«Икарусы» заменят «ЛИАЗами» и «Волжанами»

Посмотреть на автобусы, которые в ближайшее время будут бегать по Москве и другим городам России, жители столицы смогли на состоявшейся выставке «Сититрансэкспо-2003».
content image for: 13500

По сравнению с прошлым годом выставка показалась не очень интересной. Не привез свою продукцию ни один из многочисленных троллейбусных заводов, не выставились производители трамваев. Что касается автобусов, то по непонятным причинам на выставке не появился МАЗ, чьи модели успешно бегают по улицам Москвы и Санкт-Петербурга.

Зато приятно удивил старый добрый ЛАЗ. В последнее время о львовском автобусном заводе новостей было мало, он продолжал выпускать морально устаревшие ЛАЗ-695 и ЛАЗ-699, а затем и вовсе остановился. Но в 2002 году у завода появились новые хозяева – московский холдинг АвтоЛАЗ. В связи с этим, в частности, завод был переименован. Теперь ЛАЗ расшифровывается не как львовский автобусный завод, а как львовский автомобильный.
В недалекой перспективе ЛАЗ планирует изготавливать и легковушки. Причем собственной разработки.
Пригородную 695-ю модель заменит автобус «Лайнер-9». Это современный автобус с 39 местами для сидения. Кузов у него лазовской разработки, двигатель и КПП от ярославского моторного завода (по желанию заказчика можно поставить более дорогой импортный от Cummins или от Deutz), рулевой механизм с гидроусилителем Rudnap или Chepel, ведущий задний мост от венгерской RABA, а тормоза с АБС – от Knorr-Bremse. Стоит такой автобус 39 тыс. евро. На замену ЛАЗ-699 приготовлен «Лайнер-10» (цена 43 200 евро), в который по желанию заказчика можно поставить туристические сидения (это, правда, увеличит цену почти на 8 тыс.), и «Лайнер-12» (48 700 евро). Он отличается от десятого длиной – 11,6 м против 9,98 м. Соответственно, и мест в нем больше – 51 против 43 для сидения и 33 против 29 для стоящих пассажиров.
ЛАЗ ранее не выпускал городских автобусов, но теперь пытается занять и эту нишу. Готова модель ЛАЗ-52528 с теми же комплектующими, что и «Лайнеры», а также автобус-гармошка ЛАЗ-А291 с КПП от немецкой фирмы ZF. Российский рынок – один из основных для сбыта ЛАЗов наряду с другими странами СНГ, и прежде всего Украиной. Заключены договоры на поставку ЛАЗов с Санкт-Петербургом и Самарой. Причем в Петербурге они появятся на линии уже в ближайшее время, правда, ходить будут как маршрутное такси.
Другая представленная на «Сититрансэкспо» марка – «Волжанин» не была известна в допересторечные времена. Завод в городе Волжский создан в 1993 году и сперва занимался сборкой автобусов «ЛИАЗ». Но затем стал делать собственные разработки. Сейчас волжане представляют две модели. В первую очередь это туристический автобус «Волжанин-5285». В базовой комплектации он стоит $115 тыс., при этом возможна установка любого дополнительного оборудования. Двигатель и мосты поставляет для него RABA, рулевое управление – Chepel, КПП – ZF. Скоро эти автобусы можно будет встретить в Москве, в ближайшее время ожидается их поставка в одну коммерческую организацию. Ее название представители завода сообщить отказались.
Но наиболее интересной представляется разработка автобуса особо большой вместимости (ОБВ). Раньше в России они вообще не создавались – пользовались «Икарусами», а теперь ЛИАЗ и ЛАЗ намерены выпускать модели с гармошками. «Волжанин-6270» – первая отечественная модель автобуса ОБВ без сцепного устройства. Представлена она была на московском автосалоне-2001, а с прошлого года запущена в эксплуатацию.
Длина автобуса – 15 метров, на машине установлены три оси. Причем задняя является подруливающей, что улучшает управляемость.
Построен этот «Волжанин» на шасси Scania – все от мостов до электрооборудования предоставлено шведами. Волжские автобустроители ставят на него свой кузов, в результате чего получается надежный автобус ОБВ стоимостью в $138 тыс. Для сравнения, привычный москвичам «Икарус» с гармошкой обходится городу примерно на 100 тыс. дороже. При этом разница в маневренности колоссальная, ведь «венгр» подруливающей задней оси не имеет. Такие автобусы на территории бывшего СССР выпускает только Минский автозавод, однако трехосный МАЗ-107 существует в единственном экземпляре. «Волжанин» выпустил уже 15 таких автобусов, которые курсируют сейчас в Волгограде и Волжском. А вот в Москву, где с машинами ОБВ существует проблема, пробиться тяжело. По словам представителей завода, слишком сильно в столице лобби «Руспромавто» и Тушинского машиностроительного завода, который доделывает «Икарусы» и собирает их из машинокомплектов.
Шведская компания Scania с августа прошлого года собирает автобусы в Санкт-Петербурге. Это 12-метровый городской «низкопольник» Scania Omni Link CL94UB4x2, который был представлен на «Сититрансэкспо». За это время было произведено 45 машин, на этот год запланировано создание сотни таких автобусов.
Их уже можно увидеть в Москве, где они возят пассажиров к торговому центру «Мега» от метро «Теплый стан» и «Аннино».
Правда, представитель фирмы уклонился от ответа, будут ли они работать в столичных автобусных парках, как это уже происходит в Петербурге.
Еще один собираемый из машинокомплектов автобус представила нижегородская фирма «Самотлор», не имеющая никакого отношения к одноименному нефтяному месторождению. Основная деятельность компании связана с созданием автомобилей «Скорой помощи» из серийных «Газелей», «Бычков», «Волг», и других машин. Кроме того, по заказу делался салон и интерьер для автобусов «ПАЗ» новой линейки, а также создавалась модификация автобуса ЛИАЗ-5256 для инвалидов – со специальными подъемниками. Теперь «Самотлор-НН» занимается сборкой по лицензии турецких автобусов «Би-Эм-Си» (BMC). Pа год собрано три автобуса туристического класса. Купить их, правда, пока нельзя, так как в России они еще не прошли испытания и сертификацию.
В этом году «Самотлор» рассчитывает представить новый 11-метровый автобус собственной разработки на шасси RABA с двигателем Cummins, с КПП Praga. Кузовная основа, возможно, будет предоставлена турецким ВМС, хотя не исключается возможность открытия собственного производства. «Самотлор» будет представлен публике в августе на московском автосалоне, правда, только в туристическом исполнении. Планируется выпускать на той же основе городской низкопольный автобус, но фирма не успевает подготовить его к августу.
Флагман отечественного автобусостроения – компания «Русские автобусы» ограничилась на выставке лишь стендом, без представления самих автобусов, и так хорошо известных потребителям. Чуть ранее журналистам были представлены модели компании, которая занимает 43% рынка России (на долю отечественных конкурентов приходятся лишь 10%, остальное – импорт).
В этом году «Русские автобусы» представляют рестайлинговый ЛИАЗ-5256 с измененным, более современным дизайном.
Возможна его поставка с различными агрегатами, как российскими, так и зарубежными. Полностью российским этот автобус не будет, так как с этого года все модели холдинга обеспечиваются АБС от Knorr-Bremse.Существует междугородняя модификация ЛИАЗ-5256R. Помимо этого сейчас холдинг планирует выйти на рынок троллейбусов, для чего на базе ЛИАЗ-5256 уже разрабатывается соответствующая модель.
Кроме того, в 2003 году на улицах появится один из первых российских автобусов ОБВ – ЛИАЗ-6212, полностью унифицированный с привычной москвичам моделью 5256. Эта перспективная модель востребована в крупных российских городах. В начале февраля «ЛИАЗ-гармошка» был представлен мэру Москвы Юрию Лужкову, которому этот автобус понравился. В результате достигнута договоренность о поставке 200 автобусов в парки системы «Мосгортранс». Прокатиться на них жители столицы смогут уже в этом году.
На другом подмосковном заводе – Голицынском – сделана ставка на модель туристического класса «Круиз». Сборка лицензионных автобусов Mercedes по лицензии там сворачивается.
Павловский автобусный завод свернул производство устаревшего ПАЗ-3205. Его заменит модификация 32053, которая отличается обязательной установкой АБС, усиленным сцеплением, а также более качественным кузовом. Кроме того, сокращается производство моделей с бензиновым двигателем от ЗМЗ – все больше машин оснащается дизельным двигателем.
Конструкторы создали удлиненный ПАЗ-3205 под индексом 4234 – недорогой вариант автобусов для междугородних перевозок. Его производство начато в этом году. В среднем классе также представлена модель «Аврора» – ПАЗ-4230, которая выпускается в различных модификациях в зависимости от пожелания заказчика. Существует и туристическая версия «Авроры» с двигателем Cummins, которая предлагается под заказ. ПАЗ также представлен моделью большой вместимости 5272 с агрегатами от «КамАЗа».
В этом году компания «Русские автобусы» рассчитывает на увеличение своего присутствия на рынке до 52% при повышении с 10 до 13% доли конкурентов. Резерв для увеличения, безусловно, есть, что и показали другие отечественные автобусостроители. Остается только дождаться, когда на улицах наших городов мы увидим выставочные и конвейерные экземпляры автобусов с «Сититрансэкспо».