Вазовский родстер

Родстер. Это красивое заграничное слово у любителей быстрой езды прочно ассоциируется с названиями иностранных автомобильных фирм. И вот недавно в прессе стала появляться информация о создании на ВАЗе своего родстера. Мы решили все выяснить, как говорится, из первых рук. Вот что нам рассказали руководитель проекта по созданию концепт-кара 1119Р сотрудник отдела общей компоновки Сергей Нужный, прошедший обучение в швейцарской фирме Sbarro, и дизайнер Михаил Пономарёв. О том, что швейцарская фирма Sbarro проводит конкурсный отбор и обучает студентов разных стран автомобильному дизайну, Сергей узнал, еще будучи студентом Санкт-Петербургского госуниверситета. Однако не всегда желания совпадают с нашими возможностями - за обучение надо было платить, и платить немалые деньги. А потому про школу Франко

Сбарро пришлось на время забыть. Но только на время, поскольку после распределения на Волжский автозавод Сергей отправляет свою работу в Швейцарию и выигрывает конкурс. Его проектом стал дизайн многосекционного городского автомобиля, идея которого заключалась в изменяемой базе машины. Короткий вариант, если в машине два человека едут без багажа - задние сиденья при этом сложены. «Выдвигая» же дополнительную секцию, вы получаете 4-местный автомобиль (либо увеличенный грузовой отсек при сложенных задних сиденьях). Выигрыш в конкурсе позволял Сергею снизить стоимость обучения в два раза. Предложение о командировании его на учёбу в школу Сбарро было поддержано главным конструктором АО «АВТОВАЗ» Петром Прусовым и руководителями автозавода после посещения ими стенда Сбарро на Женевском автосалоне и знакомства с работами студентов. Франко Сбарро выставляет концепты, разработанные в его школе, на Женевском автосалоне вот уже на протяжении 30 лет. Ежегодно

там присутствуют не менее 4-х моделей. Сам Франко был когда-то шеф-механиком гоночной команды Filipinetti, успешно выступавшей в гонках «24`h Le Mans». Команда эта была в Швейцарии в 60-х годах национальной гордостью. Потом он начал сам создавать оригинальные модели. Делал много копий-репликаров, т.е. машин, снятых с производства, например спортивный Ford GT-40, которые продает до сих пор. С реального автомобиля снимал матрицы и лепил из пластика кузов, который закреплял на трубчатое шасси с мощным мотором. А копии кабриолета BMW-328 он изготовил и продал в количестве около 1500 штук. В 1992 году Сбарро открывает школу, в которую набирает автомобильных фанатов со всего света и обучает их созданию концепт-каров от рисунка до полного воплощения в ходовом макете. За год в мастерской в г. Грандсон 12 студентов вручную создают два ходовых макета. Первым автомобилем, созданным группой студентов, в которую входил и Сергей Нужный, стал спайдер Millenium FTR на шасси WV Golf, изготовленный как шоу-кар для немецкой тюнинговой фирмы Folia Tec, выпускающей автоаксессуары. Второй стала спортивная машина класса GT-1 с центрально расположенным двигателем Mercedes-Benz-AMG. Оба концепта выставлялись на Женевском автосалоне`99, что и явилось выпускным экзаменом их авторов.

content image for: 13390

Процесс обучения построен по плотному графику. Два месяца отводится на рисование эскизов. Занятия проходят в школе, где находится большая библиотека всевозможных автомобильных журналов и литературы. Там же размещается небольшой музей ретроавтомобилей. Непродолжительные каникулы после первого этапа предусмотрены для изготовления макета. Делается он в масштабе 1:10 из специального мелкопузырчатого пенопласта, который потом разрабатывается смолой и красится. Работа непосредственно в мастерской ведется с 8 до 18 часов. Конечно, ближе к открытию автосалона приходилось работать и вечерами, но успели вовремя и сделали именно ходовой макет, на котором ездили и сами. К каждой группе студентов (включающей шесть человек) Сбарро приставляет по два опытных рабочих (кстати, вся фирма и состоит всего из пяти-шести человек), которые и обучают их всем премудростям, в том числе и работе с полиэфирными смолами и другими материалами. Студентам приходится иметь дело и с

content image for: 13390

различными станками: токарным, сварочным и т.д. То есть всё делается своими руками. В итоге получается, что Франко Сбарро руками студентов - дешёвой рабочей силы - создаёт перспективные автомобили, которые выставляются под его именем. Конечно, студенты тоже не остаются внакладе - ведь они постигают тонкости дизайнерского мастерства и изучают технологию создания концепт-каров, отличающуюся быстротой реализации проекта и дешевизной. Поэтому, когда Сергей Нужный после учёбы в дизайн-школе предложил создать относительно дешевый концепт-кар, то нашел поддержку у руководства дирекции по развитию ВАЗа. Кроме того, реализовывалась и еще одна основная цель этого проекта - передать полученные знания специалистам дизайн-центра не на примере абстрактных «матрёшек», а на реальном автомобиле. Почему был выбран именно родстер, объясняется просто: захотелось сделать то, чего завод никогда еще не делал. Для решения поставленной задачи на базовый автомобиль будет установлен и, наверное, форсирован самый мощный из 19-го семейства двигатель. В то же время размеры автомобиля станут меньше: база будет сокращена на 100 мм, уменьшен клиренс и общая высота, которая составит 1300 мм. Вообще же термин «родстер» характеризует не мощность

content image for: 13390

двигателя, а тип кузова - небольшой автомобиль, чаще 2-местный, с полностью съемной крышей - мечта для любителей прокатиться с ветерком. Жесткая крыша не будет доставлять хозяину много хлопот. Как говорится, легким движением руки крыша убирается... убирается крыша... А вот куда и как - станет известно чуть позже, пока же ведётся поиск. Разработчики уверяют, что автомобиль будет достаточно открытым, а полезный объем багажника сильно не пострадает, к тому же он и так будет довольно большим. Кстати, конструкция открытого автомобиля потребовала использования дверей без рамки стекла. В силу того, что автомобиль будет ниже, чем «обычный» ВАЗ-1119, изменится и посадка, которая станет более спортивной, нежели на «прототипе». Что касается эргономики, то все её требования «будут соблюдены». «Выиграть» пространство удалось за счет более низкой - на 60 мм - посадки водителя. Отсюда меняется расположение педального узла и рулевого колеса. Изменена подвеска - немного укорочены пружины (для уменьшения клиренса), будут подобраны «более спортивные» амортизаторы. Нельзя обойти вниманием и колеса - они просто необыкновенные (по крайней мере для России) - размерностью 205/45R16. Для соблюдения требований безопасности за сиденьями расположится дуга безопасности. В пороги и днище будут вварены усилители, стойка ветрового стекла также будет

content image for: 13390

усилена. Базой для интерьера послужит салон 1119. Но основным «ноу-хау» является сам кузов, вернее, его изготовление. Автомобиль, специально для этих целей снятый с испытаний, будет изрядно изменён - фактически от 1119 остается только укороченная платформа без крыши, стоек кузова, навесных панелей кузова, капота, дверей и прочих облицовок. Дизайнерское ателье Sbarro использует такой ход только в очень экстренных случаях, когда сроки очень сжаты, тогда можно как базу использовать существующие поверхности. Обычно же применяется метод, когда сначала изготавливается макет в масштабе 1:1, с которого затем снимается будущая форма. По кузову 19-й модели были сделаны стеклопластиковые матрицы - для формования из того же материала кузовных деталей, которые впоследствии послужат базой для получения новой поверхности. Последняя делается с помощью шаблонов и с использованием пенопласта и шпатлёвки. Надо заметить, что здесь кроется новшество, которое раньше на ВАЗе при создании концепт-каров не использовали. Это применение рolyster`а - принципиально нового материала на основе полиэфирной смолы и стекломатов. В отличие от тех же карбона и кевлара он дешевле, а механические свойства после высыхания позволяют его легко резать, шлифовать, а если надо - изгибать хоть в «бараний рог», не опасаясь растрескивания и отслаивания.

content image for: 13390

Еще один плюс - его легче наносить на поверхность матрицы. К тому же новый материал высыхает максимум за 1 час в отличие от 24 часов, необходимых материалам предыдущего поколения. Все это позволяет существенно упростить технологию. И сейчас со смолами работают и справляются всего два человека. Всего же в проекте заняты, кроме Сергея Нужного и дизайнера Михаила Пономарёва, еще два специалиста-жестянщика. Возможно, к работам будет подключен дизайнер по интерьеру. Создание концепт-кара планируется закончить к лету 2000 года.