ГАИ меняет начальника

Сегодня главный гаишник официально меняет работу. А тем временем его московский коллега развернул такое бурное реформаторство, что и пешеходу понятно – достойнее кандидата на пустующую должность просто нет. Если его назначат, автомобилистов ждет несколько тяжелых месяцев.
content image for: 13491

Законодательное собрание Карелии должно было собраться сегодня в 16.30, чтобы утвердить нынешнего начальника ГАИ Владимира Федорова своим представителем в Совете федерации. Хотя никто в назначении не сомневался, в ГАИ России никаких официальных заявлений об уходе Федорова не делали. Зато в ГАИ Москвы задолго до наступления этого часа уже говорили вполне открыто, что все – генерал Федоров больше не начальник.

Деятельность Владимира Федорова, как мы уже рассказывали в материале «За что уходит Федоров», понемногу стала сворачиваться за несколько месяцев до решающей даты. Федоров перестал «работать с депутатами», прекратились заявления о том, что требуется срочно менять законодательство. Даже сайт gibdd.ru последний месяц перестал делиться с читателями свежими новостями.

Центр законотворческой и всей прочей активности совершенно очевидно переместился в ГАИ Москвы, возглавляемую Сергеем Казанцевым. Казанцев на этом посту не новичок: в июне 2000 года он стал и. о. вместо уволенного с должности неудачного начальника Якова Агошкова (а Агошков незадолго перед этим заменил еще менее удачного Николая Архипкина). А 26 апреля 2001 года стал уже вполне полноценным главой. Ну и работал себе потихоньку.
Началось этой осенью. Инициативы, одна другой интереснее, стали выходить из московской ГАИ в совершенно непривычном количестве. В начале ноября Сергей Казанцев, собрав специальную пресс-конференцию, заявил, что хочет узаконить эвакуаторы. С одной стороны, вроде бы правильно: в новом административном кодексе механизм эвакуации не описан, поэтому гаишники сейчас машины на штрафстоянки практически не ставят. И вот Казанцев предлагает описать этот механизм и даже создать для эвакуации специальную государственную службу, чтобы этим не занимались коммерческие структуры. Все правильно, только проблема ведь не столичная, а общероссийская, и решать ее положено Федорову, а не Казанцеву...
А были инициативы и более смелые.
Казанцев придумал такой ход: пускай Дума установит ответственность (административную или уж сразу уголовную, начальник московской ГАИ не уточнил) для тех водителей, которые не готовят машины к зиме – а именно, не ставят зимнюю резину. Казанцев заявил даже, что уже обсудил свое предложение с депутатами, которые его поддержали. По сути он совершенно прав, надо менять резину. Другое дело что и без резины нарушений без наказания более чем достаточно.
Можно было бы пойти по этому пути и дальше – например, ввести проверку наличия незамерзающей жидкости в бачке. Но Сергей Казанцев обратился к другой области. Агентства вчера сообщили, что он расформировал спецбатальон при московской ГАИ, который занимался поиском угнанных машин с поисковой системой Lo-jack, потому что батальон работал недостаточно эффективно. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что все не так. Как пояснили нам в самом батальоне, их не закрыли, а просто реорганизуют. Вместо одного большого подразделения тем же делом будет заниматься несколько более мелких по округам. Им, кстати, будут выделяться дополнительные люди и техника – сейчас эти вопросы решаются. Так что подразделение, оборудованное в основном за счет бюджета, а занимающееся в первую очередь обслуживанием частных клиентов, установивших радиопоисковую систему Lo-jack, по-прежнему существует. Зато в активе московской ГАИ еще одна инициатива.
Но самым известным мероприятием Казанцева стало расследование, почему столько дорогих иномарок приезжает в Москву и ставится на учет в отделениях ГАИ совершенно незаконно, без всякой растаможки. Истории этой уже три месяца, заведено около 400 уголовных дел (по факту нарушений, а не против конкретных гаишников – коррупция, раскрытая в таких масштабах, означала бы крах всей ГАИ Москвы).
В принципе ничто не мешало поискать нарушителей и раньше, года полтора назад. В ГАИ Москвы существует специальный отдел собственной безопасности, который и должен искать недобросовестных сотрудников в рядах самой ГАИ. Отдел существовал и при вступлении Казанцева в должность, но все это время работал не слишком активно. Корреспондент «Газеты.Ru» как-то принимал участие в его рейде. Дело было устроено не слишком затейливо. По улице Москвы едет машина без переднего номера (задний на месте). Если ее останавливает гаишник, водитель может говорить все что угодно, но ни в коем случае не предлагает взятки. Он должен дождаться, чтобы инспектор сам стал ее вымогать в явной форме. Понятно было, что любой нормальный человек, лишившись переднего номера, переставит на его место задний. И не менее понятно было, что любой нормальный человек сам предложит договориться по-хорошему, а не станет, как баран, ждать предложений автоинспектора. К тому же инспектора, попавшие под проверку, немедленно сообщали о ней по рации своим коллегам. Так все и шло потихоньку и после вступления Казанцева в должность. А этой осенью вдруг начались масштабные разоблачения.
Теперь у Казанцева неплохие шансы занять федоровское кресло.
В МВД понимают, что ГАИ требуются радикальные перемены, хотя какие именно, никто пока не знает. Ну, какие-то законы, что ли, принять, рейды провести, подразделения реорганизовать... Именно это и делается сейчас в ГАИ Москвы и вполне может распространиться на всю Россию.
Назначение Казанцева, если оно произойдет, обещает автомобилистам несколько сложных месяцев, во время которых будут приниматься новые инструкции и указания, гаишников будут бросать то на один фронт, то на другой. То будут поголовно проверять какие-нибудь аптечки, то скоростной режим, то экологический талон, который обещают ввести.
Но со временем все утрясется и пойдет по-прежнему.