Соль, песок и «лунные» пейзажи дались непросто... Четыре тысячи километров тремя(!) самолётами (хорошо, на сей раз обошлось без рогатых оленей и перевязанных собак). Две пересадки – во Франкфурте и Лионе. Чёрт побери! Мы не ищем лёгких путей! А кто сказал, что будет легко? Устали? Пожалуй. Но не до этого нам. Потому что нас ждут великие свершения! Сахара. Пять дней Сахары. 750 километров тренировок с лопатой под изнуряющим африканским солнцем. И 12 Volkswagen Touareg.
Чтобы доказать, что суровые условия Туарегам по зубам, организаторы подшефной Фольксвагену школы повышения водительского мастерства Volkswagen driving experience устроили тест-драйв в Тунисе.
![](https://resizer.mail.ru/p/f86fe8bb-d1e4-540e-a37d-ade75d4360ab/AQABWo7AhsueYCD7pMs4tl-BhvCOhYxoUGC0W-Fiu2iqgsf7AK-TFwJhQrGhkkbOqpJ3FBYv2nMohimWs-BU4ahTmTs.jpg)
Наконец-то прилетели. Аэропорт города Тозёр. Парковка. Вот они (осторожно шёпотом). Замерли. Ждут. 12. Все, как на подбор, – на пневмоподвеске, с V-образными дизельными «шестёрками» TDI о 240 «конях»... Январь, февраль... ...ябрь, ...ябрь, ...абрь... Вот они, голубчики (улыбка)! Боитесь нашего брата?! Никуда теперь не денетесь. Что русскому хорошо – немцу смерть, да? Ишь, стоят... Улыбаются... И не страшно вам?
![](https://resizer.mail.ru/p/d5d5e687-ae0a-5e4c-a7f6-57eca86f4c74/AQABxX6P-_TYFH1gsToidxDQEfd1alHNwT1NhrniuGoKd1QlwxHOnwCy0U8OmbLx2SNDrt2P0uuDwaI8JXZ4Rni1j-g.jpg)
А чего бояться-то? Чего они не видели? Бездорожья что ли? Терновый куст – дом родной. Пневмоподвеска с изменяемым клиренсом и жёсткостью, нестандартные пуленепробиваемые внедорожные «катки» Pirelli Scorpion ATR, размерностью 265/70 R17, заламинированные антиабразивной плёнкой бока... Они ждут и радуются. Радуются тому, что скоро им предстоит очередное погружение в пустынный перформанс. И мы тоже ждём. Прям даже вспотели все. Скорее по машинам!
![](https://resizer.mail.ru/p/81d273d3-7d63-50ad-9bb3-bcde1ad7d331/AQABlqHKBUsNs6zShLzL3z0hM1sXo--x5h4ndE-zS431puw18f8p2Muf0wY3p2x04K53Kt8IjOroFszsD3nf_vROmws.jpg)
Первую сотню километров по тунисскому асфальту (кстати, дороги там большей частью замечательные) проглотили за один присест – даже не заметили. Оказалось, что на твёрдом покрытии поведение Туарегов, обутых в высокие внедорожные «лапти», испортилось совсем несильно. Курсовая устойчивость даже на неровной дороге великолепна – бросаешь баранку, ну хоть бы на сантиметр сбился с траектории. Информации на руле, как и раньше, с избытком. Да, реакции на поворот стали несколько более размазанными, да, стабилизируется Туарег после манёвра менее охотно. Ну что ж поделать! Ориентация на бездорожье. Отрежь и отдай.
![](https://resizer.mail.ru/p/b9dafae6-4288-5b66-a543-9079c9401c3c/AQABtW3AF64RDunpGvMm0Ld_lrtpclYsklZwKdMOpwSsOtslpFjqwuu6Ymqin9TAA8F7mpU7NYGq-bzdo6L1dzCQvAw.jpg)
Кстати! А вот и оно. Давненько мне не приходилось тестировать автомобили на выносливость. Нет, фольксвагеновцы всё-таки молодцы. Хорошо всё устроили, побить на бездорожье машины нам удалось изрядно. Тунис – страна разнообразнейших ландшафтов. Сколько будешь ехать – пейзаж всё время разный. Полупустыня сменяется пустыней, кочующие дюны, соляные озёра, горы, наконец. В общем, разгуляться есть где... Постоянный ветродуй и песок, который везде – на зубах, в носу, в волосах, в объективе... Э-э-э, как бы технику не загубить!
