Верните взяточников или почему украинцам плохо без ДАИ

После 18 июля, когда президент Украины Виктор Ющенко ошарашил общественность известием о роспуске Департамента Госавтоинспекции (ДАI), мои друзья из России сочувственно интересуются: как мы умудряемся обходиться без инспекторов на дорогах. Честно говоря, умудряемся с трудом


Если смотреть правде в глаза, нигилизм на наши дороги пришел постепенно, лишь усилившись в последние недели с фактическим самоустранением ДАИ. Наивно было бы считать, что о безопасности на дорогах будут заботиться необеспеченные люди с клеймом взяточников, о которых в СМИ их руководители «вытирают ноги» практически еженедельно. Власть однозначно продемонстрировала приоритет государственной политики — борьбу с коррупцией, де-факто отодвинув безопасность дорожного движения на второй план. После объяснения, что в период трансформации ДАИ все ее сотрудники будут выполнять свои обязанности, и вообще, ничего страшного не произошло, они появились на дорогах, но спокойнее на душе почему-то не стало.


Необходимые пояснения

В вопросе облегчения жизни водителей Государственная автоинспекция Украины значительно преуспела. С каждым годом на дорогах становилось все больше водителей, получивших свои «права», мягко говоря, без длительных учебных поездок с инструктором, возросшее благосостояние позволяло попросту купить вожделенную корочку. Параллельно росли доходы сотрудников ДАИ. Мне известны случаи, когда молодые люди сознательно шли в армию, чтобы потом пополнить ряды несгибаемых борцов с нарушителями правил дорожного движения — это было необходимым условием. Полтора года службы в вооруженных силах затем как бы окупались с лихвой.


Разговоры о необходимости повышать эффективность работы инспекции перемежались громкими авариями на украинских дорогах, но на состоянии доблестных рыцарей жезла и жетона это не отражалось. В 1994 году ввели талоны предупреждений, сразу ставшие дополнительной статьей доходов инспекторов — ведь предупреждений в течение года можно было получить только три.


Отдельно стоит рассказать об эпопее с госномерами. С неизменной формулировкой о «приведении в соответствие», вводились новые серии, органы исполнительной власти приобрели собственные именные номера («АП» — Администрация Президента, «КМ» — Кабинет Министров и т.д.). Одно время милиция ездила с голубыми номерами. В другой период машины с номерами, начинающимися с «333», «555» и «777» становились невидимыми для милицейского глаза, а манера езды их водителей могла шокировать кого угодно. В прошлом году, в попытке избавиться от различных «типов» и «серий», а, возможно, с целью собрать немного денег на выборы президента, Кабинет Министров ввел единый тип номерных знаков. Но и тут ушлые любители эстетики среди равных стали выискивать «более равные» сочетания букв и цифр. Причем формат «ІІ1234МІ» (МI значит «милиция», а II — общегосударственный регион) почему-то преимущественно оказывались на новых машинах представительского класса под управлением «людей с прошлым», сплошь увешанных массивными золотыми цепями. По разным оценкам «блатные» номерные знаки обходились от 200 до 5000 у.е., что, конечно, также способствовало укреплению авторитета коррупционеров ДАИ в обществе.


Но не все коту масленица. В 2001 году народные депутаты резко урезали права сотрудников ДАИ, изменив Кодекс Украины об административных правонарушениях. Так, милиционер теперь не мог взимать штраф за нарушение ПДД на месте, тем самым, выполняя функции судьи и кассира одновременно. Инспекторам пришлось ограничиться составлением протоколов о нарушениях. А виновность водителя и размер взыскания стали определяться в судебном порядке. Также работники ДАИ были лишены права снимать номерные знаки с автомобилей, изымать водительские удостоверения, задерживать автомобили и размещать их на штраф-стоянках.


Собственно, с этого момента, по мнению милицейских чиновников, и началось повальное падение дисциплины на дорогах. Водители быстро раскусили нововведение и в большинстве своем перестали давать взятки. Инспекторам оставалось довольствоваться мелкими подаяниями за небольшие нарушения, которыми делились водители, чтобы не терять от 5 до 15 минут на оформление протокола. По статистике ситуация с аварийностью и дисциплиной водителей в Украине начала ухудшаться уже в 2001 году.


Впрочем, инспектора быстро научились возмещать потери для своего кошелька. Причем делали это изобретательно — то могли протянуть с записью в талон предупреждений до решения суда, то все-таки умудрялись изымать удостоверения и транспортные средства за серьезные нарушения. При этом шла постоянная война в противоречивом правовом поле поправок к законам, ведомственных приказов и постановлений.


Главной проблемой той реформы была ее несимметричность. Эксперты считают, что, сделав процедуру контроля на дорогах более демократичной, нужно было параллельно значительно повысить штрафы. Не слишком ли мягкое наказание — штраф от 8,50 до 17 гривен (1,5-3 $) за превышение скорости движения более чем на 20 км/ч?


