1 августа 1976 года, Германия, леденящий кровь Нюрбургринг и дождь на старте. В тот день трасса окончательно попала в немилость «Формулы-1» из-за страшной аварии Ники Лауды. Австрийский чемпион уже на втором круге потерял контроль над своей Ferrari в скоростном изгибе перед поворотом Bergwerk, машину отбросило прямо перед другими пилотами, и красный болид тут же загорелся. Лауду отправили в госпиталь, и с тех пор «королевские гонки» никогда не возвращались в «Зелёный ад». По иронии судьбы именно Лауда незадолго до проведения Гран-При Германии призывал бойкотировать этап на Нюрбургринге из-за его нулевой безопасности.
Но гигантской трассе, построенной по инициативе местных властей в 1927 году, не дали сгинуть в небытие, она не превратилась в зарастающую травой реликвию, как некогда легендарный овал Монцы. В начале 80-х годов Нюрбургринг покинули мотогонки, зато здесь нашли пристанище спортпрототипы группы C – до сих пор абсолютный рекорд времени круга принадлежит Штефану Беллофу, который на Porsche 956 промчался здесь за феноменальные 6 минут 11 секунд.
А сейчас Нордшляйфе активно используют автомобильные концерны. Петляющая на протяжении 20 с копейками километров трасса с 300-метровым перепадом высот – идеальный полигон для настройки шасси и двигателя. Неудивительно, что именно отсюда приходит львиная доля шпионских фотографий грядущих новинок. Но основная прелесть Северной петли в другом.
Приехав сюда, вы на любой машине всего за 22 евро (за круг) сможете открыть шлагбаум и прикоснуться колесами собственного автомобиля к самому сложному, опасному и пугающему треку в мире. И не имеет значения, подготовленный это Porsche 911 GT3 или дизельный минивэн Volkswagen Sharan – тут хватит места для всех. Ежегодно сюда стекаются миллионы паломников со всего мира, и каждый из них надеется покорить эту трассу, вооружившись неизбежным секундомером.
Это всё проделки маркетологов. Именно они подсадили современное автомобильное сообщество на иглу времени круга. Мощность, разгон, максимальная скорость – всё это меркнет на фоне другого показателя, этакого изобретённого универсального мерила сочетания качеств машины и отваги пилота. Помните, сколько шумихи было, когда щепетильно взращиваемые Porsche вдруг объехал на Нордшляйфе японский «выскочка» – Nissan GT-R? Да что уж говорить о борьбе великих, если даже китайские производители начали обкатывать свои новинки в «Зелёном аду»?
Так или иначе, не мечтают побывать на Нордшляйфе лишь те люди, для которых автомобиль – неодушевлённая самоходная «железка». Я себя к таким не отношу, поэтому был здесь уже дважды, пусть и на машинах, которые не слишком-то отличаются от определения выше. Но в этот раз всё было по-другому, по-настоящему!
Почему? Да потому, что на Нюрбургринг я попал, выиграв ежегодное мероприятие Zoom-Zoom Challenge, которое устраивает на автодроме в подмосковном Мячково российское представительство Mazda. Тогда тоже было весело и интересно, не стала помехой даже промозглая октябрьская погода. Сначала мы разминались на трёх участках кольца, выполняя нехитрые упражнения – слалом, прохождение связки поворотов и левой «шпильки» с остановкой базой. То есть, затормозить нужно было так, чтобы конусы, обозначающие финиш, остались между передней и задней осью. В финале – хронометраж и почти полный круг трассы.
Но то была лишь «учебка». Плоское кольцо в Мячково длиной чуть более трёх километров – не чета Нордшляйфе с её миллионом поворотов и 300-метровым перепадом высот. А главное – Северную петлю предстояло покорять уже на новой Mazda3 MPS, а не на двухлитровой версии «трёшки» с автоматической коробкой. Дату вылета я ждал с огромным нетерпением!
Свой антураж вносило и расположение нашего отеля - его построили буквально за трибунами «формульного» кольца Нюрбургринга. А рядом – строящийся огромный развлекательный комплекс, где уже функционирует музей и несколько магазинов и скоро доделают самые экстремальные в мире «американские горки». Обещают, что игрушечные поезда будут носиться с совсем не игрушечной скоростью – до 217 км/ч. Да и сама гостиница расположена на улице Штефана Беллофа. В общем, настроение было задано ещё до выезда на трек.
