Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
22 июля
УАЗ Patriot 2.7 MT
Какие тут могут быть описания???!
3.2
22 июля
Renault Duster 2.0 2WD AT
самый оптимальный вариант для тех кто ищет золотую середину. У дастера нашлось все востребованные экономичные характеристики:
3.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
11 апреля 2004 19:07, Новости

Мечта о лучшем автомобиле

В мае 1904 года дорогой из Лондона в Манчестер ехали два приятеля – Чарльз Роллс и Генри Эдмундс. Оба страшные автолюбители, только и говорили, что про моторы. По пути Роллс признался, что уже давно мечтает, чтобы его фамилия стала в автомобильном мире так же знаменита, как Bradwood среди фортепиано или Chubb среди сейфов. Знал ли Роллс, как он был близок к осуществлению своей мечты?.. Ведь в Манчестер он ехал, чтобы познакомиться с приятелем Эдмундса – Генри Ройсом, автомобильным конструктором.

По материалам журнала "Акватория красивой жизни", №2(9) 2004

В мае 1904 года дорогой из Лондона в Манчестер ехали два приятеля – Чарльз Роллс и Генри Эдмундс. Оба страшные автолюбители, только и говорили, что про моторы. По пути Роллс признался, что уже давно мечтает, чтобы его фамилия стала в автомобильном мире так же знаменита, как Bradwood среди фортепиано или Chubb среди сейфов.

Знал ли Роллс, как он был близок к осуществлению своей мечты?.. Ведь в Манчестер он ехал, чтобы познакомиться с приятелем Эдмундса – Генри Ройсом, автомобильным конструктором.

Великий самоучка

Чарльз Стюарт Роллс и Генри Ройс были людьми совершенно разными: один – арисократ и баловень судьбы, другой – сын мельника. Кажется невероятным, что они смогли найти общий язык, создать новую компанию. Если было у них что-то общее, то только любовь к автомобилям. «У них бензин в крови», - говорят про таких. Но бензин тоже бывает разным. У Роллса он был голубоватого цвета, с высоким октановым числом. У Ройса – обычный, 92-й или какой тогда был в обиходе… Генри Ройс был выходцем из бедной семьи. Поэтому работать он начал еще в 10 лет – продавцом газет в Лондоне, затем почтальоном. Образования как такого получить не удалось. Но Генри понимал, что в знаниях сила, поэтому в свободное время он читал книги по алгебре, электромеханике, самостоятельно учил французский.

Вскоре Ройс стал знатоком в области электротехники, и его пригласили работать в компанию, занимающуюся проводкой электросети. Попутно Генри начинает обучаться на вечернем отделении Лондонского политехнического университета. В 1884 году, в возрасте 21 года, Ройс совместно с приятелем создает собственную фирму F.H. Royse & Co. Сперва они делают простейшие электроприборы – дверные звонки, выключатели. Но вскоре их бизнес разрастается – и компания Ройса становится известным производителем электромоторов и массивных электрических кранов. Генри Ройс, некогда продавец газет, становится предпринимателем с неплохим доходом. Британцы называют таких self-made man – сделавший себя человек, если буквально.

На то время Ройс уже мог позволить себе роскошь. Например, купить автомобиль. Ведь именно роскошью, а вовсе не средствами передвижения, были тогда немногочисленные «безлошадные повозки». Ройс купил небольшой французский De Dion Bouton. Мир моторов сразу же увлек Ройса, и он начал разбирать-собирать свою машину, менять некоторые узлы, дабы улучшить конструкцию.

Надо сразу заметить, что Генри Ройс был перфекционистом. Говорят, что среди его любимых изречений было такое: «Цена быстро забвывается, но качество остается». Именно высокое качество работ Ройса, вероятно, сделало его бизнес процветающим.

В 1902 году Ройс купил второй автомобиль – подержанный французский Decauville. И тут Генри, набивший руку на «Де Дионее», «перфекционирует» по полной программе.

Что это за двигатель такой? Постоянно трясется, вибрирует. Нужен другой, спокойный, тихий мотор. А коробка передач? Шумит что есть мочи. Надо будет переделать. А кузов? Разве нельзя было сделать его более легким, использовать более качественные материалы? После долгих часов «работы над ошибками» на свет появляется совершенно новый автомобиль с тихим уравновешенным мотором, легким кузовом, системой смазки многих узлов. Автомобиль был назван Royce 10HP («десять лошадиных сил»). Имя, конечно, так себе, но в то время машины называли без изысков.

Первого апреля 1904 года создатель выехал на своем автомобиле в первый раз и проехал маршрут длиной около 20 километров, от мастерской до дома. Как и ожидалось, без каких-либо проблем. Машина Ройса настолько понравилась его приятелям, что было решено собрать еще два автомобиля сходной конструкции. Один из них предназначался для Генри Эдмундса, того самого, что водил знакомство с Чарльзом Ройсом. Спустя годы Эдмундса нарекут крестным отцом марки Rolls-Royce.

Азартный аристократ

Чарльз Стюарт Роллс был выходцем из богатого аристократического рода, сыном лорда Ллангеттока. Учился на инженера в Кембридже. В студенческие годы стал страсным поклонником автоспорта и воздухоплавания. Он любил рисковать: участвовал во многих автогонках, а в 1903 году в Дублине на 30-сильном автомобиле Mors даже установил мировой рекорд скорости – 137 км/ч. Его, правда, официально не засчитали: не была одобрена измерительная аппаратура.

Когда пришла пора самому начинать бизнес, Роллс создал компанию C.S.Rolls & Co. И занялся продажей французских автомобилей. На то время французы превосходили англичан в умении делать машины. Поэтому мечта о выпуске лучших автомобилей в мире под своим именем была не капризом тщеславного молодого человека, а своеобразным патриотическим порывом: «за Родину обидно!»

В 1904 году, когда Роллсу исполнилось только 27 лет, а Ройс разменял уже пятый десяток, два мистера R. узнали друг о друге. Их общий приятель Генри Эдмундс сообщил Роллсу, что в Манчестере его знакомый собрал отличную небольшую машину. По его мнению, это, возможно, лучший из всех автомобилей, что когда-либо делали в Англии. Роллс загорелся, позвонил Ройсу, предложил ему приехать в Англию, обсудить возможности сотрудничества. Но Ройс был весь в делах и от встречи отказался. Тогда Роллс решил сам приехать к Ройсу в Манчестер.

«Я встретил величайшего конструктора в мире!»

О самой встрече известно немного. Говорят, что Роллсу срау понравилась машина Ройса, с первого взгляда. А когда он завел мотор и прокатился на ней, то пришел в полный восторг. Машина была сделана настолько качественно, что разительно отличалась от других автомобилей – ничего не тряслось, не скрипело, детали были аккуратно подогнаны друг другу. В результате в отеле Midland в Манчестере за ужином Роллс и Ройс ударили по рукам. Ройс согласился впредь выпускать все автомобили под маркой Rolls-Royce, а Роллс обещал надежную финансовую поддержку проекту. Кроме того, Роллс стал первым дилером автомобилей Ройса. Говорят, талант Ройса так впечатлил Роллса, что вернувшись обратно в Лондон, он говорил всем, что встретил в Манчестере «величайшего конструктора в мире».

Дебютанты

В декабре 1904 года на Парижском автосалоне состоялась мировая премьера новой автомобильной марки. Все лето и осень Ройс работал на износ, так что на автосалоне французы могли лицезреть не только скромный Rolls-Royce 10HP, оснащенный двухцилиндровым мотором, но и более мощные авто с 15-сильным трехцилиндровым двигателем и 20-сильным четырехцилиндровым. Говорят, парижане признали, что по качеству машины Ройса превосходили все остальные экспонаты выставки.

В знаменитом английском журнале Autocar, в номере за декабрь 1904 года была реклама новой марки – «Первый, простой, тихий Rolls-Royce». Генри Ройс при конструировании машин стремился к простоте и предпочитал использовать уже опробованные, хорошо зарекомендовавшие механизмы, за что его порой называли консерватором. Козырем всех машин Rolls-Royce была невероятная надежность…

Серебряный призрак

Надо сказать еще об одном персонаже – звали его Клод Джонсон. Приятель Роллса и Эдмундса, он с первых дней начал работать вместе с Ройсом. Помогал ему создать облик первых автомобилей, участвовал на автомобилях Rolls-Royce в различных соревнованиях. Поэтому его даже шутливо называли дефисом «роллс-ройса». В 1906 году Роллс и Ройс решили доверить ему пост генерального директора компании Rolls-Royce Ltd. С Джонсоном связано и появление знаменитой модели Silver Ghost.

В 1905-1906 годах новая компания ищет свою нишу. Ройс, как известно, начал с маленькой двухцилиндровой машины. Но позже было решено сделать основным в модельном ряду Rolls-Royce роскошный автомобиль с шестицилиндровым двигателем 40/50. Как и все автомобили Rolls-Royce, модель 40/50 отличалась потрясающей надежностью, но была, кроме того, мощной, тихой и приемистой. Изготовление кузова в то время компания Rolls-Royce поручала частным кузовным ателье, сама делала лишь шасси. Шасси модели 40/50 стоило бешеных по тем временам денег – 1300 фунтов стерлингов. Для сравнения за такую сумму можно было купить с десяток автомобилей среднего класса! Поэтому у Rolls-Royce просто не было конкурентов, и модель 40/50 обычно называют первым в мире автомобилем высшего класса. В рекламных проспектах той поры можно было найти нескромный слоган: «Шестицилиндровый Rolls-Royce – не один из лучших, а самый лучший в мире», а в 1914 году появляется известный по сей день слоган – «Rolls-Royce. Лучший автомобиль в мире».

Двенадцатый выпущенный экземпляр модели 40/50 приобрел для себя глава компании Клод Джонсон, установил серебристый кузов, посеребрил многие детали интерьера. Машина получила прозвище Silver Ghost («Серебряный призрак») – за то, что ездила практически бесшумно, как призрак. Позже такое название закрепилось за всеми автомобилями модели 40/50.

Двигатель «Призрака» работал особенно тихо и без вибраций. На капот можно было поставить ребром монетку, и та не падала. По тем временам это было фантастикой, да и в наши дни лишь некоторые машины способны пройти такой Rolls-Royce-тест. Модель Silver Ghost пользовалась заслуженной популярностью и в практически неизенном виде выпускалась до 1925 года. Самые знаменитые и богатые люди начала XX века приобрели 6173 автомобиля этой модели. Многие из них дожили до наших дней.

Трагический 1910-й

Ко времени, когда Rolls-Royce Silver Ghost стал самым знаменитым автомобилем в высших кругах, Чарльз Роллс практически отошел от дел компании. Его всецело поглотило новое увлечение – авиация. Он стал первым в мире человеком, перелетевшим Ла-Манш в обоих направлениях (без посадки во Франции). Увы, Роллс стал также первым англичанином, погибшем в авиакатастрофе летом 1910 года. Чарльзу Роллсу было только 32 года… К тому времени Роллс и Ройс стали хорошими друзьями, и Генри Ройс был сильно подавлен, узнав о смерти своего молодого друга. Сам Генри Ройс дожил до старости и умер в 1933 году.

Кстати, с началом Первой мировой компания Rolls-Royce стала выпускать авиационные двигатели, но к Роллсу это уже не имело никакого отношения.