![](https://resizer.mail.ru/p/8efa46b8-81d2-59c5-a047-f970ba906202/AQAB0n3CJCRhBi1Gst5SKfUSJw16JehmXZreypkCrMty7Ak8s3W0eqCQdtPqnZ-c44zK3rT_9NTD3upNt2R_e-NlJdo.jpg)
Так, хватит. Может пора приступить к приключениям?! Прощай дорога, здравствуй песок. Отрубаем ESP, включаем «понижайку», задираем кузов и сваливаем в пустыню.
Кажется, началось. Караван гусеницей ползёт по барханам. Вправо, влево, вверх, вниз. Стоп-машина! Кто-то сел. Колонна застыла. Всё. Чеши грудь – сливай воду. Теперь лопата наш лучший друг. И так тридцать раз к ряду. Тяжело в ученье...
![](https://resizer.mail.ru/p/9c6a5a59-93dc-5b39-ab98-d619ebfe5d08/AQABmydqqcMySx31nIwRrNUaQOh-mOZCtpk_50yBH3tBESglmfuDWqxw-nXIUilHEqQB8TY3yPwRHs5YZEVErjmLc2E.jpg)
Первое, и, пожалуй, главное правило на слабонесущих грунтах – плавность и умеренность во всём. Чем плавнее управляешься с тягой, тем лучше. Чуть переборщил с газом – считай закопался. Ехать в рваном режиме – беспричинно разгоняться и интенсивно тормозить – тоже нет резона. Часто, особенно на мощных машинах, когда вы жмёте на газ, часть грунта выбрасывается из-под колёс. Автомобиль садится ниже, и выбираться ему из самостоятельно вырытых ям сложнее. Если впереди наметился сложный участок, лучше преодолевать его на одной передаче, не переключаясь. На каверзных покрытиях важно всегда поддерживать скорость и тягу. Здесь работает принцип снегохода на воде. Пока скорость и тяга есть – ты на плаву.
![](https://resizer.mail.ru/p/9c5c6e46-ab72-5632-9cc6-bad852e922ed/AQAB2JOgUkNGaQk9KWhMbIa_eLkGfV00qO03ySQCRKIj8PJeYZVwcXdxz9CE7DtOVfeqok0KVjKTf4KFb5kVatkSizc.jpg)
Что-то часто стали копать! Песок «потяжелел» и подъёмы круче. Стравливаем давление в шинах до одной атмосферы и принудительно блокируем межосевой и задний межколёсный дифференциалы. Ну вот, совсем другое дело? Двадцать минут уже едем без остановок... Так-то оно лучше, надёжно, но не интересно – с заблокированными дифференциалами каждый дурак сможет. Принудительная блокировка существенно повышает «порог застреваемости», она важна и эффективна при трогании с места, но трансмиссии от этого не легче – постоянный «перенапряг» грозит повышенным износом. Так что оставим эти игрушки для новичков.
![](https://resizer.mail.ru/p/eecc20a9-44a8-5b9f-8970-81a742fa398f/AQABXnrjW5b5vjcHFFIY3NcIdKH6U0E_3b-1n9-tYMWCduq7l9q7KEus8QZPFhVwVnXOQ8lxmehZqsJ2frR_tmxkzQI.jpg)
Усложним задачу – отключаю блокировки и с распущенной трансмиссией карабкаюсь на гребень очередного бархана, но не как обычно, а под углом. Посмотрим, как себя поведёт машина при диагональном вывешивании. Ты смотри! И здесь выкрутился. Сколь либо заметных пробуксовок не обнаружилось. Заметен лишь рокот электроприводов блокировок диффов... Эх! Насколько же своевременно это всё срабатывает! Значит даже в автоматическом режиме трансмиссия способна помочь выкрутиться из большинства неблагоприятных ситуаций.
![](https://resizer.mail.ru/p/8f34fd43-3fd3-522c-86fd-28d06c06017b/AQABhO9_pefmWnJBqtHvQxhva1-R7vzTjlNZHPQQgiu4QCcd20qErXppQWbaDVbkf2rRhMCpJIenEFZDd-mUxe3WOSs.jpg)
На самом деле мне не верилось, что в таком режиме наши Туареги долго протянут. Слишком нещадно наш брат журналист с ними обходился. Побили машины мы основательно. Да и организаторы, конечно, тоже хороши. Водные преграды и грязевые «ванны» – только с ходу. Высохшие русла рек, затопленные участки соляного озера, барханы, «лунные» кратеры... Всё вприпрыжку и только на «мысочках». Ба-бах! Это мы приложили защиту двигателя оземь в колее. Хрясь! А это рычагом выковырнули очередной валун. К-к-к-х-х – отозвался о происходящем порог. – Что это было? – А чёрт его знает. Вышли, осмотрели – вроде ничего. Поехали.
