Столичные власти отстаивают свою монополию на парковки

Столичные власти объявили о начале борьбы с незаконными парковками

С

content image for: 721

толичные власти объявили о начале борьбы с незаконными парковками. В результате операции, в которой будет участвовать ГИБДД, количество платных парковок в центре столицы только увеличится.


Администрация Центрального административного округа столицы заявила, что намерена ликвидировать самовольные парковки на улицах столицы. Префект Геннадий Дегтев отметил, что «таких парковок, не регулируемых никакими правилами и законами, в центре столицы появилось в последнее время очень много». Они возникают возле коммерческих объектов (магазинов, ресторанов и т. д.), и там не только взимают произвольную плату за стоянку, но и устанавливают шлагбаумы.

Дегтев также обратил внимание на парковку в Георгиевском переулке возле Госдумы, которая, по его словам, ограничивала движение пешеходов. По требованию столичных властей, шлагбаум там был снят, а в настоящее время в нижнюю палату парламента направлено обращение по поводу реорганизации самой стоянки.

По словам Дегтева, в префектуре ЦАО уже составлен реестр платных парковок.

content image for: 721

Все эти меры, несмотря на оптимистичные прогнозы некоторых СМИ, не только не приведут к сокращению платных стоянок, но, наоборот, увеличат их количество. Как объяснили корреспонденту «Газеты.Ru» в ГУП «Городская служба платных парковок», «борьба будет вестись только с теми, кто незаконно создал парковки, все стоянки, осуществляющие свою деятельность в рамках закона, будут продолжать работу».

Специально для борьбы с коммерческими структурами, занимающимися незаконным сбором денег с автомобилистов, решивших оставить машину около их магазина или ресторана, планируется создать специальную бригаду из сотрудников ГИБДД в количестве 100 человек.

Они будут на мотоциклах объезжать территории парковок и проверять правомерность взимания платы за стоянку машин. Вместе с тем, по словам префекта ЦАО, не все парковки рядом с магазинами незаконны: «Если площадь, на которой расположена парковка, принадлежит коммерческой организации, то хозяева вправе взимать плату». Впрочем, как заявили корреспонденту «Газеты.Ru» в ЦАО, «организациям, которые незаконно создавали парковки, будет предоставлен шанс сделать это на законных основаниях. Для этого им придется взять в аренду площадь парковки».

content image for: 721

Касаясь проблемы законности взимания платы за стоянку автомобилей на муниципальных парковках в целом, Геннадий Дегтев признал наличие некоторых противоречий в действующем законодательстве. «Сами автомобилисты рано или поздно придут к тому, что парковочная деятельность должна быть регулируемой. Платной или бесплатной должна быть стоянка – это отдельный вопрос», – отметил он. Однако, по мнению большинства юристов, незаконность существующих в столице муниципальных парковок может быть очень легко доказана в суде.

Платные парковки в Москве уже запрещали на самом высоком уровне.

В декабре прошлого года коллегия Верховного суда постановила «признать постановление правительства Москвы от 9 декабря 1997 года No 864 «О мерах по развитию муниципальных платных парковок в городе Москве» (этим постановлением парковки по сути и были учреждены. – «Газета.Ru») в части взимания платы за парковку незаконным». Формально плата за парковки противоречила закону от 1 июля 1999 года, который ввел налог с продаж, что автоматически отменяет 15 других платежей в местный бюджет, в том числе и плату за пользование муниципальными парковками. Однако на практике взимание денег за парковки это решение не остановило.

content image for: 721

Дело в том, что суд отменил не все постановление No 864, а только ту его часть, где говорилось об оплате. Таким образом, само постановление продолжало действовать, и требовалось только переработать механизм взимания платы.

Правительство Москвы просто сдало территорию всех парковок (а это больше 10,5 тысячи машиномест) в аренду ГУП ГСПП. В результате человек теперь вносит не «сбор», а «плату за пользование арендованной территорией», что, заверили нас в ГУПе, «полностью соответствует налоговому и земельному кодексу, так что все сейчас по закону».

Однако адвокаты, с которыми проконсультировалась «Газета.Ru», были в легком недоумении. Прежде всего, заявили нам в Гильдии российских адвокатов, если следовать логике мэрии, получается, что вполне законно арендовать, например, Садовое кольцо и брать плату с желающих по нему прокатиться. Ведь если считать, что парковщики берут в аренду участок дороги, то он должен быть расположен в непосредственной близости от их предприятия, но 10,5 тыс. машиномест, которые арендованы ГУП ГСПП, разбросаны по всей Москве.

content image for: 721

Есть, правда, другой вариант – считать парковки чем-то вроде платной дороги. Но и это не проходит: как пояснил адвокат 13-й городской коллегии Кирилл Яковлев, платная дорога предполагает наличие инвестора, вложившего в нее деньги. А кроме того, чтобы дорогу сделали платной, обязательно должны существовать объездные маршруты, о которых в данном случае говорить как-то странно. Водителям адвокат посоветовал бороться с парковщиками следующим образом:

«Следует попросить его предъявить документ об аренде, на основании которого взимается плата – должен же человек знать, за что платит. Скорее всего, такого документа у парковщика просто не окажется».

В ближайшем будущем, когда все незаконные парковки в центре обретут законный статус, совет может стать еще более актуальным. Текст: Роман Иванов Фото: