Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
27 марта
Lada (ВАЗ) Kalina 1.6 81hp MT
Нормальная тачка. Бегает хорошо. Жрёт топливо в пределах нормы. Для меня лично -УСТРАИВАЕТ.
4.7
27 марта
Renault Duster 1.5 dCi 109hp 4WD MT
Получил то, на что рассчитывал. Негативные отклики могут писать либо избалованные дорогими машинами, либо люди не знающие что им надо, либо недовольные по жизни, либо просто конкуренты, чьи авто...
4.3
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
28 июня 2002 13:28, Новости

С 1 июля на дорогах наступит КоАП

С 1 июля вступает в силу новый Кодекс об административных правонарушениях

С 1 июля вступает в силу новый Кодекс об административных правонарушениях. В четверг генерал Федоров рассказал, как именно измениться жизнь автомобилистов с понедельника. «Газета.Ru» предлагает читателям собственный анализ КоАП. Новый КоАП, несмотря на то что обсуждался бессчетное количество раз, скрывает в себе много хитростей и нестыковок.

Все твердо знают только то, что в нем отменено задержание прав, но вот об остальных его сюрпризах известно до сих пор мало. В четверг начальник ГУ ГИБДД МВД России генерал-лейтенант Владимир Федоров на пресс-конференции рассказал, как именно изменится жизнь автомобилистов с 1 июля. С правами все ясно. «Вплоть до уплаты штрафа» никто их больше не задержит. Права будут изымать лишь в том случае, если новый КоАП в качестве одной из мер наказания подразумевает их лишение на какой-либо срок.

 

Причем теперь лишить права управления может только суд, а не начальник ГИБДД, в чьей компетенции теперь останется лишь вопрос, оштрафовать или передать дело в суд. Брать деньги прямо на улице тоже запретят. Глава ГИБДД заявил, что «все штрафы пойдут только через сберкассу, а любой гаишник, взявший на улице деньги, уже будет нарушителем закона». Таким способом, оптимистично считает Федоров, можно ликвидировать взяточничество постовых. Но работавшие над документом законодатели оказались чересчур косноязычны, и в самом кодексе все не так уж просто.

 

Механизм взимания штрафов описывается тремя статьями – 28.6, 32.2 и 32.3. Многочисленные отсылки от одной статьи к другой приводят не к запрету, а к порочному кругу. Подробно о юридической стороне этого вопроса можно прочитать в материале «Дума загнала инспекторов в порочный круг". Если же говорить вкратце, то ситуация получается весьма забавной: штраф на месте можно платить за все нарушения, кроме нарушений ПДД: для них порядок описан в специальной статье. В этой статье сказано, что штраф надо платить в сберкассе, кроме случаев, описанных в другой статье. А в ней снова сказано, что штрафы можно платить на месте. В ГУ ГИБДД вопрос корреспондента «Газеты.Ru» восприняли неприязненно и заявили, что раз генерал сказал не брать на месте, то так тому и быть. Генерал знает, что говорит. Юристы же из «Автоюрсервиса» заявили, что «это типичнейший ляп разработчиков, исправлять который, скорее всего, будут в суде». Пока по закону получается, что штрафы до 1 МРОТ можно платить как угодно: и на улице, и в сберкассе, хотя гаишники, верные генеральскому наказу, будут настаивать на последнем.

По замыслу генерала Федорова отличие между оформлением мелкого и серьезного нарушения будет заключаться лишь в форме документирования: серьезное нарушение (от 1 МРОТ и выше) будет оформляться стандартным протоколом с подробным указанием обстоятельств и места нарушения в двух экземплярах, подписываемых инспектором и водителем; при наложении штрафа за мелкое нарушение (до 1 МРОТ) водителю будет выдаваться упрощенная форма протокола – протокол-квитанция. Предполагается, что это позволит сократить время, затрачиваемое на оформление нарушения. Стандартный же протокол станет гораздо длиннее. В нем появится специальное поле, в котором будут сообщаться подробнейшие сведения о нарушителе: адрес по прописке и фактический, место работы, должность и прочее.

 

По этим данным, считает ГИБДД, легче будет найти виновного, если тот сам не захочет отстоять очередь в сберкассу. Сам процесс уплаты штрафа будет, согласно новому документу, уже разработанному ГИБДД, выглядеть следующим образом: на месте нарушения составляется протокол, после чего в течение 15 суток он должен быть рассмотрен в отделении ГИБДД по месту нарушения или по месту жительства. (Постановление должно выноситься в присутствии нарушителя, но если он не пришел, хотя получил соответствующее извещение, все может произойти и без него.) Документ вручается провинившемуся водителю, который в течение 10 дней может его обжаловать, а в течение 15 должен заплатить штраф. Если он этого не делает, в дело вступают судебные приставы. Именно они придут взыскивать штраф к нарушителям по месту жительства, а при отсутствии у автомобилиста денег могут описать имущество.

Теперь о самих штрафах и взысканиях. Начнем с самого плохого. Это место в документе найти весьма трудно – статья 27.13 находится вне собственно автомобильной главы. Однако в ней сказано: при отсутствии талончика техосмотра «государственные регистрационные знаки подлежат снятию» до прохождения техосмотра. Раньше, если помните, номера откручивали, потом перестали; сейчас за непройденный техосмотр водителя просто штрафуют на 50 руб. – с понедельника снова начнут.

 

На самом деле бояться здесь особенно нечего. Все дело в том, что, согласно пункту 12.2, «управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков» карается штрафом всего лишь в 0,5 МРОТ, причем автомобиль в этом случае не задерживают. Интересно здесь то, что порядок запрещения эксплуатации – а именно для этого по замыслу разработчиков КоАПа будут снимать номера, определяет правительство России. Пока же этого порядка нет, а значит, любой водитель имеет полное право снять свои номера и положить в багажник, забрать его автомобиль на штрафстоянку никто не сможет. Еще одна новинка кодекса: согласно пункту 4.4, «если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же лицом, наказание может назначаться в пределах только одной санкции». На практике означать это будет следующее: один гашник может оштрафовать только за одно нарушение.

Если вы превысили скорость на 10 км/ч и проехали на красный свет светофора, то штрафовать будут только за последнее. Следующая по неприятности особенность нового кодекса – рост числа статей, за которые человека могут лишить прав. Сейчас поводов всего четыре. Самый популярный – управление автомобилем в нетрезвом виде, которое влечет лишение прав на срок на год. «Проезд железнодорожного переезда при закрытом или закрывающемся шлагбауме» обходится в три-шесть месяцев без прав.

Столько же стоит «нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшие за собой причинение легких телесных повреждений». На два-три года сегодня могут лишить прав за «невыполнение водителями законного требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставление водителями места дорожно-транспортного происшествия или уклонение от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения». В новом КоАПе за невыполнение требования об остановке штраф всего от двух до пяти МРОТ, за оставление же места ДТП можно лишиться прав на полгода-год. Уклонение же от освидетельствования (не надо путать с требованием «дыхнуть в трубочку на дороге») приравнивается по наказанию к управлению в пьяном виде.

В новом кодексе появилось еще три «лишенческих» статьи. Прежде всего – лишение права управления на два-четыре месяца за превышение допустимой скорости на 60 км/ч. Превышение, конечно, большое. С другой стороны, 120 км/ч на третьем кольце, где скорость ограничена 60 км/ч, – скорее правило. Следующая «лишенческая» статья – выезд на встречную полосу – от двух до четырех месяцев. Тоже правильно, но, прежде чем прав лишать, хоть бы разметку нормально нанесли… Последний пункт: прав на срок от одного до трех месяцев будут лишать всех, кто предоставил преимущества в движении машине, имеющей «специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, нанесенные на наружные поверхности, с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом». Под этим длинным определением гаишники подразумевают автомобили "скорой помощи", милиции и пожарной охраны. Не радует новый КоАП и размерами штрафов. Раньше за пьяное вождение брали от 8 до 12 МРОТ, по новому КоАПу это обойдется уже в 10-20 минималок. Впрочем, пьянство за рулем и надо карать по всей строгости.

Теперь в кодексе больше нет понятия «прочие нарушения» (например, непристегнутый ремень), за которые брали всего 0,2 МРОТ: ради такой мелочи и останавливать не хочется. Теперь никаких «прочих» нет, а минимальный штраф составляет 0,5 МРОТ – 50 рублей. Столько стоят, например, нечитаемые номера – явление по зиме довольно частое. Смешно, что единственный пункт, по которому законодатели снизили штраф, – это незаконная установка мигалок. Сейчас это стоит от пяти до семи МРОТ, с 1 июля – всего лишь от одной до трех. Интересна и другая деталь: новый КоАП с удивительным вниманием отнесся к вопросу парковок. Такой глубокой проработанности вопроса позавидует любая ведомственная инструкция. Припарковаться с нарушением правил на стоянке, просто на дороге или, не дай бог, на тротуаре – совсем разные вещи. Разница шестикратная: от 0,5 до 3 МРОТ. В новом КоАПе стало меньше вилок для штрафов. Похоже, законодатели и сами оказались максималистами: например, сейчас управление машиной без документов влечет штраф от 0,2 до 0,5 МРОТ (плюс штрафстоянка, конечно), а по новому кодексу сумма составит ровно 0,5 МРОТ. Таких примеров много. Кстати, в новом КоАПе срок взыскания штрафов увеличен с трех месяцев до года, а в случае неуплаты может быть продлен и на больший срок. Так что схема «не заплатил – через три месяца забыл» больше не работает. И последнее: многих волнует неразбериха с временными разрешениями. ПДД говорят, что возить с собой «времянку» надо, а новый кодекс – что нет. Владимир Федоров разъяснил журналистам, что, так как кодекс, являющийся федеральным законом, имеет большую юридическую силу, чем ПДД, надобность во «времянке» отпадает.

Однако верить этому пока нельзя. Дело в том, что ПДД вменяют в обязанность автовладельцу иметь при себе и передавать для проверки временное разрешение. И пока правительство России не отменит данный пункт ПДД, езда без временного разрешения может считаться нарушением, караемым штрафом в 0,5 МРОТ и штрафстоянкой.
Фото: http://www.gazeta.ru/ir/t.gif
Как заявил сегодня генерал Федоров, «ГИБДД хорошо понимает, что новый кодекс еще несовершенен». Владимир Федоров сказал, что «в течение трех месяцев с момента начала действия нового кодекса ГИБДД будет присматриваться к его претворению в жизнь, к деятельности своих сотрудников и реакции водителей, после чего полученная информация будет систематизирована, проанализирована и необходимые поправки и улучшения будут переданы на рассмотрение правительства». Сейчас же ГИБДД готова к тому, что реакция автолюбителей на новые правила будет неоднозначной, и не исключает того, что водители будут до последнего отстаивать свою точку зрения, в том числе и в суде. Тем более что в новом КоАПе есть статья о презумпции невиновности, которая впервые применяется в административном праве. По словам генерал-полковника милиции Александра Чекалина, у водителей, не согласных с решением инспектора, есть два пути дальнейших действий. Первый – это обжаловать действия инспектора в вышестоящей гибэдэдэшной инстанции. Второй путь – обратиться в суд. Ко всем претензиям со стороны автомобилистов гаишники обещают отнестись со всей серьезностью.
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Рекомендуем прочесть