серпантине Словакии. Впечатления таковы: во-первых, перестраивается Captiva совершенно спокойно и практически не кренясь; во-вторых, в крутых поворотах большой тяжелый кроссовер стабилен и демонстрирует легкую недостаточную поворачиваемость. В общем, нервничать не приходится – реакции машины просты и понятны.

content image for: 31577



Словакию мы проскочили быстро, остановившись только, чтобы пообедать и осмотреть Оравский град (замок), который возвышается на 112-метровом утесе, почти вертикально над рекой Орава. Надо заметить, что крепость строилась долго (с середины XIII до начала XVII века), и отличается впечатляющими масштабами... Но осматривать замок пришлось быстро: караван машин ждала Венгрия, где, по прогнозам синоптиков, ожидалось долгожданное солнце.

content image for: 31577



День третий: от Будапешта (Венгрия) до Растоке (Хорватия). Эх, война...
Накануне вечером Венгрия встретила участников мероприятия солнышком. Радуясь погоде, мы пропустили сообщения о том, что некоторые центральные магистрали Будапешта – столицы Венгрии – ремонтируются. Пришлось исколесить окрестные улочки, игнорируя показания бестолкового навигатора и руководствуясь собственной логикой, пока удалось отыскать искомое строение – гостиницу, где предстояла ночевка.

content image for: 31577



Утром повторился польский сценарий: небо затянуто тучами, шквалистый ветер нещадно истязает деревья, ливень наполняет водостоки... Разумеется, пешую экскурсию, которую запланировали организаторы пробега, пришлось несколько изменить: вместо полноценной прогулки довольствовались автобусным туром. Но даже усеченный вариант экскурсии заставил увериться: Будапешт – замечательное место, куда нужно непременно вернуться, чтобы осмотреть красоты города. Кстати, венгерская столица удивит и очарует шопоголиков: во-первых, маленьких лавочек, небольших магазинчиков и огромных маркетов – множество; во-вторых, ценники – фантастически привлекательны!

content image for: 31577



Следующей страной, куда отправилась колонна кроссоверов, стала Хорватия. Местная природа завораживает: горные массивы, чистейшие речушки, вековые леса, зеленые танки... Танки? На придорожном пустыре выстроилась колонна армейской техники. Это, как гласит надпись, экспозиция будущего музея войны. Войны, которая случилась недавно: в 1991 году сюда вторглись вооруженные силы Югославии, и началась борьба за независимость, продолжавшаяся до конца 1995 года.

content image for: 31577



Чтобы понять особенности недавней войны, достаточно рассмотреть центральный экспонат экспозиции – боевой трактор. Обычный трактор, обвешанный бронелистами и оснащенный пулеметом. А теперь представьте, какой прекрасной мишенью была медлительная и неповоротливая сельхозмашина! Но другая техника, видимо, попросту отсутствовала... С тяжёлым сердцем поехали дальше, разглядывая обстрелянные пулями и снарядами постройки.

content image for: 31577



День четвертый: от Растоке (Хорватия) до Задара (Хорватия). Очарование природы
Какие ассоциации вызывает словосочетание «придорожная гостиница»? Это небольшая постройка угрюмого вида, возле которой припаркованы чадящие грузовики и толпятся своеобразные личности: шпана, проститутки, попрошайки. Но хорватская придорожная гостиница, где мы остановились переночевать, оказалась выше всяких похвал! Удобные номера, отличный сервис, замечательная кухня... А из окна номера открывался роскошный вид на лес и водопады.

content image for: 31577



Впрочем, в полной мере красоту хорватской природы участники пробега оценили на территории национального парка «Плитвицкие озёра», где располагаются 16 крупных и несколько малых озёр, около 140 водопадов, 20 пещер, хвойные и буковые леса. Эта местность – уникальная самовосстанавливающаяся экосистема, которая ежегодно рождает новые водопады, а старые деревья, растущие на берегах озёр, погружаются на дно...

content image for: 31577



Брошюра, которую выдают каждому посетителю, сообщает, что национальный парк является местом обитания медведей, волков, косуль, диких кошек и 120 видов птиц. И это неудивительно! Благодаря грамотной организации туристических потоков (ежедневно «Плитвицкие озёра» посещают тысячи туристов), местность, расположенная на высоте от 400 до 1200 метров над уровнем моря, остается чистой, дикой и яркой. Нашим паркам и музеям есть чему поучиться...

content image for: 31577



После умиротворяющей красоты национального парка совершенно пропадает желание торопиться, и, надо заметить, Captiva его поддерживает. Большой руль, удобное кресло и широчайшие диапазоны регулировок позволяют вальяжно развалиться, настроить круиз-контроль и, убрав ноги с педалей, неспешно катить по правой полосе автобана... Не заснуть помогают неплохая штатная аудиосистема, которая управляется кнопками на руле, и... местные автомобилисты. Вот, скажем, маленький Fiat. Сначала он уверенно обгоняет слева, но после опережения внезапно перестраиваться на нашу полосу и резко тормозит. Зачем, почему? И такие чудаки в Хорватии нам встречались на каждом шагу.

День пятый: финиш в Задаре (Хорватия). Радуемся солнцу
И вот появляется долгожданная табличка «Задар» – наше путешествие окончено. Это город, впервые упомянутый в древнегреческих источниках 4 в. до н.э., – средоточие средневековых палат, гармонично вписанных в современную архитектуру, а на его окраинах красуются остатки выполненных в рустике древнеримских вилл. Центр Задара исключительно пешеходный, но перехватывающих парковок – множество: хоть поближе к морю, хоть поближе к центру.

content image for: 31577



Морское побережье – идеальное место, чтобы оценить внешность кроссовера. Возможно, позитивному восприятию Chevrolet Captiva помогли пригревающее южное солнце и ласкающий морской ветерок, но снаружи машина произвела благоприятное впечатление: нарочито мускулистые боковины удачно обыграны неокрашенным пластиком обвеса, а потому простенькое оформление передка кажется уместным – создается ощущение большого и достаточно брутального внедорожника.

content image for: 31577



Впрочем, мы поостережемся называть Captiva внедорожником. Да, двигатель надежно защищен подрамником, тормозные трубки, выпускная система и докатка спрятаны, а радиаторы прикрыты прочным кожухом. Но фактически детище Chevrolet – типичный представитель семейства кроссоверов (читай, больших универсалов повышенной проходимости). Задние колеса подключаются только после ощутимой пробуксовки передних. Насколько ощутимой? Достаточно сильной, чтобы успеть закопаться на глине или на песке. Да и дорожный просвет тут тоже не самый выдающийся – 180 мм. Впрочем, чтобы основательно оценить внедорожный потенциал Captiva, не нашлось ни свободного времени, ни подходящей местности. Зато удалось оценить топливную экономичность 3,2-литрового 230-сильного кроссовера.

content image for: 31577



И это – основной недостаток наиболее мощной модификации Chevrolet Captiva. На идеальных европейских автобанах автомобиль умудрялся расходовать 14 л/100 км! Пожалуй, подобной машине необходим современный турбодизель: скажем, 150-сильный 2-литровый, которым оснащаются европейские модификации кроссовера. Почувствуйте разницу: если средний расход солярки Captiva 2.0D AT – 8,6 л/100 км, то средний расход бензина Captiva 3.2 AT – 11,5 л/100 км. И это по паспортным данным.

Но собственного покупателя бензиновая Captiva найдет. И причиной выбора послужит интересный ценник машины: за базовый кроссовер 2009 года выпуска (двигатель – 136-сильный 2.4, коробка передач – механическая) дилеры просят 852 000 руб! Цены на Captiva 2010 года таковы: 2.4 МТ – 921 000 руб., 2.4 АТ – 1 032 000 руб., 3.2 АТ – 1 190 000 руб.

Алексей Кованов
Фото автора