Дайте ребенку сесть

Правительство России предоставило автомобилистам передышку, приостановив до конца года действие некоторых спорных пунктов новых Правил дорожного движения. Мы имеем в виду запрет на красные поворотники и необходимость перевозить детей в специальных удерживающих сиденьях.

Правительство России предоставило автомобилистам передышку, приостановив до конца года действие некоторых спорных пунктов новых Правил дорожного движения. Мы имеем в виду запрет на красные поворотники и необходимость перевозить детей в специальных удерживающих сиденьях.

С неправильной светотехникой все просто -- под запрет попадут машины, приобретенные после 1 января 2007 года. Ни убавить, ни прибавить.

А что с детскими сиденьями? Приостановление действия пункта 22.9 ПДД, по замыслу властей, должно дать возможность людям приобрести детские сиденья и приучить к ним своего ребенка. Задача мало выполнимая, учитывая, что сегодня всего около 1% водителей сажают детей в специальные кресла.

Корень проблемы
Почему вдруг заговорили о необходимости детских сидений? Столько лет ведь обходились без них. Достаточно взглянуть на цифры. В прошлом году на дорогах России погибло около 34 тысяч человек, из них более тысячи детей. При этом примерно каждая двадцатая авария происходит с участием детей-пассажиров. Эти цифры красноречиво говорят о необходимости применения детских сидений. Тем более что в Европейском Союзе, куда Россия усиленно стремится, перевозка детей разрешена только при условии использования специальных удерживающих устройств, а за нарушение на водителя накладывается штраф в несколько десятков евро.

Готовы ли российские автомобилисты сажать своих детей в специальные кресла? Увы, пока нет. Прежде всего потому, что штраф, в отличие от Европы, у нас просто никакой -- всего 100 руб., а стоимость хорошего детского кресла зачастую превышает 10 тыс. рублей. Это, согласитесь, далеко не каждому по карману. Впрочем, не совсем корректно рассуждать о деньгах, когда речь идет о жизни детей.

Все имеющиеся в продаже детские сиденья -- импортные. Отсюда и их высокая цена. Для производства кресел в России пока что нет законодательной базы. Нормативной основой для производства детских удерживающих устройств являются Правила No 44 ЕЭК ООН «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в автотранспортных средствах», которые действуют уже более 10 лет и одобрены большинством стран Евросоюза. Российский же стандарт вступает в силу только со следующего года.

Какое кресло подойдет вашему ребенку?
Все зависит от его возраста и комплекции. Детские автомобильные кресла разбиты на возрастные категории. Понятно, что креслице для грудного малыша должно отличаться от кресла для ребенка постарше. Для самых маленьких предназначены сиденья категории 0, и устанавливаются они только спиной к направлению движения, так как при лобовом ударе или резком торможении слабая шея ребенка может не выдержать. Самое маленькое кресло похоже скорее на небольшую кроватку, в которой ребенок полулежит, ведь в первые месяцы жизни младенцу противопоказано сидеть из-за слабого позвоночника.

Обязательно надо помнить, что детское сиденье можно ставить против хода только в том случае, если отключена пассажирская подушка безопасности. Иначе при срабатывании она может запросто нанести ребенку травмы, несовместимые с жизнью.

Поскольку человек, только начинающий жизнь, очень хрупок, лучше не экономить, а купить креслице подороже, с развитой боковой защитой.

Почти все модели нулевой группы имеют дугу, за которую «люльку» вместе с ребенком можно переносить. В некоторых моделях на дугу можно натянуть специальный «капюшон», чтобы солнце не мешало спать.

Бывает, что родители приносят ребенка домой прямо в автомобильном кресле. Это удобно, однако следует быть осторожными. Часто родители ставят кресло с чадом, например, на стол. Этого категорически нельзя делать -- ребенок запросто может раскачать кресло, которое из-за высокого центра тяжести упадет вверх ногами, придавив собой дитя.

Сиденья группы 1 и 2 предназначены для детей постарше, поэтому могут располагаться по ходу движения машины. Именно в таких сиденьях ребенку предстоит провести больше всего времени. Любое сиденье должно обладать регулировками. Чем их больше, тем удобнее и безопаснее будет поездка. Развитая боковая поддержка, например, надежно фиксирует ребенка и снижает риск получения травмы при аварии. Поскольку дети растут по-разному, бывает, что тельце болтается между боковинами. Тут очень кстати придется регулировка боковин. Если у ребенка рост выше среднего, поможет регулируемый подголовник. Также очень пригодится регулируемый угол посадки: все-таки спать строго сидя удобно не каждому.

Основная функция ремней в детском сиденье -- надежно удерживать ребенка, не причиняя ему дискомфорта. Поэтому лямки должны быть максимально мягкими и подходящего размера, чтобы нигде не натирать. В целом они напоминают четырехточечные ремни безопасности спортивного автомобиля.

Дети от 7 до 12 лет садятся в кресла группы 3. Зачастую это даже не кресла, а специальные подставки, позволяющие пристегнуть ребенка штатным ремнем безопасности.

Как ставить?

Чаще всего детские сиденья крепятся штатными ремнями безопасности. Различаются только способы крепления. Чтобы надежно зафиксировать детское кресло, на большинстве моделей предусмотрен дополнительный зажим, иногда даже два.

В Европе неоднократно проводились исследования, в ходе которых выяснялось: довольно часто родители не закрепляют кресло должным образом, а все из-за того, что схема крепления слишком сложна. В результате существенно снижалась эффективность защиты.

Тогда производители детских сидений решили эту проблему радикально, придумав стандарт крепления кресел ISOFIX, который не использует ремни безопасности. На сегодняшний день крепления ISOFIX есть почти при всех моделях автомобилей, в том числе и недорогих, например Hyundai Accent.

Детское сиденье -- лакомый кусочек для воров. Поэтому его, как и панель автомагнитолы, лучше всего забирать с собой. В этом случае возможность быстро снять-поставить кресло также не выглядит излишней.

Ждем нового года
Наивно полагать, что с 1 января 2007 года все мамы и папы, перевозящие своих детей в автомобилях, будут поголовно пользоваться специальными удерживающими устройствами. Государственные полумеры мало на что повлияют. Дай бог, чтобы хотя бы половина детей ездила безопасно. Но к памперсам тоже не сразу привыкли...

Если вы любите свое чадо, дорожите им, подумайте и о его безопасности -- возите ребенка в специальном детском сиденье. Поверьте, от этого всем будет лучше.

Категории детских удерживающих устройств

Если не пользоваться детским сиденьем
Удар автомобиля о препятствие на скорости 50 км/ч равносилен падению с 10-метровой высоты. Другими словами, перевозить ребенка без специального кресла -- все равно, что оставить его играть без присмотра на балконе без перил на высоте четвертого этажа!

Держать детей на коленях тоже не выход. При столкновении на скорости 50 км/ч ребенок массой 30 кг превращается в снаряд весом в тонну. Удержать невозможно!

Еще хуже пристегивать одним ремнем и взрослого и ребенка. Представьте, с какой силой тело взрослого навалится на малыша...