Новейшая история

Впрочем, любая система обладает энтропией и стремится к успокоению. К началу 2005 года автолюбители и автоинспекция пребывали в относительном равновесии — одни понимали, что за все нужно платить, а другие не особенно усердствовали с размерами этой оплаты.


Однако новая власть вдруг узрела в ДАИ мощный коррупционный источник и начала с ним непримиримую борьбу, достойную лучшего применения. Сначала президент Ющенко, представляя нового министра МВД Луценко, акцентировал внимание на необходимости возвращения доверия общества к милиции, к борьбе с коррупцией и подпольным бизнесом. Президенту все не давали покоя «крутые» номера. ДАИ ответила со свойственной ей прямотой — начала насильно изымать из обращения номера «КМ», «ВР» и «АП», не трогая прочие, при этом опять ввела (кто бы сомневался) синие номера для машин МВД. Параллельно стала раздавать льготникам номера серии «МI», стоящие автовладельцу, по слухам, дороже самого автомобиля.


По представлению Генеральной прокуратуры активно расследовались дела о внутренних нарушениях. Новый министр пообещал реформировать ДАИ и сделать так, чтобы сотрудники вместе с патрульно-постовой службой занимались охраной правопорядка на дорогах и в пешеходных зонах, а не взимали штрафы. Слова министра посчитали обычной демагогией. Как сейчас оказалось, зря. Он стал лично на частной машине объезжать страну и следить за «антикоррупционными действиями на местах». Был курьезный случай, когда инспектор не узнал собственного министра и взял предложенную мзду, в результате чего поплатился рабочим местом с активной раскруткой этого инцидента в СМИ.


Милицейская элита, и, в частности, старая гвардия ДАИ отреагировала просто и быстро — все кто мог, ушли на пенсию, тем более что закон был к ним очень благосклонен. Автолюбители иначе как фарсом эти действия не называли. Заметим, что до сих пор о безопасности движения никто и словом не обмолвился...


Казалось, со временем система вновь придет к равновесию и, в целом, вернется к решению вопросов на дороге за наличные. Однако в июле случилось два события. Президент Ющенко повстречал бывшего односельчанина, который пожаловался, что на дорогах все вернулось на круги своя. Окончательно решение распустить ДАИ у него созрело после поездки на Говерлу (Ющенко регулярно делает восхождения на наивысшую горную вершину Украины). Двумя днями после того, как он стал свидетелем тотальных остановок всех машин на каком-то перекрестке и нахальной езды «с мигалками», выделенными местной властью для руководителя его же собственной администрации, президент произнес сакраментальную фразу про инспекторов, сидящих «под кустами с бузиной», и распустил Госавтоинспекцию.


Жизнь после смерти

После нескольких дней хаоса посыпались как из рога изобилия пояснения властей самого разного уровня — мол, не все так плохо. Пока на базе бывшей Госавтоинспекции формируются новые службы, ее сотрудники продолжат выполнять свои обязанности. В обычном режиме работают МРЭО и другие службы. Правда, инспекторам разрешили останавливать водителей лишь в случае нарушения ими правил дорожного движения. Вторая возможная причина остановки — атомобиль внесен в список угнанных машин. По данным МВД, общая статистика ДТП по стране с роспуском ДАИ не ухудшилась. Однако так было, пока не началась жара, которая выступила могучим фактором аварийности. А вообще, статистика, как известно, тоже штука достаточно тонкая. По сути, реально отследить аварийность можно только по числу погибших и пострадавших. Значением же числа ДТП можно произвольно оперировать по усмотрению милицейских статистиков на местах — аварии без жертв «передавать на государственный уровень» не обязательно.


Вроде бы ситуация радужная и управляемая. Если бы в ДАИ работали не люди, а роботы, которым не нужно кормить семьи и заботиться о завтрашнем дне. По неофициальной информации в малых городах осталось в лучшем случае по одному — два инспектора, остальные или уволились, или перевелись на менее хлопотные должности.


На то, чтобы создать ГСБДД (так теперь будет называться дорожная милиция) и патрульную службу, Кабинету министров отведено ровно три месяца. За это время правительство должно разработать законодательные предложения, после чего ДАИ окончательно уйдет в небытие. Что касается функций, то сотрудники ГСБДД будут отвечать за обучение и подготовку водителей, регистрацию и учет транспортных средств, выезжать на места ДТП, заниматься их документальным оформлением, организовывать и регулировать дорожное движение, оказывать помощь его участникам, контролировать техническое состояние транспорта, обеспечивать сопровождение автомобилей. Патрульная же служба станет контролировать дороги и улицы, обеспечивать общественный порядок. По всей вероятности, совместно с сотрудниками ППС, которые возьмут на себя пешеходную часть территории. То есть ГАИ (ДАИ) размножилась делением. Должно ли это радовать — вот в чем вопрос.


К слову сказать, далеко не все на Украине смирились с импульсивным демаршем президента — некоторые парламентарии считают, что он превысил служебные полномочия, издав указ о ликвидации Госавтоинспекции. Они говорят, что реорганизация любой составляющей МВД должна быть проведена через принятие Верховной Радой специального законодательного акта. Кроме того, судебный иск подал один из автолюбителей, мотивируя его ущемлением своих прав как участника дорожного движения.


Нововведения

Если попробовать заглянуть в будущее, то сменой вывесок — ДАИ на неудобоваримую аббревиатуру — дело наверняка не ограничится.


Во-первых, будущая ГАИ наверняка самоустранится от оформления легких ДТП. Уже сейчас участие милиции в оформлении аварий стало необязательным, это предусмотрено новым порядком учета ДТП. Такое оформление возможно по согласию застрахованных сторон в присутствии аварийных комиссаров, если автомобили участников застрахованы и отсутствуют пострадавшие.


Во-вторых, с 1 января 2006 года предусматривается новая общегосударственная система учета ДТП. С этого времени должен будет вестись учет всех происшествий без исключений. Такая система позволит отслеживать недисциплинированных водителей и защитить в определенной степени страховые компании от мошенников. Остановив машину, инспектор должен будет немедленно занести ее данные в протокол. Цель понятна и благородна — исключить возможность «полюбовного» решения вопроса между водителем и сотрудником милиции. Ведь все протоколы пронумерованы и в урну их не бросишь. Если водитель уплатил штраф, значит, он признал свою вину и понес наказание. В остальных случаях решать, наказывать водителя за нарушение или нет, будет суд. Если водитель не разделяет оценки сотрудника патрульной службы (отрицает факт совершения нарушения), ему предоставляется возможность в течение определенного срока заказным письмом сообщить о своем желании предстать перед судом и защитить свои права.


В-третьих, новая структура планирует проводить специальные профилактические рейды, во время которых останавливать всех подряд. Пока же сотрудникам милиции крайне непросто отследить водителей, не прошедших вовремя техосмотр, не имеющих документов на машину или водительских удостоверений. Неплохая жизнь настала и для аферистов, разъезжающих на автомобилях с перебитыми номерами. Поскольку без нарушения ПДД теперь не останавливают, пить за рулем и ездить без документов можно сколько угодно.


И самое главное — будут значительно увеличены размеры штрафов. Радикалы призывают довести их до европейского уровня, повысив примерно в 20–100 раз. Если нарушитель в течение недели или месяца этот штраф не оплачивает и не оспаривает правомерность такого взыскания, то он вынужден будет заплатить его вместе с пеней, в несколько раз большей. В конечном итоге дело может дойти до лишения свободы. Реформаторы верят, что штраф в половину стоимости машины остановит неадекватных водителей и лихачей. Конечно, повышение размера штрафов потребует симметричного ответа от новой дорожной службы, прежде всего — максимального использования радаров с фотокамерами и видеокамер на светофорах, современных технических средств при оформлении ДТП.


Все описанное выше основано на том, что Украина — европейская и культурная страна, что все проблемы будут решаться в законном поле и, по возможности, с соблюдением формальностей. Что водители на дорогах в большинстве своем имеют семьи, дорожат жизнью и здоровьем. Что люди готовы идти на компромисс. Что найдутся желающие пополнить ряды вновь созданной службы. Потому что если это не так — найдутся другие желающие установить порядок на дорогах самостоятельно и по своему разумению...


От редакции

Недавний опрос россиян, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что российская ГИБДД также нуждается в реформировании. Однако большинство респондентов выступает против одномоментной ликвидации автоинспекции по украинскому сценарию. Лишь 11% россиян считают, что нужно последовать примеру соседа — распустить ГИБДД и создать дорожную инспекцию заново, с чистого листа.


Обозреватель «АИ», побывавший недавно в Крыму, стал свидетелем аварии, участники которой почти 6 часов дожидались прибытия инспекторов, создав на дороге огромную пробку (небывалое для тех мест событие). А жестким противником популизма в сфере безопасности дорожного движения он стал после 80-километрового путешествия из Ялты в Севастополь, на которое со всеми остановками ушел всего час! Тот из читателей, кто побывал в горной части Крыма, поймет переживания двух десятков пассажиров несущегося по этому маршруту, словно не разбирая дороги, микроавтобуса.


Словом, Украина показала России, как не следует поступать. Да нам такое едва ли и грозит, по чести говоря. Ну, а бороться с сегодняшним беспределом на дорогах и с повальным взяточничеством можно, очевидно, иначе. Скажем, опираясь на доступный опыт цивилизованных стран. Помните, как в старом советском анекдоте про сантехника: «подумаешь — кран капает, тут всю систему менять надо!»