На первый тест-драйв новой Mazda3 в России я, признаться, ехал не в самом лучшем настроении. Ведь опробованная в Португалии европейская версия «трешки» проявила себя не самым лучшим образом.
«Показанная нам в Португалии «трешка» произвела двоякое впечатление. Mazda3 оказалась заметно тише, а салон стал лучше – это плюс. Огромный плюс. Mazda3 с бензиновыми двигателями, заточенными под Евро-5, стала ехать хуже – это минус. Огромный минус», – именно так было написано в последнем абзаце статьи про европейскую презентацию нового поколения Mazda3. «Экологически чистые» моторы «трешки» не позволяли получать удовольствие от вождения. И, помнится, если Mazda3 с двухлитровым движком еще показывала хоть какую-то динамику, то автомобиль с 1.6 просто навевал грусть. Вот соответствующая выдержка из прошлого материала: «Двигатель раскручивается неохотно, при нажатии на педаль газа заметного подхвата, который был раньше, не происходит, машина стала очень требовательна к выбору передачи. Стоит только на подъеме в горку оставить третью вместо второй, как автомобиль тут же скисает. А ведь раньше этот холм можно было бы одолеть и без переключения! Мотор бы вытянул. В общем, сплошное разочарование – пока двигатель не набирал 3000 об/мин было такое чувство, что под капотом не 1,6 л, а 1,4 или даже 1,2 л».
Неужели все?
Но уже в Португалии была надежда на спасение. Ведь показанные нам в марте автомобили имели двигатели, заточенные под экологические нормы Евро-5 и минимальный расход топлива. А у нас в России решили продавать машины с моторами, которые выполняют нормы Евро-4. Казалось бы, мелочь, но разница в один евро оказалась заметной. По сравнению с европейскими версиями автомобиль, поставляемый в Россию, стал ехать лучше! Теперь двигатели работают точно так же, как и раньше. Да, собственно говоря, они и являются такими же: 1,6 л со 105 л.с. и 2,0 л, который выдает 150 л.с.
Среди коробок передач изменений тоже почти нет. Разве что 2,0-литровый мотор получил более современный 5-ступенчатый автомат, вместо 4-ступенчатого (у мотора 1.6 коробки старые). Причем, есть один весьма интересный нюанс – поставляемые в Россию автомобили с 2,0 л и «автоматами» будут иметь стильные подрулевые переключатели скоростей. А вот на европейских машинах такой «фишки» нет. Судя по всему, японцы поняли, как в России любят машины с автоматическими трансмиссиями, и поэтому делают нам подобные бонусы (по статистике, раньше 72% покупателей Mazda3 2.0 выбирали именно АКПП).
Во время теста все журналисты стремились взять себе автомобиль с 2,0-литровым мотором. Понять их можно – такая машина может отжечь. И она отжигает, особенно если двигатель работает в паре с «механикой». Конечно, 150 «лошадок» для машины класса «С» это не предел мечтаний (мы в уме держим Mazda3 MPS, которую нам покажут уже в сентябре). Но скрытый под капотом табун работает честно. В итоге при нажатии на педаль газа «трешка» мощно ускоряется, обгоны грузовиков даются легко, да к тому же и переключать передачи здесь очень приятно – механизм коробки передач заслуживает похвал. В общем, для себя я бы взял именно 2,0-литровую Mazda3 на «ручке».
Но работа заставила меня почти все время тестировать автомобили с мотором 1,6 л. Ведь Mazda3 именно с таким силовым агрегатом будет самой популярной в нашей стране. Как уже было сказано, Mazda3 нового поколения с мотором 1,6 едет не хуже старого. При наличии «механики» мотор тянет вполне прилично, позволяя уверенно себя чувствовать не только в городском потоке, но даже и на трассе. Неплохо для 1,6-литрового моторчика, совсем неплохо.
Mazda3 1.6 со старым 4-ступенчатым «автоматом» уже лишается своего драйверского характера. Здесь ощущения от динамики разгона совершенно другие – все происходит спокойно и неторопливо. Да и переход в ручной режим не слишком помогает, задержки при переключении передач заметны (хотя в этом случае появляется возможность постоянно держать обороты в районе 4000 – 6000 об/мин, когда двигатель начинает дышать полной грудью). Но особого раздражения сочетание 1.6 + «автомат» не вызывает. По крайней мере, динамика такой Mazda3 не хуже, чем у конкурентов.
Что касается управляемости, то тут все в порядке. Автомобиль отлично реагирует на движение рулем, четко держит траекторию. Причем, излишняя дерганность, за которую раньше кое-кто критиковал старую Mazda3, пропала. На извилистых дорожках даже при наличии 1,6-литрового мотора можно получить массу удовольствия, проходя повороты. Поверьте, на такой трассе «трешка» способна возбудить даже самого спокойного водителя: пониженная, газ в пол, торможение перед поворотом, при загруженных передних колесах руль в сторону, легкое попискивание покрышек, крик жены «ты совсем обалдел???», снова газ в пол... И так далее пока не вспотеют ладошки.
Ответил российский тест Mazda3 и еще на один вопрос – действительно ли в этой машине стала лучше шумоизоляция? Ведь не секрет, что раньше она была самым слабым местом «трешки», отпугивая многих покупателей. Ибо управляемость и динамика это, конечно, хорошо, но ведь иногда хочется просто с комфортом доехать с работы до дома. Все уверения японцев о том, что шумоизоляция машины улучшилась на 6-11%, оказались истинной правдой. Mazda3 нового поколения внутри действительно оказалась тише старой! Это стало возможным не только за счет установки приличной изоляции моторного отсека. Инженеры поработали над аэродинамикой, добавили шумополгощающих материалов на крышу и задние стойки кузова, значительно снизили вибрации от двигателя, усилили кузов... В общем, работа была проделана немалая.
Лучше стал и салон. Это касается не только материалов отделки, но и дизайна, главной «фишкой» которого является большой козырек наверху. Под этим самым козырьком скрываются два экранчика, на которые выводятся данные бортового компьютера, музыкальной системы и климат-контоля. Но эти дисплеи не вызвали бурного восторга – смотрятся они довольно просто. Говорят, уже осенью на левый монитор можно будет выводить данные навигационной системы, причем русскоязычной (навигация, разумеется, будет идти только за доплату в 39 000 рублей). Правда, уже сейчас можно назвать главный эргономический просчет навигации – кнопки управления системой будут расположены только на руле. А что прикажете делать пассажиру? Ведь в поездках очень часто именно он занимается прокладыванием маршрута, просмотром карты в различных масштабах, забиванием нового адреса и так далее.
Теперь о комплектациях и ценах. Увы, но Mazda3 подорожала. Если раньше цены на «трешку» начинались с отметки 625 000 руб., то сейчас речь идет уже о 637 000 руб. Причем, старая машина имела в базе кондиционер, а в новой его нет! Утешением является то, что вместо «кондея» в начальном оснащении появилась система стабилизации.
А самая популярная в России «трешка» 1.6 + «автомат» в комплектации Touring стоит уже 770 000 руб. (раньше – 736 000). Машина с «механикой» продается за 717 000 руб. Собственно говоря, в Touring будет все, что нужно для нормальной жизни: шесть подушек, всевозможные электронные системы безопасности, магнитола с управлением на руле, электропривод стекол и зеркал, кондиционер.
Если же кто-то хочет иметь двухзонный климат-контроль и литые «шестнадцатые» диски, то тогда есть комплектация Touring Plus (еще там будет подогрев сидений, задний парктроник, противотуманки и музыкальная система с шестью динамиками, а не с четырьмя).
На вершине гаммы окажется как всегда комплектация Sport: спортивный обвес, круиз-контроль, подогрев ветрового стекла, би-ксенон, 17-дюймовые диски. Такие машины с 2,0-литровым мотором и «механикой» будут стоить 925 000 руб., а с АКПП 977 000 руб. Если прибавить еще доплату за краску металлик, то получится почти миллион! Раньше самые дорогие «трешки» можно было купить за 831 000 - 880 000 руб. (такие машины были лишь немного беднее новых – они имели «одинарный», а не «двойной» ксенон, и простой, а не двухзонный климат-контроль).
Что же в итоге мы имеем? Российская версия Mazda3 ведет себя на дороге лучше европейской – теперь ее двигатели уже не так сильно задушены жесткими экологическими нормами. И получается, что у новая Mazda3 без всяких скидок стала лучше старой. Она сохранила характер своих двигателей, но при этом получила более качественно собранный салон, заметно лучшую шумоизоляцию, более «собранную» подвеску. В общем, машина стала взрослее. А вместе с ней подросли и цены – увы, но новая Mazda3 стала одним из самых дорогих автомобилей в своем сегменте.
КОНКУРЕНТЫ
Сколько стоят соперники новой Mazda3? Сразу скажем – на базовые цены мы смотреть не будем, ведь официально тот же Ford Focus можно купить за какие-то смешные 345 000 руб. Но попробуйте позвонить в автосалон и потребовать продать вам эту машину. Поднимете настроение скучающим продавцам. Поэтому давайте сравнивать машины в похожих комплектациях. В качестве ориентира возьмем Mazda3 с двигателем 1.6 в комплектации Touring (напомним, что это шесть подушек, АБС, система стабилизации, электропакет, кожаная отделка рычага КПП и руля, кондиционер, музыка). Японцы оценивают свою продукцию в 717 000 руб. при наличии механики и в 770 000 руб. с АКПП.
Ford Focus российской сборки в кузове седан с мотором объемом 1,6 л (115 л.с.) в комплектации Ghia с дополнительно взятыми опциями (например, за противозаносную систему здесь надо доплачивать) стоит 653 800 руб. Автомобиль с «автоматом», но с мотором мощностью 100 л.с. обойдется в 671 800 руб. То есть на «сотку» дешевле Mazda3 с «автоматом», хотя спорить не будем – многие покупатели воспринимают Focus как менее престижную модель по сравнению с Mazda3.
А вот Volkswagen Golf шестого поколения выглядит весьма сильным соперником, который по своему имиджу как минимум не уступает Mazda. Golf с мотором 1,6 л (102 л.с.), кондиционером, музыкой, электропакетом, семью подушками и противозаносной системой стоит 664 202 рублика. Машина с 7-ступенчатой DSG (заменяет «автомат») обойдется в 734 709 руб. Вот что значит российская прописка – напомним, что Golf сейчас собирают на заводе Volkswagen в Калуге.
Toyota Auris с 1,6-литровым мотором и «механикой» стоит 814 500 руб., а версия с «роботом» идет только в наборе с легкосплавными дисками и двухзонным климат-контролем за 848 000 руб. (аналогичная Mazda3 Touring Plus стоит 833 000 рублей). Но Toyota в последнее время традиционно стоит дороже конкурентов.
Пятидверная Honda Civic тоже недешевая, но она обладает чуть более хорошей комплектацией и 1,8-литровым мотором мощностью 140 л.с. (то есть ее можно вообще сравнивать с 2,0-литровой Mazda3). И стоит такая машина сейчас 736 700 руб. за версию с «механикой» и 763 200 руб. с «роботом». А если вас интересует седан Civic, то такой автомобиль с «автоматом» может обойтись в 715 500 руб.
Mitsubishi Lancer существенно дешевле «трешки», хотя внутри он заметно проще. Автомобиль с 1,5-литровым мотором (109 л.с.) можно взять за 539 000 руб. А за 639 000 руб. продают машину с двигателем объемом 1,8 л (143 л.с.) в комплектации Intence с семью подушками, электропакетом, музыкальной системой и климат-контролем (у такого автомобиля не будет разве что системы стабилизации). Аналогичный автомобиль с АКПП стоит 659 000 руб. А за 734 000 руб. можно взять Lancer со всеми наворотами, 2,0-литровым мотором (150 л.с.) и системой полного привода!
P.S. А вообще у Mazda3 нового поколения сейчас есть прекрасный внутренний конкурент. И еще какой – Mazda6. Сейчас японцы делают приличные скидки на эту модель, благодаря чему она получается... дешевле новой «трешки». Да-да, это не шутка. Так, седан Mazda6 с мотором 1,8 (120 л.с.) в комплектации Touring с двухзонным климат-контролем и легкосплавными дисками можно купить за 748 000 р. Аналогично оснащенная Mazda3 с мотором 1,6 (комплектация будет называться уже Touring Plus) стоит... 781 000 «деревянных»! То есть за 33 тысячи ДОРОЖЕ.
А, например, седан Mazda6 с 2,5-литровым (!) мотором и «механикой» в комплектации Sport можно взять за 906 000 руб. Для сравнения Mazda3 2,0 Sport стоит 925 000 руб. или на 19 000 дороже.
И еще один P.S.
Сейчас за 788 400 руб. можно купить BMW 116i в комплектации Limited Edition с 6-ступенчатым «автоматом» (!), системой стабилизации, кондиционером, музыкой и прочими «наворотами». Это всего лишь на 18 400 руб. дороже, чем Mazda3 1.6 Touring с 4-ступенчатым «автоматом». Правда, сразу скажем – такие BMW уже почти все раскупили.
Текст: Денис Смольянов
Фото автора