Suzuki Jimny. Покупать или нет?

Под потешной внешностью Suzuki Jimny на самом деле скрывается потомственный воин, способный низвергнуть в пыль большинство оппонентов. Европейская версия Suzuki Jimny производится с 1998 года и с этого времени продается в России почти в неизменном виде
content image for: 14397

Под потешной внешностью Suzuki Jimny на самом деле скрывается потомственный воин, способный низвергнуть в пыль большинство оппонентов. Европейская версия Suzuki Jimny производится с 1998 года и с этого времени продается в России почти в неизменном виде.

Короткая база, высокий центр тяжести и малый вес могут сыграть скверную шутку с любителями «зажечь». Поставить Jimny боком на скользкой дороге ничего не стоит, надо всего лишь слегка передавить газ. А подключенный передний мост в экстремальной ситуации и подавно требует отличной реакции и отработанных рефлексов. Зато при спокойной эксплуатации Jimny просто образец согласия
и миролюбия.

Конструкция Jimny предельно проста: рама лестничного типа из закрытого сварного профиля с трубчатыми поперечинами, трехрычажные пружинные подвески, неразрезные мосты, двухступенчатая раздаточная коробка, соединенная с 4-ступенчатым автоматом или 5-ступенчатой механикой посредством промежуточного карданного вала, пневматический привод подключения колесных ступиц. Рулевое управление - червячное, с гидроусилителем. Портрет героя дополняют трехдверный закрытый или полуоткрытый кузов и маленький багажник.

Кузов тщательно фосфатирован, защищен со всех сторон пластиковыми щитками от механических повреждений, а днище покрыто антигравием. Тем не менее рекомендуется сразу после покупки сделать антикоррозийную обработку, не исключая рамы, иногда ржавеющей. В салоне, на вид небольшом, уютно разместятся четыре взрослых человека нормальных пропорций и ростом до 185 см. Место водителя оформлено вполне эргономично, хотя рулевая колонка и подушка сиденья пилота по высоте не регулируются.

СЕРДЦЕ ГЕРОЯ

content image for: 14397

До 2001 года на Suzuki Jimny для России устанавливался двигатель М13А рабочим объемом 1328 куб. см мощностью около82 л. с. с распределенным впрыском и гидрокомпенсаторами зазоров клапанов. Мотор непривередлив к качеству топлива и переваривает 92-й бензин. Привод ГРМ ременной, что требует своевременной замены ремня и роликового натяжителя. При обрыве ремня клапаны неизбежно встречаются с поршнями, а поскольку мотор оборотистый, последствия бывают разными, вплоть до пробитых блоков. Комплект привода ГРМ стоит 1120 - 1660 рублей в зависимости от производителя. После пробега в 100 тысяч километров начинают капризничать экологические системы двигателя с клапаном EGR, который залипает и требует прочистки или замены. Воздушный и масляный фильтры для G13BA от производителя стоят 1024 и 322 рубля соответственно, свечи зажигания - по 117 рублей. Клапан EGR обходится приблизительно в 1400 рублей.

После 2001 года на «наши» Jimny ставят двигатель объемом 1298 куб. см. С него снимают примерно 80 л. с., но пик мощности приходится на высокие обороты. Главное новшество двигателя G13BB - механизм ГРМ с цепным приводом. По отзывам механиков, мотор вечный, и при плановом обслуживании запросто пробежит триста тысяч без серьезного ремонта. Гидрокомпенсаторов у мотора нет, а ролик натяжителя цепи подтягивается до бесконечности. Замена свечей
проста, хотя и требует длинного ключа, да и свечи подходят самые незамысловатые. Производитель ставит иридиевые, но их стоимость в розничной продаже не сопоставима с увеличением срока их службы. Шестнадцатиклапанный мотор пьет бензин с октановым числом не ниже А-95. На 92-м звенит, чихает, плохо заводится, не тянет и даже мигает лампочкой Check Engine, однако после заливания в бак высокооктанового топлива все симптомы бесследно исчезают. Кстати, на 95-м двигатель обычно заводится в три секунды даже при -28°. Самый дорогой фильтр (4800 руб.) - топливный, он требует замены раз в 60 тысяч километров. Висит он под брюхом и менять его «на коленке» трудно.

При приобретении «16-клапанного» Jimny стоит загнать машину на сервис и попросить послушать мотор стетоскопом, при этом обращая внимание на цепной привод ГРМ и на регулируемые шайбами клапаны. При запуске в мороз иногда можно услышать негромкие, но четкие щелчки - это форсунки впрыска. После трех секунд работы постукивание пропадает и двигатель начинает работать ровно. Если звуки повторяются после прогрева, следует промыть форсунки, для чего достаточно залить специальную присадку.

Чего Jimny не любит, так это простоев. После пары недель безделья электрика может закапризничать и высосать аккумулятор. Генератор у автомобиля традиционно не самый мощный, и аккумулятор не самый емкий (35 А/ч). А если владелец ставит много лишних потребителей, то батарея не проживет и сезона. Проблема в том, что на посадочное место аккумулятора не поставить банку большего объема.

