Лужков поможет угонщикам

Юрий Лужков заявил, что планирует подписать документ о разрешении перемещения оставленных у обочин дорог автомобилей, которые мешают уборке улиц. Правда, не исключено, что этот документ будет не только противоречить законам, но и потворствовать деятельности автоугонщиков.
content image for: 13485

На сегодняшнем заседании столичного правительства мэр Москвы поручил подготовить распоряжение о перемещении оставленных у обочин дорог автотранспортных средств в период уборки улиц. «Для этого нам не нужно вносить поправки в административный кодекс, но без этих мер мы не решим транспортную проблему и допустим зарастание улиц столицы снегом. При этом машины будут перемещаться на соседние улицы», – отметил градоначальник.

Однако не все так просто.
Давно известно, что Юрий Лужков пытается всеми правдами и неправдами принять местные законы, противоречащие федеральным, объясняя все спецификой Москвы. Так же получится и на сей раз.
Примечание к статье 12.19 российского кодекса об административных правонарушениях говорит, что даже в случае нарушения правил остановки и стоянки, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещается эвакуация транспортных средств. Можно только наложить штраф, и то если будет доказано, что именно данный конкретный человек поставил автомобиль на стоянку (Лужков, кстати, заявил, что штрафовать автовладельцев не будут).
Вполне вероятным видится и вариант, при котором это распоряжение смогут использовать в своих целях автоугонщики. Под предлогом уборки снега или улицы можно ведь машину переместить и гораздо дальше, нежели на соседнюю улицу.
«Главный пафос этой статьи и всех наших замечаний к КОАП в том, что машины увозили на специальные стоянки, откуда возвращали их автовладельцам за соответствующую плату, – заявил известный адвокат, защитник прав автомобилистов Леонид Ольшанский. – На мой взгляд, если есть необходимость убрать улицу, то машину можно было бы переместить. Но с учетом нескольких оговорок. Во-первых, делать это только эвакуатором, а не волоком, дабы не повредить автомобиль. Во-вторых, автовладелец должен знать, где находится его автомобиль. Поэтому на время уборки улиц сотрудник ГАИ – а только эта организация, на мой взгляд, должна заниматься этим – обязан стоять на этом месте, объясняя автовладельцам, где они могут забрать свои автомобили. Ну а после уборки улиц машины надо ставить назад».
Но все равно эвакуация в России законодательно запрещена, и ввести ее можно только изменениями в КОАП. Пока же в нем существует статья 12.36, согласно которой, в частности, эвакуация транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц – от пятнадцати до двадцати МРОТ с конфискацией орудий совершения и предметов административного правонарушения. То есть коммерсанты и другие нанятые правительством Москвы люди лишатся эвакуаторов и заплатят довольно большой штраф. С гаишниками сложнее. По КОАП в данном случае они не отвечают и несут дисциплинарную ответственность перед командиром подразделения. Зато в любом случае вред возмещают по закону из своего собственного кармана.
Теоретически можно привлечь эвакуаторщиков по 166-й статье уголовного кодекса, которая предусматривает до 10 лет тюрьмы
за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Согласно ей неправомерное завладение автомобилем, неоднократно совершенное группой лиц, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет, а организованной группой – от 5 до 10 лет. Правда, Ольшанский сомневается, что кого-то удастся привлечь по этой статье. «Следователи и прокуроры будут отказывать в возбуждении дела, – говорит он, – на основании важнейшего понятия УК – умысла».