От «Фантома» до «Фантома»

В 1925 на смену модели Silver Ghost приходит автомобиль с не менее достойным названием Phantom («призрак, приведение»). Автомобиль получил более мощный мотор, отличался еще несколькими усовершенствованиями. В 1929 году появился Phantom II. У него был ниже центр тяжести и, соответственно, машина отличалась лучшими ездовыми свойствами. В это время компания Rolls-Royce переживает свои лучшие времена. В 1931 году она покупает конкурирующую фирму Bentley – изготовителя дорогих спортивных автомобилей. На смену старым моделям приходят новые. Машины становятся все совершеннее: появляются более мощные моторы, несущим становится кузов, зависимую рессорную подвеску заменяет современная независимая пружинная. Неизменным остается лишь одно – высочайшее качество. Все автомобили собираются вручную, все – проходят тщательный контроль. Говорят, что Генри Ройс любил повторять: «Мелочи создают совершенство, но совершенство – это не мелочь». Это правило соблюдается по сей день. В свет выходят третий, четвертый, пятый, шестой «Фантомы»…

По списку владельцев Rolls-Royce можно изучать историю XX века. Среди них значатся члены Британской королевской семьи, император Николай II, султан Брунея и многие другие королевские особы. На автомобилях Rolls-Royce ездили Владимир Ленин и Джон Леннон, Пол Маккартни и Фрэнк Синатра. Свой Rolls-Royce был у Редьярда Киплинга, Бернарда Шоу, Эрнеста Хемингуэя… От буржуазной роскоши не смог отказаться Леонид Брежнев. На перечисление только всемирно известных владельцев Rolls-Royce может уйти несколько страниц…

К концу прошлого века положение компании Rolls-Royce несколько пошатнулось – у британского концерна Vickers, которому принадлежала знаменитая компания, не было средств для разработки новых моделей. Но в 1998 году права на знаменитую марку отошли к концерну BMW, который ранее выпускал для английской компании двигатели. Так как завод в Крю, где с 1947 года выпускали автомобили Rolls-Royce и Bentley, вместе с правами на марку Bentley по договору перешел к концерну Volkswagen, в августе 2001 года было начато строительство нового завода Rolls-Royce в Гудвуде (графство Западный Суссекс, Англия). В июне 2002 года на заводе собрали первый предсерийный Rolls-Royce XXI века. Модель было решено назвать Phantom, как и ее предшественников. В январе 2004 года на заводе в Гудвуде собрали 500-й автомобиль Rolls-Royce Phantom…

Скоро «лучшие автомобили в мире» появятся в России. Заказы уже принимаются, а открытие салона  Rolls-Royce Motor Cars Moscow в центре Москвы, судя по всему, будет приурочено к столетию знаменитой марки…

Врезка. Серебряная леди.

Знаменитая статуэткаSpirit of Ecstasy («Дух экстаза») появилась на автомобилях Rolls-Royce в 1911 году. В то время было модно украшать машины различными фигурками. Генри Ройс, однако, новое увлечение презирал и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки со статуэтками на капоте. Но в конце концов конструктора убедили, что лучше выпускать «фирменные» талисманы, чем наблюдать, как безгранична фантазия у владельцев Rolls-Royce.

Лорд Джон Монтегю, издатель глянцевого журнала The Car Illustrated и общий друг Чарльза Роллса и Клода Джонсона, попросил своего редакционного художника (а также скульптора) Чарльза Сайкса оформить каталог Rolls-Royce на 1911 год и создать статуэтку. Фигурка была готова в феврале 1911 года и представляла собой девушку, чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Любопытно, что прообразом статуэтки стала Элеанор Торнтон, секретарь и любовница Монтегю.

Судьба этой девушки трагична. В 1915 году лайнер, на котором она плыла с Монтегю в Индию, был торпедирован немецкой подлодкой. В отличие от главных героев «Титаника» Кэмерона, Элеанор утонула, а Монтегю удалось выжить. Фигурку ждал мировой успех: на одном из престижных конкурсов она была признана лучшим талисманом в мире.

Про статуэтку ходили легенды. Многие, например, верили, что «Дух» отливают из чистого серебра. Поэтому неудивительно, что статуэтку часто похищали грабители. Но это в прошлом. У нынешнего «Фантома» фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, статуэтка скрывается в недрах радиаторной решетке. При ударе «Дух» тоже моментально прячется – на случай, если автомобиль наедет на пешехода.

 

Николай Корзинов

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно

Рекомендуем прочесть

Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru