Хаммер, ко мне!

Служебных собак на производственной площадке завода Автотор называют именами выпускаемых здесь автомобилей — Рио, Карнивал, Спортидж. Очередного пса наверняка окрестят Хаммером: только что на Автоторе началась сборка американских внедорожников.

content image for: 12691

Служебных собак на производственной площадке завода Автотор называют именами выпускаемых здесь автомобилей — Рио, Карнивал, Спортидж. Очередного пса наверняка окрестят Хаммером: только что на Автоторе началась сборка американских внедорожников.
Договор между Автором и концерном General Motors о выпуске автомобилей Hummer был подписан еще 27 августа прошлого года. Тогда же Hummer H2 с помпой представили на Московском автосалоне: предполагалось, что сборочное производство на заводе Автотор заработает в декабре. Потом дату запуска отложили на январь, затем перенесли на лето...
Затянувшаяся «раскрутка» машины сыграла на руку серым дилерам, которые сделали на продажах Хаммеров, ввезенных по неофициальным каналам, хорошие деньги. Но несмотря на это, в представительстве General Motors по-прежнему уверены, что в России удастся продавать по 400—500 Хаммеров в год. Джиэмовцы исходили из того, что ежегодно в России продается около 10 тысяч дорогих и очень дорогих машин. А российский Хаммер станет заметно дешевле родного, американского.

content image for: 12691

Для организации сборки Хаммеров на Автоторе реконструировали бывшее предприятие по ремонту артиллерийских систем, которое осталось еще с немецких времен. Этот огромный цех, в котором, словно муравьи, разбросаны два десятка полусобранных Хаммеров, у непосвященного может вызвать ассоциацию с потемкинскими деревнями. Места много — машин мало. Почему?
Во-первых, автоторовцы использовали огромный корпус с расчетом на будущее увеличение производства: здесь можно собирать до 1500 машин в год, а при дополнительных инвестициях — и до 15000. Причем гибкая технология позволит выпускать вперемежку автомобили разных марок. Во-вторых, здесь же расположен центр логистики, где детали распаковываются, комплектуются и подаются в контейнерах на конвейер. Кроме того, создан резервный склад деталей, которые могут быть повреждены при транспортировке и сборке. Общие инвестиции в проект (с учетом развития на ближайшие два-три года) составили около $80 млн.

content image for: 12691

Набив руку на сборке автомобилей BMW и Kia, автоторовцы перенесли отработанные технологии в цех сборки Хаммеров. Все оборудование — отечественное (в составе Автотора есть собственное производство технологической оснастки). У американцев пришлось закупить лишь некоторый специализированный инструмент — например, оснастку для монтажа торсионов передней подвески. Весь персонал (многих специалистов перевели со сборочных площадок Kia и BMW) прошел обучение, и каждый сотрудник сдал экзамен совместной российско-американской комиссии.

content image for: 12691

Сложнее было преодолеть экономические и юридические препоны, отчасти вызванные расхождением в трактовках и понятиях российских и американских законов. Многие юридические вопросы утрясались невероятно долго — поэтому и откладывался запуск производства.
Сборочные комплекты формируются в Америке и морем отправляются в порт Калининграда (пока в Хаммерах нет ни одной российской детали). На Автотор приходят кузова в «первой комплектации» — остекленные и практически со всеми деталями интерьера. Для удобства транспортировки кузова крепят на «голые» рамы. Отдельно в контейнерах приходят мосты, двигатель (в сборе с коробкой, но без навесного оборудования) и более мелкие узлы.

content image for: 12691

На заводе кузов снимают с рамы и набивают российский VIN (и на шасси, и на кузове), который начинается с индекса Х4Х. На кузов устанавливают зеркала, светотехнику и прочее «навесное» оборудование. Шасси собирается на отдельном участке: монтируются бензобак и топливопроводы, мосты, рулевой механизм, подвеска и так далее. Затем готовое шасси соединяют с кузовом — и машина готова.
Это так называемая технология SKD 0 — по такой же схеме много лет назад здесь начинали сборку внедорожников Kia Sportage. Но уже в этом году автоторовцы начнут усложнять сборочный процесс и, по мере увеличения объемов выпуска, планируют довести производство до уровня SKD 4: на Автотор будут поступать «голые» окрашенные кузова и до 2500 наименований деталей (по такой же схеме сейчас собирают автомобили BMW).

content image for: 12691

Но сборка «железа» (то бишь закручивание болтов и гаек) — это полдела. Немало времени занимают финальные контрольные операции, коммутация электрооборудования и «закачка» в электронную память машины программного обеспечения. С каждый годом подобные операции на сборочных производствах становятся все более дорогими, требуя существенных затрат на закупку оборудования и повышение квалификации рабочих.

content image for: 12691

Уже привыкнув работать по высоким стандартам BMW, автоторовцы поначалу удивлялись американскому подходу. Например, многие крупные узлы (ШРУСы, рулевой механизм, некоторые рычаги) приходят на завод уже с налетом ржавчины. Карданные валы американцы вообще не красят — мол, на скорость не влияет. И все же, отработанная на автомобилях BMW жесткая система контроля качества была перенесена и на Хаммеры: если сами комплектующие изменить уже нельзя, то по качеству самой сборки калининградские Хаммеры будут, по меньшей мере, не хуже американских.

content image for: 12691

С конструктивной точки зрения российские Хаммеры ничем не отличаются от американских, а нюансы связаны с адаптацией. В первую очередь это касается светотехники и перенастройки аудиосистемы на российские радиочастоты. Кроме того, на российские Хаммеры не устанавливается навигационная система On Star.
Решен и главный юридический вопрос. Согласно российским Правилам дорожного движения, Hummer H2 относится к грузовым автомобилям, поскольку его полная масса составляет 3,9 тонны. То есть, чтобы управлять Хаммером, нужны права категории С, а такие есть далеко не у каждого автолюбителя. Чтобы загнать автомобиль в строгие весовые рамки, автоторовцы сняли с него все дополнительное оборудование — опционное сиденье третьего ряда (оно оснащено электроприводом складывания и потому очень тяжелое), кенгурины, трубчатую защиту порогов, компрессор для накачки шин, второй аккумулятор и кое-что еще. В результате Хаммер уложился-таки в 3,5 тонны. Теперь им можно управлять, имея права категории В.

content image for: 12691

Контракт с американцами подписан на три года и предполагает автоматическую пролонгацию еще на три года, если, конечно, стороны будут удовлетворены ходом реализации проекта. И тут возникает главный вопрос: есть ли смысл возиться с организацией сборки в России 400—500 Хаммеров в год, тем более что родной завод в Мишаваке (штат Индиана) способен выпускать ежегодно до 40 тысяч машин? Представители GM уверяют, что преследуют две цели: упрочить свое присутствие на российском рынке и реально оценить возможности Автотора в «боевых» условиях. Порог рентабельности этого проекта — всего 350 Хаммеров в год, но ведь «зарезервированные» площади, как мы уже упоминали, позволяют выпускать до 15 тысяч машин ежегодно. Каких?
Вице-президент GM Europe Джонатан Браунинг был скуп на комментарии, и его осторожность можно понять: концерн GM уже имеет печальный опыт сборки внедорожников Chevrolet Blazer на заводе в Елабуге. Когда елабужский проект только запускался, янки грозились выпускать до 50 тысяч автомобилей в год. Но елабужский Блейзер «не пошел»: за несколько лет было сделано всего 3714 внедорожников, причем последние из них распродавались по бросовым ценам (около $16000).

content image for: 12691

А умолчал Джонатан Браунинг вот о чем. До конца нынешнего года в Калининград поступят несколько сотен сборочных комплектов автомобилей Chevrolet Tahoe и Chevrolet TrailBlazer: внедорожники российской сборки будут на 10—15% дешевле импортируемых. А во дворе предприятия я обнаружил легкие грузовики Isuzu и GMC грузоподъемностью около двух тонн — со временем их тоже начнут собирать в Калининграде.
Для Автотора это выгодное дело, ведь чем дороже автомобиль, тем целесообразнее организация его сборки в свободной экономической зоне: выгоднее собрать и продать один Hummer, чем пяток дешевых легковушек Kia. А если удастся наладить сборку автомобилей Chevrolet, то в какой-то мере это еще и снизит риски: если завтра резко упадет спрос на автомобили одной марки, предприятие устоит на ногах благодаря спросу на другие машины. Кроме того, автоторовцы не оставляют надежд организовать сборку автомобилей Opel (cм. АР No 7, 2004).
Покупатели тоже в выигрыше. Серые дилеры продают Hummer H2 американской сборки за $115—120 тысяч. Калининградские машины заметно дешевле. «Базовый» Hummer H2 будет продаваться за $86500: в стандартную комплектацию H2 входят передние подушки безопасности, раздельный климат-контроль, сиденья с электроприводом, аудиосистема Bose с CD-плейером, АБС, traction control, блокировка заднего дифференциала. Обивка салона — тканевая. Более продвинутый Hummer H2 в исполнении Adventure стоит $91800, а за автомобиль в топовом исполнении Luxury дилеры просят $94090. Все машины — с мотором V8 Vortec 6000 мощностью 321 л.с. Коробка передач — четырехступенчатая, автоматическая.

content image for: 12691

Сейчас на Автотор пришла третья партия машинокомплектов. А первые собранные Хаммеры отправлены дилерам: готовые автомобили переправляют на «большую землю» железной дорогой — в вагонах-сетках. Пока джиэмовцы выбрали лишь пять дилеров в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, которым доверили продажу и сервис Хаммеров. Любопытно, что одно из требований к дилерам — наличие собственной внедорожной трассы для демонстрации возможностей машины. Максим КАДАКОВ, фото автора
По материалам журнала "Авторевю" No13-14 (315), 2004