Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 августа
Mazda 626 2.0 i MT
Всем советую, хороший апарат. 3 года как купили, до сих пор без проблем, ничего не менял 3 года. неубиваемая.
4.7
21 августа
Volvo XC60 2.4 D5 AWD AT
Отличный автомобиль, который стал настоящим другом! Надёжный, красивый, мощный, удобный! За 103 тысячи только обслуживание.
4.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
5 октября 2001 15:45, Новости

Как работают ксеноновые фары

  
       Принципиальное отличие автомобильной ксеноновой светотехники от фар-"галогенок" заключается в светящемся элементе: излучает свет не вольфрамовая спираль, раскаленная электрическим током, а находящееся под электрическим разрядом облачко инертного газа.
       Вообще-то, газоразрядные осветительные системы в технике применяются давно и широко -- в морских прожекторах, в авиации, в кинопроекционном оборудовании. Фотовспышка в "мыльнице", кстати, также представляет собой пример газоразрядной технологии. Но в автомобильной светотехнике ксеноновые лампы начали использовать лишь в середине девяностых годов и только после того, как были решены некоторые технические проблемы и подготовлены необходимые стандарты.
       "Ксеноновый свет" достаточно просто выглядит на бумаге (рисунок 1). Стеклянная оболочка лампы заключает в себе газ ксенон и два электрода с изоляторами. Если приложить к электродам ток напряжением 10--20 тысяч вольт, то в газовой среде возникнет дуговой разряд, сопровождающийся интенсивным выделением света. "Поджечь" ксенон технически несложно -- с этой задачей справляется высоковольтный элемент зажигания. Однако, чтобы лампа тут же не погасла и продолжала светить непрерывно, вслед за электрическим импульсом на ее электроды необходимо подать переменный ток меньшего напряжения (около 85 вольт) -- необходимое питание обеспечивает весьма сложный балластный модуль, работающий в саморегулирующемся режиме.
       В настоящий момент используется "ксенон" двух стандартов -- с лампами D2S и D2R. Первые предназначены для фар так называемого проекционного типа (рисунок 2а) -- свет от лампы концентрируется эллиптическим отражателем и фокусируется в направленный пучок с помощью линзы. Вторые применяют в фарах традиционного типа с параболическим отражателем и обычным стеклянным рассеивателем (рисунок 2б). Взаимозаменяемыми лампы не являются. Поскольку в конструкции проекционной фары уже предусмотрен теневой экран для предотвращения ослепления встречного транспорта, то в самой лампе D2S его нет (в лампе D2R экран присутствует обязательно).
       Обе реализации "ксенонового света" не отличаются дешевизной. Но если с ценой ламп еще можно смириться ($75--120 за штуку), то для оправдания цены всей системы ($800--1300) нужны, как вы понимаете, весьма веские аргументы. И они есть.


       Во-первых, "ксенон" долговечен -- лампочки стабильно работают 1500--2000 часов. Во-вторых, ксеноновые лампы очень экономичны -- с 35 ватт подведенной электрической мощности снимается вдвое более мощный световой поток, чем с 55-ваттной "галогенки". В-третьих, газоразрядную технику отличает высочайшая интенсивность свечения и спектр, близкий к солнечному, -- используя "ксенон" только для ближнего света, фактически получаешь "дальний" (световой луч "бьет" на 300--400 метров и отлично освещает удаленную обочину). В-четвертых, луч ксеноновой фары намного точнее сфокусирован и потому не ослепляет (можете проверить сами: встречный ксеноновый свет с непривычки немного раздражает и отвлекает, однако он вам абсолютно не мешает отчетливо видеть свою часть дороги). Просуммируйте сказанное и вы поймете, почему "ксенон" дорогого стоит -- он гарантирует максимальную безопасность на дороге в темное время суток. Когда, по статистике, и случаются те самые страшные 60 процентов ДТП.
       


Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru