«Шелковый путь» - песчаный ад

Мы решили остановиться в гостинице. Уж лучше бы мы жили в палатках! Бивуак - спасибо пригласившей нас команде Volkswagen - организован просто потрясающе

День начался с негатива. Дело в том, что после нескольких ночей в палатках мы приняли решение остановиться в гостинице казахского города Жанаозен. Уж лучше бы мы остались в палатках! Бивуак - спасибо организаторам ралли-рейда и пригласившей нас команде Volkswagen - организован просто потрясающе. Для участников ралли есть все удобства: души, отличная еда, электричество и Интернет. Надо сказать, что в «лучшей гостинице» Жанаозена ничего этого не было и в помине. Был совершенно нерадушный прием, вымогательство сувениров и, в довершении ко всему, совершенно наглый обсчет при выезде (прайс взвинтили вдвое, невинно уверяя, что то, что «висит на стенке», уже не действует, а новые цены еще не напечатаны). Ну да ладно, ругаться с администрацией времени не было, и мы выехали на старт гонки.

content image for: 29617



Вот и начались настоящие пески. Не легкий пляжный вариант, по которому приятно прохаживаться со стаканчиком мороженного, а вполне себе серьезные барханы, метров тридцати в высоту. Именно с такого бархана и начинался наш шестой день гонки.

Восход солнца в песках обладает воистину волшебным магнетизмом. Прибыв как положено за час до старта, мы стали свидетелями того, как красный восход окрашивает колоссальные дюны. Ящерицы и змеи закапываются в песок, стараясь успеть до испепеляющего солнца, а легкий ветерок клубами мелкого, как пыль, песка закручивает на песчаных гребнях недолговечные завитки.

content image for: 29617



Сразу же после нас на место старта прибыл вертолет, десантировавший судейскую бригаду – она всего за пятнадцать минут построила стартовые створы, настроила спутниковую связь и прочие необходимые коммуникации. Вообще о судейской бригаде и маршалах, которые обслуживают гонку непосредственно на трассе, стоит рассказать отдельно. В обычной жизни это юристы, служащие, сисадмины. Но непосредственно к каждой гонке они готовятся, как к ежегодному отдыху на Ривьере. При этом отдых выдается посложнее большинства работ. Маршалы встают раньше всех и выдвигаются на намеченные точки. Те, кому положено встать на середине трассы, то есть в самом сердце боевого участка, куда и пилоты-то на подготовленной технике добираются за несколько часов, выезжают почти что за сутки. Там они ревностно выполняют свои обязанности, глотая пыль, поднятую многотонными грузовиками. И при всем при этом они не получают ни копейки!

Подъехав к подножью бархана, мы стравили воздух в резине до приемлемой одной атмосферы и ринулись на штурм песчаной горы. К нам сел один из пилотов, выступающий на этом ралли в ранге организатора.

content image for: 29617



- Так, ребята, газ в пол, и не в коем случае не останавливаться! Выбирать по возможности гребни барханов, они наиболее твердые. Если встали, то сдавать только назад. И это... если что, копать будете вы.

Touareg рыкнул мощным дизельным мотором и начал набирать скорость. Взлетев до середины бархана он словно уперся в вязкое желе, скорость начала падать. Антипробуксовочная система изо всех сил старалась предотвратить закапывание в песке. Но до гребня было еще несколько десятков метров.

- Режь траекторию!

Я довернул руль, спрямляя путь по склону, автомобиль, вновь обретя сцепление, дернулся и взлетел на вершину бархана.

content image for: 29617



А за ним!!! До горизонта расстилаются прибойными колоссами волн огромные барханы, подсвеченные восходящим солнцем! Нога сама нажала на тормоз, и мы остановились, восхищенные небывалым зрелищем. Выйдя из машины, мы по щиколотку провалились в песок. Он оказался таким мелким, что можно было подумать, что это пыль. Вся поверхность бархана испещрена следами местной живности, а чахлые верблюжьи колючки рассыпались тленом пересохших стеблей.

content image for: 29617



Вдоволь побродив по бархану, мы услышали, что на горизонте взревел двигатель стартующего Volkswagen. Автомобиль подскочил к бархану, резко завернул с наезженной колеи и птицей взлетел по склону, который нам казался практически неприступным. Вмиг достигнув гребня, он с отрывом всех четырех колес перепрыгнул бархан. Вновь рев двигателя, очередной взлет и прыжок. Так, казалось, легко и непринужденно, можно преодолеть эти преграды! Но чуть позже выяснилось, что кажущаяся легкость совершенно обманчива. Когда к месту подъема на первый бархан подъехала основная масса участников, стало понятно, кто умеет ездить по песку, а кто нет!

content image for: 29617



Мощные полноприводные автомобили ископали склон вдоль и поперек, но практически никто не смог заехать на него с первого раза. Огромный бархан превратился в песочницу, в которой увлеченно копалась пара десятков великовозрастных детей в спортивных комбинезонах и шлемах. Они с азартом домкратились, подкладывали под колеса сэнд-траки, махали лопатами. При этом окрестности оглашались непередаваемой (по этическим соображениям) смесью отборной ругани штурманов (ну конечно, пилот виноват, как так можно рулить?) с пилотами (штурман, ты куда меня завел?) на семи различных языках. И если машины класса «суперпродакшн» выбирались достаточно легко (в их распоряжении специальные домкраты, стационарно встроенные в борта автомобиля), то пилотам и штурманам серийных автомобилей приходилось работать лопатами.

Автомобили выкапывались, проезжали десять-двадцать метров, и снова застревали. Постепенно выявились две победные тактики. Либо отправлять взмокшего штурмана на разведку, либо очень быстро копать.

content image for: 29617



Что же касается непосредственно гоночных перипетий, то Карлос Сайнц продолжал нащупывать слабые места своего главного соперника, надеясь на то, что нервы катарского спортсмена не выдержат, и он допустит ошибку. Как сделать так, чтобы виртуозный гонщик, чемпион в стрельбе по тарелкам и, кроме того, бывший пилот WRC (классическое ралли) потерял хладнокровие и бдительность? Пока что ничего придумать не удалось, но Сайнц – двукратный чемпион мира по WRC - продолжает упорствовать. Небольшая ошибка в навигации, а затем прокол колеса, заставили Насера сражаться в пыли его коллег по команде. И на СР2 (360 км) Карлос Сайнц отыгрывает у него 5 минут 16 секунд и едва не поднимается на первое место в общем зачете гонки!

content image for: 29617



Однако Насер не дрогнул. Он, наоборот, решил, что настало время предпринять ответные меры. При первой же возможности он обгоняет Сайнца и уходит вперед, не попрощавшись с соперником. Тем не менее, по итогам дня лучшее время у Карлоса Сайнца с преимуществом в 3 минуты 13 секунд над катарцем.

content image for: 29617



По мере того, как развиваются события, никто не может предсказать, как сложится борьба за пятое место (первые четыре, наверняка, будут за пилотами Volkswagen). Накануне пришлось отступить Кристьяну Лавиею: на его автомобиле отказала коробка передач. Позднее вечером француз узнал, что может выйти на шестой этап, но с большой временной пенализацией (штрафом) и на предпоследнем месте. Маттиас Каль перевернулся на своем автомобиле. Ему понадобилось около трех часов для ремонта. Теперь немец может забыть о своих амбициях по поводу пятого места в общем зачете. Бернар Эрандонеа был фаворитом гонки в категории «не Volkswagen». Но это оказалось непосильной ношей для спортсмена, а точнее для его автомобиля: на 317 км ралли сломался один из карданов багги. Таким образом, Бернар также перестал быть конкурентом российских экипажей Алексея Беркута и Руслана Мисикова. Mitsubishi Беркута стартовал на 12 минут раньше Мисикова, но вскоре застрял. Теперь у Руслана Мисикова (команда Nart Time) есть все шансы побороться за пятое место.

content image for: 29617



Предыдущий этап принес команде КАМАЗ-Мастер досадные потери: Владимир Чагин потерял три часа и лишился всех шансов на победу в финале. Но пилот вновь стал показывать «высший пилотаж». А как еще можно охарактеризовать его результат на специальном участке, пересекавшем границу Казахстана и Туркмении? Эти 514 километров он «пролетел» за 5 часов 29 минут, то есть в ритме лидеров автомобильного зачета. Надежно возглавляющий грузовой зачет Фирдаус Кабиров должен контролировать ситуацию, но, хотя он и отстал от Чагина на 27 минут, однако финишировал вторым на СУ, обойдя Жерара Де Роя. Приехавший четвертым экипаж Ильгизара Мардеева вышел на третью позицию по сумме этапов.

content image for: 29617



Итак, вдоволь посмотрев на «резвящихся» в песке раллистов, мы двинулись в сторону Туркмении. Что ожидает нас в этой стране?

