Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
24 марта
Lada (ВАЗ) Vesta 1.6 MT 106hp
Купил машину в январе 2016 года. Понравился дизайн, комфорт. Думал что наконец-то и наши научились машины делать. Даже гордость была. Едешь и водители прямо на ходу спрашивали как машина, восхищались.
4.2
24 марта
Renault Duster 2.0 4WD MT
Твердая пятерка! В эксплуатации третий год. Город/бездорожье 70/30. На прицепе катер. По трассе прицеп не чувствует. Расход только радует трасса 7, город (кондер) 9-10-11л/100км. Гололед, снег, все на...
5.0
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
20 августа 2001 20:26, Новости

Советский Союз - родина обрусевших иномарок

За весь период своего развития автомобилестроение в Советском союзе и, позже, в России было одной из тех немногих отраслей, где определяющую роль играли не отечественные, а иностранные разработки и концепции. Для автопромышленных гигантов капиталистических стран, владевших самыми передовыми технологиями, казалось, не существовало пресловутого "железного занавеса", разделившего мир на две неравные части.

Как это ни парадоксально, но начало сотрудничества между СССР и иностранными государствами в области производства автомобилей пришлось на период жесткого политического противостояния. Первые два советских автомобилестроительных завода - Горьковский автомобильный (ГАЗ) и Московский автосборочный (ныне - ОАО "Москвич") были построены на рубеже 20-30-х годов XX века. Большую роль в их создании сыграла американская Ford Motor Company, заключившая договор с советским правительством о технической помощи при организации и налаживании массового производства легковых автомобилей типа Ford-A и грузовых типа Ford-AA. И если ГАЗ, начавший работу в 1932 году, производил автомобили, модели которых были совместно разработаны на площадке Ford советскими и американскими инженерами, то Московский автосборочный с 1930 по 1933 год выпускал точные копии Ford-A и Ford-AA. Вплоть до начала Великой Отечественной войны оба завода строили машины, являвшиеся в той или иной мере модификацией иностранных образцов. Мало кто знает, но даже "родная" отечественная "полуторка" была создана на основе чертежей компании Ford.

Война затормозила проекты по разработке "стопроцентно советского" автомобиля - оба предприятия в авральном темпе принялись за выполнение оборонных заказов. При этом они выпускали не только привычную автопродукцию, но также танки, минометы, снаряды для ракетных установок "Катюша".

Выпуск нового легкового автомобиля, спроектированного советскими инженерами, стал возможен лишь в июне 1946 года. Это событие, приуроченное к годовщине окончания войны, стало знаковым в отечественном автомобилестроении. Из цехов Горьковского завода вышел ГАЗ-20, получивший название "Победа". Машина стала знаменита не только в СССР, но и за рубежом, благодаря оригинальной для того времени форме кузова, позволявшей существенно снизить аэродинамическое сопротивление при движении.

В 50-60-е годы отечественным автопромышленникам удалось найти много новых технических решений, позволявших создавать модели, ориентированные преимущественно на местные климатические условия и качество дорог. А в августе 1958 года Московский автосборочный завод добился, казалось, невозможного: на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе машины "Москвич - 407" и "Москвич - 423" получили золотые медали.

Однако зарубежные автомобилестроители достаточно быстро обошли своих советских коллег. В середине 60-х в Европе и Америке начался "машинный бум". В короткие сроки создавались новые модели Saab, Mercedes, Fiat, Ford. Их качество и другие характеристики были существенно выше, чем у автомобилей из СССР. На этот же период пришлось активное развитие машиностроения в Японии, за одно десятилетие ставшей крупнейшим мировым производителем автомобилей.

В этой ситуации советское правительство решило вновь прибегнуть к помощи зарубежных промышленников. В августе 1966 года между Министерством внешней торговли СССР и итальянским концерном Fiat было подписано соглашение о "сотрудничестве и разработке конструкции автомобиля, а также его строительстве на территории СССР". Первая машина, знаменитый ВАЗ - 2101 - "Жигули" была выпущена новым Волжским автомобильным заводом в апреле 1970 года. Как и первые образцы ГАЗа, сделанные по чертежам Ford, ВАЗ - 2101 проектировался концерном Fiat на основе известной итальянской модели.

Однако СССР уже не хотел показать всему миру свою зависимость от иностранных партнеров. В 1966 году на заводе "Ижмаш", входящем в структуру военно-промышленного комплекса, началось производство легковой автомашины "Москвич - 408", разработанной Автомобильным заводом имени Ленинского комсомола (АЗЛК, бывший Московский автосборочный). Но этой модели рубежа 50-60-х годов трудно было конкурировать с новыми "Жигулями". На долгие годы за "Москвичом" закрепился имидж более чем посредственной машины, хуже которой только "Запорожец".

В дальнейшем, вплоть до 90-х годов, развитие отечественного автомобилестроения шло по самой консервативной линии. Новые модели "Жигулей" были лишь некой модификацией предыдущих. АЗЛК и "Ижмаш" на протяжении двух десятилетий штамповали свои насколько знаменитые, настолько же нелюбимые автомобилистами "Москвич - 412" и "Москвич - 2140". "Волга", детище ГАЗа, также долгое время не спешила менять свои формы даже под угрозой морального старения.

Некоторый проблеск инженерной мысли "мелькнул" в конце 80-х. Волжский завод представил две концептуально новые модели - ВАЗ - 2108 и ВАЗ -2109. Их отличал неведомый до этого в СССР передний привод и модный "европейский" дизайн. АЗЛК также выпустило новый образец - "Москвич - 2141", который внешне хоть и походил на ВАЗ - 2109, но по качеству заметно ему уступал.

Распад СССР в 1991 году сильно сказался на автомобильной промышленности. Начавшаяся было на предприятиях активная инженерная работа резко сбавила темпы. Российский автомобиль тех лет очень точно характеризовался популярным анекдотом: "мотор от "Рено", подвеска от "Вольво", кузов от "Запорожца", цена от самолета".

Сегодня в России начался очередной, третий по счету, период проникновения на отечественный автомобилестроительный рынок зарубежных компаний. Центром этого процесса стал Северо-Западный регион. Здесь появились сборочные предприятия компаний BMW, Ford, решатся вопрос о создании дочернего филиала компании Volkswagen. И если в советское время из соображений престижа "Форды" после незначительных переделок становились ГАЗами, а "Фиаты" - "Жигулями", то теперь иностранные компании могут работать в России под своими настоящими брендами, во многом служащими гарантией качества. Время иностранного "инкогнито" в отечественной автопромышленности закончилось. Покупая иномарку, собранную в России, ее владелец сможет четко знать, за какой уровень качества, гарантированный маркой фирмы, он платит деньги. Во всяком случае, это честная игра.

  Источник: Дмитрий Шигаев, Страна.Ру
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно