Что и говорить, 200 лет — это огромный срок для любой компании, тем более автомобильной. Особенно если учесть, что с самого первого дня и до настоящего времени контроль над ней сохраняет одна и та же семья. А вообще история семьи Пежо в округе Монбельяр прослеживается с гораздо более ранних времен – с XV века. Изначально Пежо занимались фермерством, но в XVI-XVII веках среди них были даже мэры города!
Однако официальная история компании начинается 19 июня 1810 года, когда братьями Жаном-Пьером II и Жаном-Фредериком Пежо была основана фирма Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins. Семейная мельница, принадлежавшая Жану-Фредерику, была превращена в сталелитейный цех, и для семьи Пежо началась промышленная эра. Именно металл определит направление развития компании. Однако до автомобилей пока еще далеко... Поначалу молодая фирма занимается производством пил, пружин и других нехитрых изделий, но она стремительно развивается благодаря высокому качеству изделий и собственным технологиям обработки металла. К 1824 году ее продукция поставлялась на экспорт в несколько стран, цеха ежедневно перерабатывали до 150 кг стали, расширялся и ассортимент продукции: от зонтиков и колец для кринолинов до утюгов и стамесок. Кстати, в музее Peugeot и сейчас можно купить ключи, молотки, пилы, стамески со львом на логотипе – инструмент отнюдь не сувенирный.
В 1840 году началось производство ручных мельниц для соли и перца и кофемолок – именно им суждено было принести марке известность. Мельницы производятся и сейчас, однако больше как дань истории и подарок для поклонников марки.
Следующей вехой в расширении гаммы продукции стал велосипед. На его выпуске настоял Арман Пежо (внук Жана-Пьера Пежо), и, как оказалось, не зря – «бисиклеты» этой марки быстро приобрели популярность, на них выигрывались соревнования, и на волне быстрого распространения этого нехитрого транспортного средства компания упрочила свои позиции.
Тот же самый Арман Пежо привел компанию и к выпуску автомобилей. Первым в 1889 году стал Serpollet-Peugeot, трехколесный самодвижущийся экипаж с паровым двигателем. Однако всего год спустя Peugeot переходит на двигатели внутреннего сгорания на бензине и выпускает Type 2, четырехколесный автомобиль с двигателем Даймлера. 2 октября 1891 года автомобиль Peugeot доставляется первому покупателю – это был уже Type 3, который был выпущен в количестве 64 штук. И вновь направление развития выбрано правильно – Арман Пежо создает компанию Automobiles Peugeot и концентрирует усилия на выпуске автомобилей, оставив производство велосипедов и инструментов родственникам.
Дальше был XX век, со всеми его перипетиями – войнами, стремительным техническим прогрессом, спортивными состязаниями и популяризацией автомобильного транспорта. Нам же представилась возможность сжать десятилетия истории в короткую экскурсию, посетив музей Peugeot. Расположен он на востоке Франции, в Сошо, рядом со старейшим – и крупнейшим - заводом фирмы. Все выставленные автомобили в отличном техническом состоянии, ведь реставрационная мастерская находится здесь же.
История здесь от самых корней – те же самые пилы, мельницы, инструменты, швейные машинки.. Но главное – автомобили. Самому старому больше 100 лет, а замыкают экспозицию концепт-кары из совсем недавнего прошлого.
Здесь хорошо понимаешь, что история развивается по спирали. Один за другим современные производители показывают купе-кабриолеты с жесткой складывающейся крышей. Новинка, писк моды? Да. Но это уже было: 1937 год, 402 Coupe Eclipse. Жесткая крыша точно так же убирается в багажник, вот только она цельная, состоит всего из одной секции! И при этом задняя часть машины не выглядит такой уж громоздкой.
Электромобили. Да, многие знают, что в начале XX века они были популярнее своих дымящих бензиновых конкурентов, но сошли с дистанции и были забыты до конца столетия. Не совсем: вот электрический Peugeot VLV 1941 года.