Страна Туркменбаши встретила нас полным отсутствием дорог в районе пограничного перехода. Благодаря феноменальной организации ралли-рейда попасть в страну, в которую обычному россиянину нужно получать визу, нам удалось за пятнадцать секунд, причем не выходя из машины. Пограничники лишь записали номер автомобиля и спросили, сколько человек сидит в салоне. Даже паспорта не попросили! Перейдя границу, мы по разбитой танковой колее ехали в стиле трофи-рейда. Через несколько минут на горизонте показался.... сбитый истребитель! Переваливаясь через метровые колеи под треск всех электронных систем нашего Touareg, мы добрались до остова боевой машины. Совершенно определенно, по ней палили из крупнокалиберного пулемета. Судя по фюзеляжу, это был древний МиГ. Забравшись на крыло, мне удалось прочесть несколько надписей в стиле «здесь был Вася», датированных семидесятыми годами. Видимо самолет использовался как учебная мишень.

content image for: 29617


Проехав еще около двадцати километров, мы достигли первого жилого места в Туркмении. Завод по производству соли (Каспий в каких-то ста метрах) - полуразвалившийся и брошенный. На автобусной остановке около него были две девушки в национальных костюмах. Приветливо машут, видимо ожидая автобуса. Останавливаемся и заводим беседу. Девушки к нашему удивлению не тушуются, а уверенными, поставленными голосами выдают фразу «Мы приветствуем вас в солнечной Туркмении. Мы очень рады видеть вас в нашей мирной спокойной стране. Мы живем здесь в достатке и всем довольны». Больше из девушек не удалось вытянуть ни одного слова, и они сделали вид, что сосредоточенно продолжают ждать автобуса. Стоял ли офицер внутренней службы за остановкой, нервно сжимая в руке «маузер», нам выяснить не удалось.

content image for: 29617

Дорога до Туркменбаши (вторая столица Туркмении) не отличается хорошим качеством. Зато новый район Аваза - практически копия Дубаи. Ультрасовременные гостиницы и шикарные автострады. Вот только бедные лачуги еще не все перенесли за линию горизонта, и они очень портят «правильное» впечатление. Кстати, как выяснилось, десяток многоэтажных отелей большую часть года пустуют в ожидании скорого туристического бума.

content image for: 29617



При всем этом наследии недавнего прошлого видно, что перемены в стране идут полным ходом. В гостиницах появился Интернет (хотя пока что заблокированы половина иностранных сайтов, а стоит выход в сеть около 600 долларов (!!!) за один гигабайт при скорости в 54кб/с), по радио вещают ведущие на английском языке, и нет ни одного нового памятника Президенту! Строятся дороги и новые дома. Также вовсю строится газопровод в обход России. В городах практически отсутствует преступность, можно спокойно оставить ключи в замке зажигания, и с утра обнаружить свой автомобиль на том же месте!

content image for: 29617



Если в Казани на кавалькаду автомобилей чуть ли не плевались (пробок понаделали!), в Казахстане приветственные речи были по-деловому кратки, а угощения скромны, то в Туркменистане на дорогу высыпало, казалось, все население. Школьники в отутюженной форме махали цветами и портретами Президента, женщины в национальной одежде предлагали разнообразные яства. А вечером на бивуаке был устроен потрясающий концерт местной самодеятельности.

content image for: 29617



Сидя в юрте бок о бок с лидером гонки, Насером Аль Аттией (крайне позитивным и открытым катарцем), мы принялись угощаться великолепно приготовленной бараниной. И тут катарец вспомнил, что у него то, мусульманина, рамазан! Спросив у девушки, наливающей чай, кушает ли она что-то до захода солнца, он получил естественный ответ - «Конечно нет, пост!». Насер напрягся и расстроился, ведь он совершил грех. Пришлось мне напоминать ему старую христианскую мудрость, что человек, находящийся в пути и на войне, освобождается от поста. Насер подумав, согласился, что он явно находится в путешествии.

Помолчав, добавил - «Да и на войне, пожалуй, тоже!».

Глеб Хойт

Фото автора