Ученые заставили машину "петь"

Лаборатория на обычном автомобильном заводе. Звучит автомобильный кузов - крылья, капот, двери. Механические вибраторы могут задать любую частоту и форму колебаний. Если не возникает разрушительных резонансов - это проверяет лазерный луч - значит кузов спроектирован хорошо. Лет десять назад, когда акустический дизайн только появился как одна из специальностей в автомобилестроении, задача была - уменьшить шум от 4 или 5 основных источников в автомобиле, и тогда достаточно было просто подумать о надежной звукоизоляции. Современным акустикам приходится иметь дело примерно с двумя сотнями различных источников шума - элементами кузова, подвески, двигателя. Даже самые мелкие детали не ускользают от внимания специалистов. Автомобиль должен звучать - и не просто как отдельный инструмент, а как хорошо сыгранный оркестр. Все шумы - в аэродинамической трубе, на испытательных стендах записываются чуткими микрофонами и анализируются. Кстати, уже на скорости 80 км в час шум мотора практически не слышен, гораздо сильнее - шум ветра, обтекающего кузов. И цифровая фонограмма и оценки экспертов подсказывают - какие шумы - от каких деталей - выбиваются из общей гармонии. В последние годы на некоторых германских автозаводах вдобавок к акустикам появились еще и специалисты-нюхачи - они следят, чтобы материалы, из которых сделан автомобиль, в первую очередь салон, приятно пахли. В надежном и безопасном автомобиле все должно быть прекрасно - и мотор, и кузов, и запахи, и звуки.