Или вот возьмем экологию и экономичность. Кажется, что всем этим мировой автопром озаботился лишь недавно под давлением общественности, задыхающейся от выхлопных газов и не желающей разоряться на топливо. Думаете раньше это никого и не волновало? Снова нет. Оказывается, даже соревнования на топливную экономичность проводились! Вот Type 56 Tonneau, выпущен в 1904 году, и в том же году победил в номинации «расход топлива». 5,3 л/100 км – это сделало бы честь и современным автомобилям!
А еще – в честь праздника – нам удалось даже прокатиться на некоторых экспонатах. Истинным наслаждением стала поездка на фаэтоне Peugeot Type 175 1925 года выпуска. За руль, конечно, не пускают, управлять такой техникой непривычно. Угол опережения зажигания и положение заслонки регулируются поворотом ручки на рулевом колесе. А еще – педаль газа посередине, а тормоз справа. Но и на пассажирском месте впечатлений хватает. Шум, тряска, запахи бензина и масла, кожа сидений – а все вместе как глоток старого коньяка. А как люди встречают автомобиль на улицах!
Другая сторона – купе Peugeot RCZ, подготовленное к гонкам «24 часа Нюрбургринга». В гонке эти автомобили сходу заняли первое и третье места в дизельном классе D1 T. Как тут не вспомнить победу дизельного прототипа Peugeot 908 HDi FAP в прошлогодней гонке «24 часа Ле-Мана»? В этом году компания тоже принимает в ней участие, и на Авто Mail.Ru обязательно будет подробный репортаж о гонке.
За рулем одного из RCZ на Нюрбургринге выступал Жан-Филипп Пежо, заместитель председателя Наблюдательного совета концерна PSA. Нас же по скоростной трассе полигона Peugeot прокатил другой участник «боевого» экипажа – Оливье Перез. По его словам, подтвержденным и моими ощущениями, автомобиль получился быстрым, легким в управлении, послушным и в то же время не изматывающее жестким. Кошка! Очень интересно будет проверить «гражданскую» версию в деле, и совсем скоро нам представится такая возможность.
Будущее
Однако праздник - это хорошо, но только когда после него остается что-то кроме головной боли и неубранной посуды... А об этом надо позаботиться заранее. На пресс-конференции руководители компании пролили свет на ближайшие планы – и планы эти весьма обширны.
До 2015 планируется подняться на 3 ступеньки в мировом рейтинге автопроизводителей (сейчас группа PSA Peugeot Citroen занимает десятое место в мире и второе в Европе), стать законодателями стиля и лидерами в области клиентских сервисов поддержания мобильности. Как Peugeot будет этого добиваться?
Новый стиль был задан в начале этого года с появлением обновленного логотипа и концепт-кара SR1. Огромный «львиный зев» радиаторной решетки, ставший привычным, уходит в прошлое. А всего с 2010 по 2012 год по всему миру будет показано аж 14 новинок!
Часть из них, например, седан 408, предназначенный для китайского рынка, или небольшой забавный пикап Hoggar, сделанный на базе Peugeot 206 для рынка Южной Америки, мы не увидим. Для нас основной интерес представляет модель с индексом 508, серийная версия которой будет показана в октябре Париже, и новое купе RCZ, российская премьера которого состоится в ближайшее время.
Для Европы же главное – ставка на экологию. Уже сейчас более 50% продаваемых в Европе автомобилей марки имеют выбросы CO2 ниже 130 г/км. Осенью будет запущен в серийное производство электромобиль Peugeot iOn (наследник того самого Peugeot VLV), на подходе и первый массовый автомобиль с гибридной дизель-электрической силовой установкой, и даже гибридный скутер.
Арман Пежо, так хорошо умевший предвидеть развитие рынка, был бы доволен.
Леонид Айзикович
фото автора