ВНИМАНИЕ НА КУЛАКИ
Подвеска и ходовая часть редко преподносят сюрпризы. Конструкция узла откровенно армейская - шкворни, роликовые подшипники, фетровые сальники кулаков. Наиболее уязвимое и проблемное место - поворотные кулаки. Обязательно обратите внимание на их состояние, а также на люфты передних колес. Если на кулаках масло, а вывешенное колесо качается - законно требуйте скидку в 150 долларов за каждую сторону. Именно во столько обойдется комплект сальников, прокладок и подшипников для ремонта узла. Ступичные подшипники выходят из строя редко. Кстати, их можно периодически регулировать. У авторизованного дилера подшипники поворотного кулака с индексом 09265-15005 стоят 1169 рублей, а сальники 1285 рублей за наружный передней ступицы (45120-81А00) и 234 рубля - за сальник полуоси (09283-26016). Замки ступиц с вакуумным приводом их включения практически не ломаются и не обслуживаются. Пневмопроводы вакуумных муфт проложены в мостах, и повредить их невозможно, а трубки к насосу проходят в защищенных местах и также почти неуязвимы. В вакуумный механизм встроен диагностический датчик, от которого на панель приборов выведен индикатор, по совместительству сигнализирующий о подключении переднего моста. Если все в порядке и полный привод активирован, то лампочка горит ровным светом. Кстати, передний мост можно подключать на скорости до 100 км/ч. Если рычаг раздаточной коробки передвинут в положение 4H, но мост не подключился, индикатор начинает мигать. Специалисты рекомендуют в таких случаях повторить попытку несколько раз на разных режимах движения, с выжатой педалью сцепления и отпущенной, на нейтрали и остановившись. Если полный привод редко подключать, его механизм может закиснуть, но собственно вакуумный привод чрезвычайно надежен.

Проверять при покупке полный привод стоит в два этапа. Сперва на просторной площадке подключите передний мост и, вывернув колеса почти до упора, аккуратно трогайтесь. Заметное сопротивление движению и очевидное проскальзывание колес говорят об исправности привода. Неприятные звуки из-под днища сообщают об износе цепи раздаточной коробки, но это большая редкость. Потом надо вывесить передние колеса и сделать проверку на люфты. Подключив полный привод при неработающем двигателе, попытайтесь провернуть колесо рукой, а затем повторите операцию при отключенном переднем мосте. В первом случае колесо не должно вращаться, а во втором должно крутиться свободно, причем без участия карданного вала.

У Jimny три карданных вала и соответственно шесть крестовин. Первой из строя всегда выходит самая задняя. Ее стук и вибрация, а также стертые задние шины говорят о жестокой эксплуатации и регулярной езде по асфальту на полном приводе. Заводские крестовины не обслуживаются, и при малейшем подозрении их следует поменять на те, у которых есть масленки, - такие гораздо долговечнее. Стоят они немного, в среднем по 560 - 700 рублей, но менять крестовины промежуточного кардана довольно дорого.

КОРОЛЕВСКИЕ ПОДВЕСКИ
Как правило, подвеска Jimny не требует к себе внимания при пробегах до 150 000 км. Мощнейшие двутавровые рычаги повредить невозможно даже специально, выносливости резинометаллических шарниров позавидует любой внедорожник, а пружины не проседают и за несколько сотен тысяч пробега. В отличие от Vitara очень надежны стойки стабилизатора поперечной устойчивости передней подвески, что для внедорожника редкость. Впрочем, не следует забывать о периодической замене амортизаторов - от них зависит не только комфорт, но и управляемость. В данном случае это вдвойне актуально, поскольку сзади у Jimny нет стабилизатора поперечной устойчивости.

После длительной стоянки у Jimny иногда подкисают механизмы передних дисковых тормозов, убивая диски. Комплект фирменных передних колодок стоит 3302 рубля (индекс 55200-81А10). Проточка дисков - примерно 700 рублей, а новые диски - 2516 за пару. На машинах с автоматической трансмиссией порой подклинивает ручник, если им не пользоваться. Коробки передач не выделяются какими-то особенными неполадками, разве что механизм переключения у механических трансмиссий может быть не очень четким. Сцепление ходит по 60 - 70 тысяч километров, а при аккуратной эксплуатации и по сто.

При выборе между автоматом и механикой лучше всего попробовать и то, и другое. У МКП своеобразный подбор передаточных чисел, требующий владеть навыками быстрого переключения, но автомат сводит на нет часть «лошадей».

НИКАКОГО УКРАШАТЕЛЬСТВА
Как бы вам ни хотелось превратить Jimny в «настоящий джип», не стоит обвешивать его декоративным железом и люстрами. Кенгурятник крепить кроме бампера не к чему, порожки в городских условиях будут не к месту, а сзади можно установить разве что фаркоп да решетки на фонари. Тем не менее потенциал для внедорожной доработки у малыша огромен. С силовыми бамперами, скальными порогами, защитой бака и агрегатов трансмиссии, 5-дюймовым лифтом, принудительными блокировками, 8:1 понижающей передачей в раздаточной коробке и колесами диаметром в 33 дюйма наш Jimny может стать непобедимым на триале и в коротких трофи.

Цены на подержанные Suzuki Jimny начинаются где-то с 8000 - 9000 долларов за первые выпуски, пригнанные из Европы или Эмиратов. Автомобили выпуска позже 2001 года редко стоят меньше 12 тысяч, чаще около 14. В Германии цены на Jimny начинаются с 4.5 тысячи евро, но за такие деньги предлагаются заведомо убитые экземпляры.

Стоит ли покупать Suzuki Jimny? Если вам нужен настоящий компактный внедорожник, то однозначно - да. По словам специалистов, Jimny и есть истинные Suzuki - невероятно надежные, непритязательные и очень «дружелюбные к пользователю». А для перевозки багажа, в конце концов, можно и бокс на крышу поставить.


ЕЛЕНА, банковский специалист:
Выбирали мы автомобиль, исходя из того, что он будет эксплуатироваться в городе со всеми его пробками и проблемами с парковкой, а также на бездорожье разной степени тяжести. Сперва хотели брать полноприводную Suzuki Liana, но в поле зрения попал Jimny, в пользу которого после тщательного изучения предмета и был сделан окончательный выбор. Мониторинг всех мест продажи выявил, что Suzuki Jimny с автоматом быстро найти непросто даже новый, поэтому едва ли не первый подвернувшийся вариант стал нашим. Это был автомобиль 2001 года выпуска, поврежденный в результате столкновения с фонарным столбом, но подлежащий восстановлению и недорогой. Удар был не очень сильный, но кенгурятник согнулся и разнес в прах передок автомобиля. Разборок Jimny не существует, контрактные запчасти из Японии не возят, но «бэушный» капот удалось найти за неделю по объявлениям. Переднюю рамку купили у официального дилера, фары и крепления заказывали из Эмиратов.

После легковой машины непривычной были лишь высокая посадка и ощутимо более высокий центр тяжести. В остальном же пересесть в Jimny оказалось легко и просто. Нужно лишь любить и чувствовать автомобиль и уметь управлять им в разных ситуациях. Jimny позволяет ощутить драйв, но заставляет пребывать в постоянной готовности. На нем приходилось ездить и на довольно далекие расстояния, и по серьезному бездорожью, и он ни разу нас не подвел. В дальней же дороге Jimny показал себя аскетичным, но в меру уютным и вполне эргономичным автомобилем. Расход топлива на трассе не превышает 7 литров, а в городе около 10. Полный привод повышает расход до 11 литров на сотню. Динамика достаточна для движения в потоке: разгон до 70 км/ч очень живой, после интенсивность разгона быстро снижается.

Хочется предостеречь тех, кто считает Jimny «дамским автомобильчиком» и приобретает его для неопытных в вождении подруг. На самом деле это серьезный внедорожник, требующий определенных навыков и на асфальте, и на бездорожье, особенно зимой. Без опыта езда на Jimny может доставить немало хлопот. Так что, приобретая Suzuki, подумайте еще раз, попробуйте на нем поездить, а если уж решились, будьте уверены - вы не разочаруетесь!

АНДРЕЙ, IT-специалист:
Мы купили наш Jimny летом прошлого года. Выбирали между ним и трехдверной Grand Vitara. В прошлом доводилось немало поездить на «УАЗе», в том числе поучаствовать и в знаменитой «Бахе Селигер». Отойдя от офф-роуда, купили Matiz, но после года эксплуатации не выдержали и взяли Jimny. Вообще-то мы искали Samurai, поскольку в разное время удалось поездить на десятке таких машин, беря их напрокат, включая индийские и испанские версии, длинные и короткие, с пружинной подвеской и рессорами, с литровым двигателем и с 1.3-литровым. Словом, мы с женой были очарованы автомобилем, так что, когда увидели тот же Samurai, но более комфортный и современный, решение пришло само собой. При этом я предпочел взять автомобиль с механической коробкой, поскольку именно ручная трансмиссия позволяет полностью реализовать потенциал Jimny. Конечно, у него есть свои особенности. Скажем, многие боятся крутить мотор Suzuki больше 4000 об/мин, а ведь именно на высоких оборотах он тянет лучше всего. Это здорово отличает его от Samurai, который хоть и был слабее, но на низах ехал лучше. Jimny охотно ставится боком в повороте и вытягивается газом. Отлично идет в управляемом заносе, особенно в режиме полного привода.

Для владельцев Suzuki я порекомендовал бы потренироваться в управлении автомобилем на льду, в снегу. Он ведет себя очень по-разному, момент срыва колес существенно отличается, и приемы вывода из заноса требуются разные. На бездорожье Jimny - образец! Надо только не забывать о здравом смысле и не лезть сломя голову куда попало.