Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
20 июля 2001 18:07, Новости

Единицы и доллары или Сколько стоит российский рынок легковых автомобилей

7 декабря
Volvo XC70 2.4 D5 205hp AWD AT
Самые лучшие впечатления от комфорта, управляемости, экономичности. После 5-ти лет эксплуатации и весомого пробега (205 тыс. км) не могу найти альтернативу для замены.
4.0
7 декабря
Honda CR-V 2.0 AT
Машину покупала в 2009 году, езжу в основном на дачу и по городу, я понимаю, что эксплуатация автомобиля не активная, но от машины просто веет надежностью. Я без проблем проскакиваю по бездорожью. мог...
4.2
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Когда мы говорим о том, сколько машин продала в России та или иная зарубежная компания, то имеем в виду только новые автомобили, реализованные через официальную дилерскую сеть. Несмотря на явную тенденцию к росту объемов, цифры получаются незначительные, а доля таких машин на рынке едва достигает пяти процентов. В развитых странах, заметим, доля импорта во много раз больше. Но насколько верно эти цифры отражают реальную ситуацию?

Чтобы ответить на этот вопрос, "Эксперт-Авто" попытался оценить объемы продаж в денежном выражении, использовав при этом данные и методику Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ. По существующим правилам, ГТК считает новыми все ввозимые автомобили не старше трех лет, а не только те, что сошли с конвейера в текущем году. Причем для нас неважно, кем именно эти машины были ввезены - юридическими или частными лицами. Были использованы данные ГТК по количеству подержанных иномарок (старше трех лет), поступивших на российский рынок, а также данные российских заводов, представительств компаний, официальных и так называемых серых дилеров и перегонщиков по ценам этих автомобилей на рынке. В результате мы получили картину российского рынка новых и ввезенных легковых автомобилей за прошлый год с денежным оборотом, что отражено на двух диаграммах.

Следует оговориться: картина эта ни в коем случае не носит исчерпывающий характер и не отражает в полной мере ситуацию на автомобильном рынке страны. Так, нет никакой возможности хотя бы сколько-нибудь верно оценить вторичный рынок отечественных автомобилей и иномарок. А ведь это огромные обороты. Кроме того, когда речь идет о денежном выражении, стоит принять во внимание возможную погрешность в 10-15%.

Тем не менее картина получилась достаточно показательной. По нашим оценкам, стоимость первичного рынка легковых автомобилей в прошлом году составила около 8128 млн долларов. Всего продано 1164754 автомобиля (эта цифра достаточно точная). Но если в количественном выражении продукция отечественных производителей занимает 79% рынка, то в денежном - только 51%.

Вопреки расхожему мнению, Россия не стала страной старых иномарок: наши данные свидетельствуют, что более половины импортируемых автомобилей не старше трех лет. На их долю приходится 41% оборота.

Проведенный анализ заставляет усомниться и в утверждениях о том, что огромные суммы (порядка 6 млрд долларов) ежегодно вывозятся из страны в результате экспансии западных автомобильных компаний. По большому счету, экспансия еще не началась. А сумма утекающих долларов никак не может превышать 2,5, максимум 3 млрд. По той простой причине, что в рыночной стоимости автомобиля "зашиты" немалые налоги, остающиеся внутри страны. В ценах на новые машины таможенные пошлины и прочие сборы могут достигать 60-80%. В подержанных иномарках фискальная доля, конечно, меньше. Но стоит ее увеличить, о чем в последнее время опять всерьез заговорили, как спрос вновь начнет опережать предложение, что приведет к новому витку цен и дальнейшему старению автопарка. Дело в том, что российские автозаводы работают практически на пределе своих возможностей и заметно увеличить объемы производства не в состоянии. Существующие планы их модернизации, освоения новых моделей требуют больших инвестиций и рассчитаны на перспективу. А обладать автомобилем многие россияне хотят уже сегодня. И новые сборочные производства еще только набирают обороты и не способны заполнить нишу, занимаемую подержанными машинами.

Между тем спрос растет. В нынешнем году при сохранении существующих условий импорта и продаж первичный рынок легковых автомобилей составит, по нашим оценкам, 1250 тыс. единиц. Рост будет достигнут главным образом за счет увеличения объемов выпуска (примерно на 45000 автомобилей) на АвтоВАЗе и импорта. Причем динамика продаж в этом году позволяет предположить, что российские производители, конечно, удержат долю рынка по количеству реализованных машин, но едва ли сохранят ее по обороту.

Олег Осипов

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Этот материал пока никто не прокомментировал. Будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru