Ралли Финляндии: первая «домашняя» победа Хирвонена

Лидер чемпионата впервые в карьере выиграл этап в Финляндии и продолжает отрываться от Себастьена Лёба

Финский этап по праву считается украшением календаря чемпионата мира по ралли. Фантастически быстрые грунтовые участки, изобилующие трамплинами, и огромное число участников ежегодно привлекают море болельщиков. Неудивительно, что незадолго до старта гонки организаторы продлили контракт – Ралли Финляндии остаётся в WRC как минимум до 2014 года.

И впервые лидером чемпионата сюда приехал Микко Хирвонен – после победы в Польше финн занял первую строчку в турнирной таблице. И его «домашний» этап должен был дать ответ на вопрос – продолжит ли Хирвонен возглавлять личный зачёт или его вновь скинет с вершины пятикратный чемпион Себастьен Лёб.

content image for: 29293


Тестовый участок в который раз остался за французом, а вот заводские «Форды» оказались лишь на 6-м и 8-м местах. Видимо, оба пилота получили наказ от Малькольма Уилсона не рисковать впустую – Хирвонен борется за чемпионат, а над Латвалой недавно висела угроза увольнения в случае очередной аварии и схода.

content image for: 29293


Впрочем, в четверг руководство Ford подтвердило, что заводская команда остаётся в чемпионате мира ещё на 2 сезона и сохраняет состав на 2010 и 2011 годы. Так что Латвала смог вздохнуть спокойно. Кстати, следующий год станет последним для «боевого» Focus WRC, а затем его сменит Fiesta, подготовленная по требованиям группы S2000 и оснащённая 1600-кубовым турбомотором.

А вслед за «Голубым овалом» таким же заявлением разразился и «Двойной шеврон» – шеф спортивного отделения Citroen, Оливье Кеснель, также подтвердил участие марки до 2011 года включительно. И, вероятно, очень успешный C4 WRC в будущем уступит место более компактной машине. Скорее всего, ей станет новый С3 S2000.

Порадовал Кеснеля и «потешный» участок Killeri – зрительский «доп» с параллельным стартом. Ещё бы – в первой шестёрке оказалось целых 5 Ситроенов! Но недолго радовались французы – ровно до утра пятницы, когда началось настоящее Ралли Финляндии.

content image for: 29293


Во-первых, гонку возглавил Микко Хирвонен, а, во-вторых, на первом же пятничном отрезке улетел с трассы Евгений Новиков. Инцидент произошёл на 8 километре СУ2 – из-за ошибки в стенограмме Женя не так зашёл в поворот и в итоге жёлтый Citroen C4 WRC оказался в кустах. Сход на первом же «допе» означал целых 40 потерянных минут (по 5 за каждый пропущенный участок), поэтому даже с возможностью старта по SupeRally шансов на очки у Новикова уже не было. Жаль, ведь экипаж тренировался на местных дорожках ещё до старта гонки. Видимо, не помогло.

content image for: 29293


Неплохо начал ралли финн Кими Райкконен – чемпион мира Формулы-1 впервые стартовал на этапе WRC. Райкконен пилотировал Fiat Grande Punto S2000 и после СУ2 расположился на 22-м месте в «абсолюте» и седьмым в группе N4. А возглавил зачёт его земляк Юхо Хяннинен на Skoda Fabia S2000.

content image for: 29293


СУ3 – и снова сенсация. Лёб откатился на четвёртое место, а на второе взлетел Петтер Солберг! Норвежец выжимал всё из старой Xsara WRC и уступал лидирующему Хирвонену всего 7 секунд. Но болельщики «Мистера Голливуд» не успели порадоваться отличному результату – уже на следующем «допе» Солберг проколол два колеса и вылетел с трассы. Он всё же смог вернуться на дорогу, но при наличии единственной «запаски» ехать дальше Петтер не мог.

content image for: 29293


После схода Солберга первая четвёрка расположилась предсказуемо – Хирвонен, которому в спину «дышал» Лёб, затем чуть поодаль Сордо и Латвала. Яри-Матти, видимо, наконец-то подумал и об интересах команды, которой нужны очки в зачёте производителей, и ехал стабильно, без лишнего риска. А лучшими среди «остальных» оказались Мадс Остберг на Subaru и финн Матти Рантанен, в распоряжение которого предоставили Ford Focus WRC команды Munchi's.