Но наутро стало не по себе. Дождь! В памяти тут же всплыла картина двухлетней давности, когда я едва не перестарался здесь в похожих условиях. Так что сначала ни о каком «отжиге» не могло быть и речи, на Нордшляйфе нереально скользко в такую погоду из-за накатанной на правильной траектории резины. Наверняка многие попадали на мокрое резиновое покрытие – оно часто встречается на железнодорожных или трамвайных переездах. Так вот, здесь похожая картина. В итоге, дабы не наломать дров, мы начали кататься «паровозиком» за ведущей Маздой Бориса Шульмейстера – профессионального пилота и инструктора Академии спортивного вождения Mazda.
К слову, по Северной петле я намотал немало кругов в компьютерных симуляторах, но с первых же метров я понял – нужно начинать с нуля. Не помог и опыт прошлых поездок, мой накат составлял ничтожные 8 кругов за два визита. Так что я сделал очень верный шаг, предложив составить компанию опытному Юре Ветрову из «Авторевю», серебряному призёру мячковских соревнований.
Пока Борис рассказывал по рации о тонкостях прохождения разных поворотов и развлекал нас меткими шутками, дождь кончился, но на скорое высыхание трассы надежды не было. Стоило дождаться, пока наша «машина безопасности» свернёт в «боксы» и прибавить темп, как тут же стало ясно – шины ни к чёрту! Штатные Dunlop SP Sport 2050 категорически не любят влагу – наш красный хэтчбек так и норовил навязать свою волю. То снос, то занос, а на разгоне всё внимание – передним колёсам, на которые обрушиваются 380 ньютон-метров. Какой тут секундомер, на треке бы удержаться.
Хорошо охлаждают пыл и жёлтые флаги, которыми усердно машут маршалы каждые полчаса. Вот стоит в «Ласточкином хвосте» спортивный Mercedes 190E, щедро полив асфальт антифризом из разбитого радиатора, парой кругов позже – Honda Civic Type-R в первой же связке поворотов. В этом и есть главная опасность подсыхающей трассы. Едешь по «сухой» траектории, а за перегибом – влажно!
От ненужного риска нас удержала загоревшаяся лампа – бензин кончается! Немудрено. В таких режимах Mazda3 MPS плохим аппетитом отнюдь не страдает, кушая по 20-25 литров на сотню километров. Итак, на заправку. Не забыли «заправить» и собственные «баки». Обед, кстати, был по-армейски быстрым – не хотелось терять время, находясь в таком месте. И тут из-за туч появилось солнце!
Асфальт начал стремительно подсыхать, чему, конечно, способствовал и аншлаг на трассе – воскресенье. И мы поехали. Пара кругов и есть первый выход из 10 минут, а ведь Юре мешал и трафик, и жёлтые флаги. Значит, есть возможность улучшать. Меняемся местами. Шлагбаум, ретардер из конусов и я выхожу на длинную прямую. Мост, включаю секундомер.
К слову, во время «туристских дней» здесь нельзя использовать весь круг целиком – организаторы перекрывают почти трёхкилометровую прямую Dottinger Hohe. Поэтому все фанаты, которые тут катаются, используют так называемое время BTG (bridge-to-gantry), то есть от моста до балки, обозначающей финиш. Не стал исключением и я. А особенно мне хотелось проехать круг даже не 10, а 9 минут. Благо, что машина для этого подходила наилучшим образом.
Мой первый «боевой» круг был испорчен происшествием с прокатным Suzuki Swift Sport, что лишний раз свидетельствует, насколько опасно тут обгонять. Догнал я красного «колобка» уже на спуске к Hatzenbach I, а дальше нам предстояло пройти весьма сложный участок. Пилот Suzuki сбросил скорость, ушёл правее и... прямо передо мной начал «захлопывать калитку». Экстренное торможение, руль влево, выскакиваем на траву. Обошлось, хотя разошлись в полуметре! Просто в последний момент он, видимо, передумал меня пропускать в этом месте и решил сделать это в следующем повороте.
Скорость потеряна, в нужный ритм пришлось входить ещё пару минут, да и нужно было подождать, пока колёса очистятся от травы и грязи после вылета. К тому же, в самом медленном повороте трассы, Wehrseifen, «разложилась» BMW M3. Повреждения не критичные, пострадавших нет, но жёлтый «сектор» начался аж на самом начале спуска в Metzgesfeld. В результате, пока убирали BMW, а мы обменивались впечатлениями, время стремительно шло к закрытию трассы – в этот день всё кончалось в 16.00.
К счастью, с резиной всё в порядке и она не перегревалась даже на сухом асфальте. Конечно, было уже достаточно холодно (ноябрь!), покрышки очень жёсткие, но главное – на Нордшляйфе нет «затычных» поворотов, а в скоростных мы ехали не настолько быстро, чтобы использовать их потенциал на все 100 процентов. Не зная трассы, как-то не хочется вслепую атаковать на перегибах на скорости под 200.
Запомнить трассу очень непросто – на это уйдёт никак не меньше 40-50 кругов. До знаменитой «Карусели» участки ещё узнаваемые. К тому же, много прямых, за которые мозг успевает «остыть». А вот дальше – сущий кошмар. Спуск, подъём, куда дальше? Влево! Нет, вправо! Господи, когда же он кончится? Поэтому, чтобы каша в голове окончательно не овладела всем мозгом, мы ездили по 2-3 круга, а затем менялись местами. Итак, остаётся два моих последних круга в тот день и полчаса до закрытия.
Начало хорошее – нет ни мотоциклистов, да и пропустить пришлось лишь парочку Porsche. В машине трое – я, Юрий Ветров и мой знакомый Костя из Mazda3-клуба (ребята устроили пробег по Европе и заодно заскочили на Нюрбургринг). Но лишний вес MPS-ке нипочём – тяга у мотора великолепная. Не возникло претензий и к тормозам. Да и шины реабилитировались, позволяя держать хороший темп.
А главное – Mazda3 MPS сменила гнев на милость. Сумасшедшая на скользком покрытии (из-за резины и особенностей трассы), она буквально преобразилась на сухом асфальте, радуя понятными и правильными реакциями. Если прежняя MPS могла и наказать за ошибки, то новая только поможет исправить. То что надо для незнакомого трека!
В позитивном настроении мы долетели до Metzgesfeld... а там горит жёлтый светофор! О, нет! Неужели опять? Снова тащимся практически километр до Wehrseifen, но нет ни маршалов с флагами, ни эвакуатора, ни разбитой машины. Чёрт подери, они просто забыли его погасить! Да ещё и этот песок в Schwalbenschwanz, которым засыпали антифриз из того Мерседеса. Отсечка времени – 9 минут 15 секунд.
К шлагбауму подъезжаю с вновь загоревшейся «бензиновой» лампой. Едем? Давай, на круг хватит! Разгон, мост, секундомер. Машин почти нет, люди уже разъезжаются с парковки, это наш шанс. Только перед началом спуска к Aremberg немного помешал Гольф. Но и без того скорость перед началом торможения переваливает за 220.
Aremberg прошёл отлично! «Лисья нора», 5 бордюров, взлёт вверх к Adenauer Forst, режу слева, торможение, левый, правый, снова разгон... Перед Metzgesfeld светофор уже не горит, погасили (не прошло и 2 кругов!), впереди начинает маячить Mini Cooper S Cabrio. После Kallenhard он уходит правее, пропускает, обхожу. Спускаюсь к Wehrseifen, торможу, вторая, выхожу, газ в пол, третья... а машина не разгоняется!
Ровно в том же месте, где стояла разбитая BMW М3, у меня начало отливать топливо! Пятая передача, климат-контроль отключаем и снижаем скорость до 80. Вот и Mini проехал мимо, водитель смотрит на нас с немым вопросом. А у нас вопрос явный: «Неужели мы снова израсходовали 60-литровый бензобак?!» Обидно до ужаса – всё шло как по маслу, и мой «штурман-хронометрист» подтвердил, что из «девятки» бы точно выехали...
Хорошо, что хватило топлива до парковки и потом до заправки. Но в тот день я потерял шанс зафиксировать выход из 9 минут, времени бы уже не хватило. Была бы трасса была сухая с самого утра... Конечно, ужин в культовом ресторане Pistenklause в самом Нюрбурге, где все стены украшены автографами пилотов и морем гоночных фотографий разных лет, сгладил моё расстройство. Утром был туман и ливень, который продолжался весь день, так что нам ещё повезло с погодой накануне. И главное – я понял, что болен. Болен от того, что начал понимать эту трассу и теперь мне хочется вернуться туда как можно скорее. Жаль, что победители Zoom-Zoom Challenge не могут второй раз претендовать на призы. Но я обязательно что-нибудь придумаю.
Вадим Гагарин
Фото автора и компании Mazda