Подставлялы возвращаются

Введение нового КоАП совершенно неожиданно сыграло на руку автомобильным подставлялам



Введение нового КоАП совершенно неожиданно сыграло на руку автомобильным подставлялам. Страховые компании теперь не знают, как платить по полисам – и, разумеется, не платят. А участникам ДТП приходится разбираться на месте.


Никто не предполагал, какую панику на рынке автострахования вызовет введение нового Кодекса об административных правонарушениях. Страховые компании оказались не готовы к тому, что виновность в ДТП начали определять не в группах разбора, а в гражданских судах. И в результате сейчас, как выяснила «Газета.Ru» в ходе опроса страховых компаний, получить деньги за ущерб в результате аварии – дело очень сложное.

А получить компенсацию по полису автогражданской ответственности и вовсе невозможно.

Короче говоря, преступники, специализирующиеся на подставах, могут снова возвращаться на дороги. Напомним, что пресловутая «Форма No 2» заполнялась работниками ГАИ (бывш. ГИБДД) после разбора ДТП в соответствующем территориальном отделении: в этой справке описывались повреждения транспортных средств, делались выводы относительно виновности участников и указывалось, находился ли кто-то из них в состоянии алкогольного опьянения. Практически во всех российских страховых компаниях эта справка из ГАИ – необходимый документ для получения выплаты.

Теперь такого документа не существует в принципе. Согласно новому КоАП, гаишники только фиксируют ДТП, решение же о виновности имеет право выносить только суд.

Правда, некоторые доблестные сотрудники правоохранительных органов об этом еще не знают – как рассказали корреспонденту «Газете.Ru» в «Ресо-Гарантии», «последнее дело о выплате за ущерб в результате ДТП у нас было в этот вторник – и человек принес вполне нормальную справку по форме No 2 из ГИБДД, которую ему выдали в тот же день». Но это все же исключение, и надеяться на неинформированность сотрудников ДПС не стоит – не зря же они поголовно с мая сдают экзамены на знание нового КоАП.

content image for: 721

В принципе без справки страховщики могут просто не платить по своим обязательствам. Но страховой рынок сейчас все-таки не в той стадии, чтобы клиентов вот так, совсем откровенно «кинули». В двух компаниях – «Ресо-Гарантии» и «Ренессанс-Страховании» – «Газете.Ru» заявили, что «своих клиентов в любом случае не оставят и будут готовы возместить ущерб по решению суда». Но ждать этого решения придется довольно долго. Что же касается договоров страхования, то в ближайшее время пункт о предоставлении справки будет пересмотрен. Впрочем, оптимизм этих компаний имеет простое объяснение: с практикой выплат по решению суда им еще сталкиваться не приходилось.

content image for: 721

Начальник отдела автострахования «Интеррос-Согласия» заявил «Газете.Ru», что «пока они требуют документы, как до 1 июля, а в связи с тем, что таких документов никто предоставить не может, дела просто консервируются «до лучших времен». Компания вызывает участников ДТП, записывает все их показания и фиксирует повреждения транспортных средств, после чего никаких выплат не производит, ожидая будущего решения суда. В «Ингосстрахе» также пока не определились с тем, как выплачивать возмещение. В одной из ведущих страховых фирм, которая попросила не указывать ее имя, заявили, что пока «просто не могут понять, что происходит и что им говорить людям».

content image for: 721

Все опрошенные страховщики сходятся в нескольких вещах.

Прежде всего в том, что в самое ближайшее время страховка подорожает.

Прогнозы здесь расходятся. Кто-то предсказывает 30-процентный рост, кто-то 50-процентный. Как объяснил представитель компании «РОСНО», «ранее страховые компании при выплате застрахованному у них от ущерба клиенту примерно в 30 процентах случаев имели возможность на основании документа, выдаваемого в ГАИ, взыскать ущерб с виновника ДТП. Теперь же эта процедура затрудняется, поэтому убыток страховых компаний увеличится примерно на 30 процентов, в связи с этим все добросовестные страховщики будут вынуждены поднять тарифы при страховании автомобилей от ущерба на те же 30 процентов». Как заявил представитель другой крупной страховой компании, «все, кто участвует в этом бизнесе серьезно, будут поднимать стоимость страховки, по той же цене смогут страховать только компании-однодневки».

content image for: 721

Получить деньги по риску «ущерб» в некоторых случаях все-таки можно: в конце концов транспортное средство застраховано, и неважно, по чьей вине оно пострадало. Хотя и тут своя сложность: страховая компания не оплачивает ущерб, если ее клиент сел за руль в состоянии опьянения, а гаишники в своих справках теперь не указывают и это. Но главную проблему, по мнению страховщиков, представляет страхование автогражданской ответственности, где в отличие от страхования ущерба совершенно необходимо знать, кто именно виноват в ДТП. С введением нового Кодекса у страховой компании просто исчезло основание для осуществления выплат, поскольку она не может оперативно узнать, виноват ли в аварии ее клиент. Таким основанием может стать лишь решение суда. «Трудно даже представить себе, что будет твориться в судах, когда туда пойдут документы по каждому ДТП», – заявил представитель одной из компаний.

content image for: 721

Самые пессимистичные страховщики прогнозируют падение интереса к автомобильному страхованию.

Говорят и о возможной криминализации ДТП.

Как пожаловались нам в «Интеррос-Согласии», «так долго мы шли к тому, чтобы выплаты за аварии стали делом страховщиков, а сейчас все пойдет по новой: разборки на месте происшествия, нежелание доводить дело до страховщиков и суда, подставы на дорогах...».

content image for: 721

Все страховщики, впрочем, надеются, что найти выход в сложной ситуации им поможет ГАИ, которая выступит с определенными законодательными инициативами, вплоть до предложения внести изменения в КоАП. Однако в пресс-службе ГАИ России «Газете.Ru» заявили, что «это вопрос не к нам, а к законодателям – мы только выполняем существующие законы, а придумывать новые не наше дело». Но у законодателей с новым кодексом и так много проблем. После вступления в действие документа, принятие которого готовилось несколько лет, в нем обнаружилось множество дыр и несостыковок. Гаишники не могут эвакуировать машины, хотя вроде бы имеют на это право. Водители должны получать некие новые временные разрешения, которых в глаза не видели даже сотрудники центрального аппарата ГАИ. Механизм запрета эксплуатации автомобилей отсутствует... Так что очередь страховых проблем может подойти еще не скоро. Текст: Иван Марчук Фото: Константин Куцылло