За руль – только после медицинских курсов

Ситуация с аварийностью в России «близка к критической». У нас в авариях ежегодно гибнут 25 человек из каждых 100 тыс. В развитых странах этот показатель составляет от 5 до 15 человек на 100 тыс. Эти цифры заставляют ГАИ и Минтранс думать о срочных мерах
content image for: 13489

Всероссийская научно-практическая конференция по обеспечению безопасности дорожного движения началась сегодня на минорной ноте. И неудивительно. В этом году в России отмечается самый большой за последние 10 лет рост аварийности – на 12,6% по сравнению с прошлым годом. Растет число погибших (на 7%), количество раненых (на 15,2%). Растет вообще все, за исключением количества составленных протоколов – их-то как раз, сообщили нам в ГУ ГАИ РФ, в последнее время заполняется на 40% меньше. Этой ситуацией «чрезвычайно обеспокоены» и Минтранс, и ГАИ РФ. Представители обеих структур, замминистра транспорта Анатолий Насонов и глава ГАИ генерал Владимир Федоров деликатно не стали указывать на недочеты в работе друг друга вроде отжившего свое общественного транспорта или неработающей системы контроля технического состояния автомобилей. Обвинив во всем водителей, вдвоем они предложили целую программу исправления ситуации.

По мнению Анатолия Насонова, действующая система обеспечения безопасности на автомобильных дорогах не справляется со своей задачей. Соответственно – «необходимо ужесточение всех видов ответственности, от административной до уголовной, всех лиц, ответственных за безопасность на дороге». В пресс-службе министерства комментировать слова Насонова отказались, но, судя по всему, он предлагает переделать и административный, и уголовный кодексы. Хотя проблема сейчас в другом.
Странно рассуждать на тему, достаточно ли велики штрафы, если платить их совершенно не обязательно.
Инспекторы ДПС, лишившись возможности задерживать права при большинстве нарушений, в основном пытаются наказывать лишь за те немногие проступки, при которых задержание прав все еще возможно – езда по встречке, превышение скорости на 60 км/ч... В остальных случаях, сделав слабую попытку чего-то добиться от нарушителя, они его просто отпускают. И отчасти их можно понять: если протокол все-таки составляется, водитель может просто выбросить его, механизм контроля отсутствует.
То, что штрафы должны быть выше, не вызывает сомнений и у представителей ГАИ. При нынешних размерах, по выражению сотрудников отдела пропаганды ГАИ России, большинству водителей «плевать на правила с высокой колокольни».
Водители у Насонова не только злостно нарушают правила и уклоняются от ответственности, но еще и не имеют достаточной медицинской подготовки. По оценке Насонова, до 60% погибших при ДТП людей можно было бы спасти, «если им оказать своевременную доврачебную помощь».
В связи с этим замглавы Минтранса сообщил, что в ряде стран сертификат о прохождении медицинской подготовки водителя «так же обязателен, как страховка».
Конкретные страны, в число которых должна войти Россия, Насонов не назвал, и даже в ГАИ России не нашлось специалиста, который смог бы припомнить хоть одну. Видимо, Насонов, по ходу дела слегка исказив, донес до слушателей мысль, что в развитых странах и полицейские, и пожарные умеют и оказывать помощь пострадавшим, и перевязку делать, и даже роды принимать. Наши же патрульные экипажи пока безуспешно борются за то, чтобы уложиться во временные нормативы прибытия на место ДТП (в Москве это 20 минут, о соблюдении которых, однако, речь может идти лишь при авариях с тяжкими последствиями).
Следующее предложение Насонова – улучшить подготовку водителей. «Мы готовим водителей по программам середины прошлого века, – отметил он. – На сегодняшний день в стране действуют около девяти тысяч автошкол, но в части из них упрощено получение водительского удостоверения. А количество самопальных водителей в отдельных автошколах составляет до 30% от выпуска». Руководитель ГАИ поддержал эту точку зрения, хотя учебные программы были совсем недавно изменены, чтобы соответствовать новым правилам приема экзаменов. Но все равно они Федорову не нравятся. К тому же ГАИ хочет взять под свой контроль автошколы, которые сейчас почти целиком зависят от Министерства образования. Автоинспекция считает, что справится с контролем лучше.
Досталось водителям и от главного российского гаишника. Генерал Федоров отметил, что рост аварийности на дорогах России «связан исключительно с низкой дисциплиной водителей». Основной причиной ДТП (около 80% случаев) является так называемый человеческий фактор. По вине водителей в состоянии алкогольного опьянения произошло более 21 тыс. дорожно-транспортных происшествий, или почти 13% от общего количества ДТП. Почти половину происшествий составляют наезды на пешеходов, констатировал Федоров. Генерал отметил также, что до сих пор правительство не приняло ряд дополнительных постановлений, регулирующих отдельные нормы кодекса. Это действительно так. Сейчас гаишники не могут ставить автомобиль на штрафстоянку, даже если водитель совсем лыка не вяжет: не прописана соответствующая процедура.
И, видимо, это мера более срочная, чем исправление штрафов в кодексе.
И вообще, зачем так уж все подряд сваливать на водителей. Вот, например, глава ГАИ утверждает, что во многих авариях виноваты пешеходы, и надо в этом направлении работать. Но не бывает так, чтобы гаишник остановил пешехода, даже если тот бежит через Садовое кольцо в час пик на красный свет. Ведь у пешехода нет ничего, что можно было бы «задержать вплоть до разбора нарушения», а так – чего попусту разговаривать.