Будьте внимательны, или как делают Logan и Sandero

Чтобы осмотреть производство, где выпускают Logan и Sandero, посетителям пришлось экипироваться. Надеть галоши со стальными вкладышами, нацепить защитные очки и кепку с пластиковой каской внутри, а также облачиться в халат Renault. Но это того стоило!

Поводом, чтобы посетить московский завод Renault, стала презентация расширенных мощностей предприятия. Что изменилось? Увеличена производительность цеха сварки, построен новый цех окраски, удлинена производственная линия сборки... Это сделано, чтобы, помимо популярных седанов Logan, выпускать хэтчбеки Sandero. Посмотрим обновленное производство своими глазами!

Но перед тем, как отправиться на экскурсию, посетителей автозавода основательно инструктировали. «Сегодня — обыкновенный рабочий день, результатом которого станут 330 выпущенных автомобилей, — напутствовал нас провожатый Виталий Шустов, руководитель службы качества комплектующих. — Работает сварка, носятся электрокары — будьте внимательны!»

Поэтому, чтобы осмотреть обновленное производство, где выпускают Logan и Sandero, посетителям пришлось серьезно экипироваться. На ноги надеть галоши со стальными вкладышами, на голову нацепить защитные очки и кепку с прочной пластиковой каской внутри, а также облачиться в фирменный халат Renault. Но это действительно того стоило! Что же удивило журналистов?

Огромная доля ручного труда! Напольные тележки, на которых собираются автомобили, перемещаются вручную, конвейер — простейший подвесной, а работники используют множество хитроумных кондукторов и продуманных стапелей. Причем оборудование спроектировано и изготовлено так, чтобы заводчане, которые проходят специальную школу Renault, не могли ошибиться.

Сама школа Renault находится тут же, неподалеку от сборочного конвейера. Это помещение, напоминающее школьный кабинет труда и наполненное специальными приспособлениями, которые позволяют отработать определенные операции. Здесь мастера не только обучают будущих заводчан, но и определяют, к какому виду работы человек лучше приспособлен

Может, людей заменить роботами? Нельзя: скромное количество автоматических операций объясняется объемами производства и относительно небольшими инвестициями. Если в строительство московского завода Renault вложено 380 млн. евро (из них 150 млн. — в расширение производства), то конкурентам из Volkswagen напичканный роботами калужский завод обошелся в 570 млн. евро!

«Да, чтобы не повышать цены, мы экономим на роботах, — говорит руководитель службы качества комплектующих Виталий Шустов. — Но не экономим на качестве!» Поэтому, помимо традиционных дождевальной камеры и короткого пробега по специальной заводской испытательной дороге, предусмотрены специальные стенды. Там специалисты на разных этапах производства проверяют качество каждого автомобиля.

Пока моделями, выпускаемыми московским заводом Renault, останутся седанчик Logan и хэтчбек Sandero. Причем французы считают, что объемы производства конкретной модели должен диктовать рынок. Но ожидаемое соотношение: 30% — в пользу Sandero, 70% — в пользу Logan. А через некоторое время российское предприятие начнет выпускать долгожданный кроссовер Duster!

Но почему машины, которые прогнозируемо будут пользоваться спросом, так долго добираются к российскому потребителю? Скажем, румыны производят Sandero с 2007 г., а сейчас готовятся выпускать Duster. «Мы не можем запускать производство автомобиля, пока не найдем достаточное количество местных поставщиков, — говорит президент компании Renault Карлос Гон. — Иначе машина будет слишком дорогой!»

Сегодня местных поставщиков достаточно. Немалое количество комплектующих поставляются российскими производителями, а оставшаяся часть привозится из Румынии или Испании (в частности, 16-клапанный двигатель). Но французское руководство предприятия заявляет, что в ближайшем будущем отечественных компонентов станет больше! В итоге, общий объем локализации возрастет с 44 до 75%.

Объемы производства, как и уровень локализации, тоже растут. Если прошлогодний показатель московского завода — 51 188 выпущенных авто, то планируемый результат нынешнего года — 80 000. Причем обновленный завод готов выпускать 160 тысяч автомобилей ежегодно! И это, учитывая, что в прошлом году россияне купили всего 500 тысяч машин сегмента «В», где выступают Logan и Sandero.

Оптимистичные заявления руководства Renault выглядят обоснованными: высокая доля ручного труда и хороший уровень локализации гарантируют стабильность ценников, которая действительно важна российским покупателям. Значит, продукция московского завода останется востребованной небогатыми россиянами. Осталось дождаться доступного кроссовера и дизельных моторов...

Алексей Кованов
Фото автора и компании Renault