content image for: 29293


В общем, пятница никаких корректив в лидирующей группе после утренних происшествий не внесла. Хирвонен в день своего 29-летия остался впереди, в 4 секундах позади расположился Лёб, а дальше – уже прилично отставшие Сордо и Латвала. Лишь раскатившийся Рантанен обошёл Остберга. А Кими Райкконен, к слову, добрался уже до 17 места и 4-го в классе. Отличный дебют!

content image for: 29293


В субботу утром первым предстояло стартовать Хирвонену, но расчищать трассу ему не пришлось – ночной ливень облегчил финну задачу. Лёб мчал изо всех сил, но отставал от Ford Focus WRC с номером «3» на бортах. Начали свой прорыв и вчерашние неудачники, Солберг и Новиков, но на старт СУ14 оба не вышли – у Петтера забарахлил мотор, а Женя вновь оказался за пределами дороги.

content image for: 29293


На пятнадцатом «допе» борьба за лидерство потеряла интригу – Лёб проколол колесо и после финиша уступал Хирвонену уже 26 секунд. А на следующем участке Citroen добил Латвала, который разом «привёз» Сордо 7,8 секунды и вышел на третье место. Но больше всего огорчил местных болельщиков сход Райкконена – у Кими сначала возникли проблемы с двигателем, а на последнем «допе» дня он ошибся в повороте и перевернул свой Fiat. На тот момент он был уже 15-м в «абсолюте» и третьим в классе.

content image for: 29293


Сам «Айсмэн» отнёсся к этому происшествию с традиционным ледяным спокойствием – мол, в ралли так бывает. Но его штурман, Кай Линдстрем, очень позитивно отозвался о дебюте Райкконена в WRC. И правда – ехал Кими очень быстро. Так что его слова о том, что после Формулы-1 он намерен продолжить карьеру в ралли, не выглядят пустым сотрясанием воздуха.

content image for: 29293


Кстати, Райкконен – далеко не единственный пилот Формулы-1, который заинтересовался ралли. Недавно Роберт Кубица воодушевлённо отозвался об этих гонках, а на этапе в Финляндии гостем команды Citroen был Себастьян Феттель – немца впечатлили скорости на этапе в Суоми и то, что гонщики здесь мчатся на всю катушку без страхующих зон безопасности.

content image for: 29293


Финальный день Ралли Финляндии – это всего 4 коротких спецучастка, которые не повлияли на расстановку в очковой зоне. Хирвонен довёл дело до победы, которая стала 10-й в его карьере и первой на родной земле. Кстати, эта победа – уже третья подряд в сезоне-2009. Лёб смирился с поражением и спокойно финишировал вторым, а замкнул призовой подиум Латвала – финн справился со своей горячностью и принёс в копилку «Голубого овала» важные 6 очков.

content image for: 29293


А вот впечатляющий прорыв Себастьена Ожье споткнулся о Матти Рантанена – на финише двух пилотов разделили жалкие 0,3 секунды! Но Рантанен сохранил пятую позицию – это его лучший результат за четыре финских этапа WRC, в прошлом году он был здесь седьмым. Стоит отметить и великолепное выступление Юхо Хяннинена – он добрался до десятой позиции в «абсолюте» и с огромным отрывом выиграл гонку в зачёте Production.

content image for: 29293


Кроме того, Ралли Финляндии решило судьбу чемпионского титула среди юниоров – триумфатором JWRC стал чех Мартин Прокоп на Citroen C2 S1600. Он стал четвёртым победителем за заводскую команду Citroen – после Лёба, Сордо и Ожье. Хорошая компания. Интересно, как этот успех отразится на дальнейшей карьере Прокопа?

content image for: 29293


Что касается главного чемпионата, то здесь до финиша сезона ещё три гонки – в Австралии, Испании и Великобритании. И если на горячем южном асфальте в районе Коста Дорада Лёб будет неудержим, то на скользком покрытии «Зелёного континента» и на Туманном Альбионе Хирвонен просто так лидерство не отдаст. Борьба накаляется, ведь три очка – ничтожное преимущество. И придётся запастись терпением – австралийский этап пройдёт только через месяц, с 4 по 6 сентября.

Результаты Ралли Финляндии-2009

Положение в чемпионате (личный зачёт)

Положение в чемпионате (командный зачёт)

Вадим Гагарин
Фото Rally-Live.com