![](https://resizer.mail.ru/p/f5472a85-1875-5e47-88f7-1250cb1d9429/AQAB4FV4yJDVFEyMFtwjvzlkFnKehdoGFaK-TLDX5q64Mq6oF1Dt1gSeuUHL1LWwHvhQn5Xe-78Ul1MV9GUHUy83UDc.jpg)
Даже у меня порой сердце обливалось кровью. Ну нельзя же так с техникой! Кстати, многие из журналистов к нещадно-садистскому стилю перемещения так и не привыкли. Интеллигентничали с техникой до последнего. И... застревали. Тот, кто продолжал интеллигентничать снова застревал. А я, наоборот, пустился во все тяжкие. Ну уж если ТАКИЕ испытания наш Туарег выдержал, не грех спровоцировать что-то, где «проходимец» точно спасует.
![](https://resizer.mail.ru/p/3b768640-6977-5825-aad6-5eb642f50ae0/AQABnSMlg7vKqtX8FpdhGvbx0fRx9rUjseuoIhXiuyEBu9_AT-QQdAN0teg5Uo7zlQOcIsAjY8skIXfkk3Fc_IshvG8.jpg)
Гулять, так гулять. Отжечь удалось, конечно, капитально. На закате, не доезжая нескольких километров до лагеря, мы намеренно с коллегой-напарником отстали от каравана, мол, провести фотосессию (не дай бог кто из организаторов увидит наши издевательства). Специально выбрали труднопроходимое местечко среди барханов с большим перепадом высот. Дальнейшее можно охарактеризовать единственной фразой – «ложкой снег мешая».
![](https://resizer.mail.ru/p/f9bf0cae-816e-56a1-84b8-f619b48cbdd9/AQAB3fWBqaSP1vOAi8bpD5GIC_nochlnS-m0NDq0wSF30motvOBN55iET81A7IivwebRPopGASz3q-7zcevE1bErCtk.jpg)
Изверг я, не иначе! Осторожничал сначала на подъёмах, аккуратничал на спусках... Но после трёхминутной разминки обнаглел в конец. Каверзы грунта давно ясны и чёртик под ложечкой засвербел: «На газ-то будем нажимать? Или так и будем тащиться?»
Дальше себя я ощущал съехавшим с катушек Дон Кихотом, только сражавшимся не с мельницей, а с песчаными дюнамии... И вместо Росинанта у меня был Туарег, который со стороны, наверное, больше напоминал скачущего по пустыне бешеного верблюда, объевшегося белены. Мы сегодня фавориты, и нам не до шуток...
![](https://resizer.mail.ru/p/757e6262-4d2b-50cc-ab3a-70a16e3ad128/AQABqUz-VK-mb5xjgt9seVcWZSqOyMDgXd0rZJlK_hMnHNY9MhbVegWuPr8rxn0iAEEG0K2Wt689nmvkzsODD1imUaQ.jpg)
Впереди осыпающийся подъём с подветренной стороны. Градусов сорок, не меньше. Полный вперёд! Разгон с буксом, Мой «Росинант» приседает на задние «ноги» и устремляется вперёд! Нос всё выше и выше. Прощай земля, здравствуй небо. Пробуксовка. Вихри песка. По диагонали брюхом сношу гребень бархана. Ф-ф-ф-х-х-с-с-с-с... Это поднятое в заносе песчаное облако захлестнуло крышу. Ёлки-палки! Не видно же ничего! Сброс газа. Что там внизу? Чёрт его знает. Тормоз. Ещё мгновенье и машина обрушивается вниз. Почти секунда в почти невесомости. Устрашающей силы удар – Touareg, изрядно приложившись «мордой», разгребает перед собой песок и прорывается вперёд. Уже автоматом наметилась траектория к следующему «трамплину». Разгон, отрыв... И-и-и-и-и... Вот это я понимаю! Вот это кайф!
![](https://resizer.mail.ru/p/929c682a-bcf1-5384-93c0-e0fb7da30e86/AQABFLyc-zC0VFjYsFyMinRtTklc-bYXkuwOMQ2WJYnB11sUetTCD_DnG-G1g6arz9i2AFrgCpZdihdcVQAAl8JGtRc.jpg)
Не верится, что всё это происходит со мной. Ты сливаешься с автомобилем в одно целое. Ты ощущаешь каждый перегиб поверхности на удалении 50 метров. Ты позвоночником чувствуешь, как поведёт себя Туарег и через пять, и через 10 секунд ... Ты убеждён в своей вседозволенности и непоколебимости. Ты заодно – с этим креслом, с этими дюнами. С песком этим и колючками. Вприпрыжку. На мысочках.
