Расширенье в никуда

В очередной раз московские власти вышли с кардинальным предложением – расширить МКАД. Нечто подобное уже обсуждалось осенью минувшего года. Однако тогда предложение было не столь радикальным

В очередной раз московские власти вышли с кардинальным предложением – расширить МКАД. Нечто подобное уже обсуждалось осенью минувшего года. Однако тогда предложение было не столь радикальным: планировалось всего лишь добавить на 25-километровом участке Московской кольцевой на юге одну полосу, чтобы общественный транспорт мог двигаться без помех. Однако руководитель Департамента дорожно-мостового строительства Александр Левченко считает, что этого мало. Для того чтобы вернуть МКАД заявленные 13 лет назад скоростные характеристики, надо расширить ее не на одну, а на три полосы, утверждает Александр Николаевич. Причем – в обоих направлениях.

content image for: 31543



Пока самой широкой улицей мира считается Улица 9 Июля (9 de Julio Avenue) в Буэнос-Айресе, Аргентина – 12 полос. По шесть в каждом направлении. Но ведь и мы тоже не лыком шиты – есть Садовое кольцо (в некоторых местах до 10 полос, ширина до 70 метров), «Большая Ленинградка» (11 полос). Но МКАД, если получит еще по три полосы в каждую сторону, станет 16-полосным автобаном: по 8 полос для движения что на внешнем, что на внутреннем кольце!

По мнению г-на Левченко, крайние правые ряды можно было бы использовать для движения пассажирского транспорта, а крайние левые позволяли бы с ветерком – то есть на разрешенных 100 км/ч – проноситься по кольцу. И ничего сложного в инженерном плане Александр Левченко для себя не видит – а он, между прочим, признанный строитель. Вот только денег в городском бюджете не хватает катастрофически на дороги: в этом году пришлось даже отказаться от продолжения работ на Четвертом транспортном кольце. Но деньги можно привлечь – например, у частных инвесторов, которыми могли бы выступить многочисленные торгово-развлекательные комплексы, коих за последние 10 лет вдоль МКАД построили – и не сосчитать. Современные урбанисты полагают, и вполне справедливо, что именно превращение МКАД в огромный торговый ряд и свело на нет все ее былые скоростные характеристики. Есть и еще одно «но»: большая часть торговли размещена не внутри МКАД, а снаружи – в области. Тому причина – финансовые льготы. Соответственно, и выезд с территорий ТРЦ на МКАД – только в одну сторону – против часовой стрелки. Но МКАД-то закручена в обе стороны. Вот и получается, что примерно половина транспортного потока, выезжающая после шопинга на кольцо, стремится к ближайшей развязке, чтобы развернуться и дальше ехать «по часовой».

content image for: 31543



Такая дополнительная нагрузка не может не сказываться на движении по этим развязкам и прилегающим к ним участкам МКАД. Из всех ТРЦ только руководство МЕГА озаботилась строительством дополнительных эстакад для проезда к своим мегамоллам. Остальных же вроде бы все устраивает. А то, что на МКАД пробки – так в Москве везде пробки.

«Движение на МКАД погубило именно строительство крупных торговых центров в непосредственной близости от проезжей части кольца», - считает Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. – «Для того, чтобы ТРЦ не были причинами пробок на МКАД, необходимо, чтобы были выполнены несколько условий. Во-первых, необходимо обеспечить грамотно обустроенные въезды и выезды на территории торговых комплексов – никаких поворотов под углом 90 градусов! Нужны плавные разгонные и тормозные полосы, чтобы выезжающий транспорт не мешал потоку на кольце. Во-вторых, необходимо парковки перенести как можно дальше от МКАД, в сторону области. Ведь каждый же знает, что скорость на парковке падает: люди ищут свободное место. За таким ищущим порой целый хвост выстраивается, и хвост этот «вытягивается» в крайние правые ряды МКАД, особенно в пятничные и предпраздничные дни. Ну а в-третьих, расширение на три полосы в каждую сторону потребует «отрезать» от Москвы и от области по колечку шириной 10-12 метров – а такого резерва нет ни у столицы, ни у Подмосковья.

content image for: 31543



Да и вообще простое расширение МКАД никакого ощутимого результата не даст. Можно увеличивать ширину кольцевой до 10, 20, 100 полос в каждом направлении – вся проблема не в ширине (раз на дороге нет светофоров, на ней не должно быть пробок), а в развязках, которые и тормозят транспортные потоки. МКАД проектировалась как скоростная кольцевая магистраль – значит, она должна была пересекаться со скоростными же радиальными магистралями. А на практике это обычные шоссе со светофорным регулированием. Например, поток, который вливается с МКАД на Ленинский проспект, уже через 50 метров тормозится светофором. Через километр – еще светофор... Вот и пробка. Или хрестоматийный пример – пересечение кольцевой с Можайским шоссе. Это одна из основных трасс к границе, здесь огромный поток большегрузов – и областная часть шоссе их просто не вмещает! И расширять шоссе некуда – все обочины застроены. И вытягивается с Можайки «хвост» на МКАД, препятствуя нормальному движению. Так что не МКАД надо расширять, а развязки переделывать».

Лев Дёмин