Пить или не пить?

Бывает так, что в жизни приходиться делать тяжелый выбор. Или то, или другое, третьего не дано. Вот, например, собираетесь в гости, уже выходить пора, а до сих пор не решили - ехать на машине или же своим ходом
content image for: 16414

Бывает так, что в жизни приходиться делать тяжелый выбор. Или то, или другое, третьего не дано. Вот, например, собираетесь в гости, уже выходить пора, а до сих пор не решили - ехать на машине или же своим ходом.

Да, дилемма сложная. Первый вариант, конечно, всем хорош. Но как друзья на это посмотрят? Застыдят ведь, скажут, что не уважаете. Да, и вообще это же ужас сидеть одному трезвеннику среди хмельной компании. Хуже муки нет.

Второй вариант тоже неплох, но ехать-то на самую окраину придется, маршрутку ждать, а потом еще вечером опять на остановке стоять. Ой, может все-таки первый вариант? А ну их эти традиции!

Нет! Все! Решено, едем на машине. Один вечерок можно потерпеть. Хотя, черт, все равно ведь заставят тяпнуть одну-две рюмашки! Удержаться нереально.

ЧТО ДЕЛАТЬ? СПАСАЙТЕ!
Что ж, поможем мы горю. Ради такого важного дела поэкспериментируем на себе. В спокойной обстановочке, а именно на рабочем месте и в разгар рабочего дня. Без паники! Кривой верстки и грамматических ошибок, как видите, нет. И руководство в курсе.

В общем, бросили мы заранее клич по редакции в поисках любителей хмельного. Требовалось-то всего 100 граммов русского народного напитка выпить, да закусить как следует, а потом через определенные промежутки времени дуть в трубочку «Контроль трезвости», чтобы определить как долго пары алкоголя будут находиться в выдыхаемом воздухе. Почему мы взяли именно трубки Мохова-Шинкаренко? Можно было, конечно, воспользоваться и электронным алкотестером, но при его использовании всегда возникает вопрос о правильной тарировке. Кстати, это касается и случаев, когда вас просит в него подуть инспектор ДПС. Но о законодательной части вопроса ниже. Сейчас самое интересное.

Итак, поначалу желающих в рабочее время «принять на грудь» набралось немало. Все радостно потирали животы и еще приговаривали, что 100 грамм – смешно, мол, даже и не заметят. Но вот настал день Х, и вся спесь быстренько улетучилась. В строю остались только пятеро смельчаков, причем многие были на машинах. Ну, что ж нас мало, но мы сила, причем с нами и девушка была. Ей, конечно, 100 грамм не положены. Бокал белого вина в самый раз.

Поехали
Подопытные заперлись в отдельном помещении и началось. Просто так пить никто не захотел, решили поддержать импровизированное застолье тостами. За что пили? За журнал, конечно, за выходные, за здоровье. И все? Да, все! Ведь лимит донельзя строг - три рюмки по 30 с лишним граммов. Ну, и в гостях (а мы моделировали именно такую ситуацию) никто, конечно, на голодный желудок не принимает, следовательно, все сопровождалось в нашем случае обедом.

Время пролетело быстро, пора и за работу, а заодно и на первое измерение. Вот тут-то все и выяснилось. Три добровольца, выпившие сколько положено, дунули в трубочки и... все и так было предрешено – вещество в трубках позеленело. Вердикт – пьяны. За руль нельзя, работать можно. Трубка после дыхания девушки, выпившей бокал вина, позеленела совсем чуть-чуть. Автор принял треть дозы (ему же протокол эксперимента вести и вообще все организовывать), его результат почти такой же – порошочек позеленел, но только с краю.

Ну, что ж, проходит еще почти час, и все снова вызываются на продувание. Результаты интересные. У тех, кто выпил полную дозу, вещество позеленело еще сильнее, чем в первый раз, те же, кто только пригубил, остались при своем.

Следующее измерение проходим еще через полчаса. Малопьющие с дистанции сходят (через полтора часа!), трубка не может определить паров алкоголя. Остальные показывают стабильные результаты, трубка зеленеет на пятой секунде.

Отсчитываем еще 30 минут. После обеда прошло уже больше 2 часов. У оставшихся трех участников вещество в трубке позеленело, но уже заметно слабее. Тем не менее неярко выраженные внешние признаки опьянения (ажиотированность, излишняя возбужденность, переоценка собственных возможностей) имелись.

На очередное продувание добровольцы были вызваны через 3 часа после конца трапезы. И что? У двоих вещество можно сказать, что не позеленело совсем, у третьего небольшой зеленый участок все-таки образовался. Что ж молодой организм (редакция-то у нас молодая!) успешно справился с небольшой дозой алкоголя. Можно сказать, что через 4 часа после последней рюмки трубки «Контроль трезвости» паров алкоголя в выдыхаемом воздухе не выявили. Не было даже и запаха изо рта. Все преспокойно вечером сели за руль.

В теории

content image for: 16414

Согласно нашему законодательству, водитель всегда должен быть трезв как стеклышко. То есть никаких норм опьянения, в отличие от заграницы, у нас нет. В России только два критерия – «пьян – не пьян». Это еще один довод в пользу трубок. К чему показатели электронного прибора, если все равно неважно количество промиллей в организме?

Правда, с трубками тоже не все гладко. Помимо паров этилового спирта они могут реагировать на метанол-яд, ацетон, альдегиды и сероводород. Конечно, маловероятно, что все это окажется в организме, но все же если хлебнуть чего-то левого, то всякое возможно...

Скорость переработки спирта в организме человека зависит от множества факторов, поэтому те результаты, что выявил наш эксперимент не стоит считать абсолютными. Например, молодой здоровый организм (печень, желудочно-кишечный тракт) в сочетании с нормальной массой тела может побороть алкоголь быстрее даже, чем «опытный» с большим стажем. Печень у последнего уже не та. Среди нас таковых вроде не оказалось. Вообще факторов очень много. Например, имеет значение даже национальность! Чем южнее историческая родина, тем больше в организме фермента, разрушающего спирт. Недаром же в Финляндии сухой закон!

Еще влияют обстоятельства. Плотно ли поел человек, когда и что. Насколько быстро производился прием алкоголя. Если даже пить много, но по чуть-чуть, то печень успевает переработать спирт быстро и без всяких последствий.

В нашем случае условия были приближены к идеальным: малая доза, длительное время приема, плотная еда, молодой организм. В жизни такого почти не бывает. Поэтому каждый должен знать свою дозу. Выпить перед поездкой за рулем можно, но только заранее и немного и не злоупотреблять тяжелыми напитками. Если ради приличия нельзя отказаться, то бокал вина можно выпить без опасений. Конечно, если хлебнуть бутылку водки, то еще и с утра трубка позеленеет.

В жизни
На дороге стоит иметь ввиду, что ни позеленевший порошок в трубке «Контроль трезвости», ни даже показатель любого электронного алкотестера не являются доказательством того, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. Все вышеперечисленное – способы предварительного диагностирования. Они могут быть лишь поводом для направления на медицинское освидетельствование. К медикам придется ехать так и так. За отказ от прохождения медосвидетельствования нынче грозит лишение «прав» на срок от полутора до двух лет.

Врачи обычно берут анализы крови и мочи, а также пробу Раппопорта, когда «пациент» продувает воздух через дистиллированную воду, которую потом исследуют на содержание этанола.

Если врачи выносят вердикт – «алкоголя в организме не обнаружено», то все подозрения инспектора беспочвенны. Водитель трезв. Можно ехать дальше.

КСТАТИ.
Инспектор ДПС, конечно, не из головы придумывает, что водитель пьян. Согласно приказу Минздрава No308 от 14.07.2003, есть перечень критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование:

1. Запах алкоголя изо рта.
2. Неустойчивость позы.
3. Нарушение речи.
4. Выраженное дрожание пальцев рук.
5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.
6. Поведение, не соответствующее обстановке.
7. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (трубки «Контроль трезвости», алкотестеры и т.д.).

КСТАТИ
На сегодняшний день в нашей стране за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения штраф не предусмотрен, только лишение права управления на срок от полутора до двух лет.

В Европе к вопросу подошли радикальнее. В большинстве стран штрафы оставили, однако, их величина достигает (а иногда и превышает) тысячу евро. Но управлять машиной подшоффе одно, а устроить ДТП – совсем другое. В западноевропейских странах за аварию в нетрезвом виде можно получить длительный тюремный срок.

У нас же до этого пока далеко. По статистике Департамента обеспечения безопасности дорожного движения каждое шестое ДТП происходит по вине пьяного водителя. И эта цифра, к сожалению, не снижается, несмотря на ужесточение наказания.