– Эй, полегче! Тарахтит мне друг Василий по рации. – Тебя сейчас на метр подбросило! Смотри «уши» не сделай...
Я даже не заметил этого...
– Хватит! Хва-а-атит уже! – трещит рация.
![](https://resizer.mail.ru/p/94a32fe8-8596-5dc4-a173-24919535e39a/AQABJpKCn8K75wc1pakngQfdIta87G7NGWcmbuNUjbcnheJYZnlq5WUrf1ELMrBN9zLv-s2IvOrNheiWeo3RdiBSsLw.jpg)
Разгон! Тормоз. Поворот, газ... Туарег, немного поскользив передней осью, срывается в занос. Боком в заносе прохожу намеченную дугу...Ты смотри, каков, а! И это несмотря на симметричный привод. Браво!
Матчасть издевательства выдержала. 750 километров, большая доля которых приходилась на песчаные дюны и «лунный» полупустынный ландшафт, – не простое испытание. Ехать к конечному пункту назначения в колонне с большой скоростью после моих безбашенных прыжков поначалу было страшновато. Но нет, вроде всё нормально. Ничего не стучит, в сторону машину не тянет, а значит углы установки колёс не «уплыли». Конечно, скрипов в салоне к концу нашей поездки добавилось – интерьер растрясли основательно.
![](https://resizer.mail.ru/p/ab63d330-a463-5280-bf34-5e19e0441d7d/AQABn4g6YBjH1WpYN4qI0Jprp-7w1NrJT46hxhTKvo5_yLu2I3EL3W538tdRzSBE_aa98zi7YeWaV8eDIc8GcboywVU.jpg)
Из двенадцати машин, участвующих в пробеге, лишь у одной (у нашей, кстати) треснула пластиковая оправа противотуманной фары. А что вы хотели? Слишком низко они расположены. Неудачно, скажете? Да нет, напротив, «линзы»-то целы, они как раз заглублены таким образом, что «достать» их нужно ещё умудриться.
![](https://resizer.mail.ru/p/ec6b0f3c-d37f-5f49-863a-33e7eff7d70d/AQABVMKA8vQPrhWEg_33sC_bss7Ca1P8rCydeqN6riiQJbj6dNU2fjT3ardzgCGt1AIfTUe9tPdVu_dORrDLjRU4fB4.jpg)
У двух Туарегов сорвали передний бампер с посадочных мест. Оба раза это происходило, когда застрявшую машину пытались вытолкнуть задним ходом «против чешуи» при помощи посторонней силы. Кстати, бамперы на место были установлены тут же в полевых условиях. Ремонтопригодность – пожалуй, одно из главных качеств для внедорожника.
![](https://resizer.mail.ru/p/406aadc3-9a6f-5d45-9f5a-9ae4874ebb23/AQABqCW7Bsu3u8cDSzxtBFuN40vORsYHBSbKx73zj9D28Ej57Id8qhxAONPh1OM1qdw5lgoddBoJ8Je58CJBDBGH4iI.jpg)
Какой же вывод? Туарег – это Универсальный автомобиль с большой буквы. В «боевых» условиях это подтвердилось ещё раз. На асфальте, особенно если он обут в хорошую дорожную резину, немец радует прогнозируемым поведением. Но и на сложных ландшафтах он чувствует себя превосходно. Геометрическая проходимость великолепна. Трансмиссия – чудо как хороша. Сначала в преодоление песчаных вершин верилось с трудом, всё-таки не рамный Land Cruiser 200. Если бы мне показали за день до поездки
места, по которым мы играючи проскакали, не поверил бы, что Туарег на такое способен.
![](https://resizer.mail.ru/p/47913e01-c106-599d-a396-7887f95b27e6/AQABmgDCe-IghLU_ewyG3cofpV496cmI8HWqjkpI76698ZIRwrxMqanvv1oLg_gUhl1Lkkg4qzI0Vg7iisL-p9haJNg.jpg)
Ну что? Ждём «второй серии»? Интересно насколько более продвинутым в плане внедорожности станет второе поколение? Скоро узнаем – ездовые испытания уже вовсю идут. Кстати, по слухам предсерийный образец Туарега номер два покажут уже осенью во Франкфурте. Будем ждать.
Текст: Виталий Кабышев
Фото и видео: Виталий Кабышев и Василий Сергеев