Единицы и доллары или Сколько стоит российский рынок легковых автомобилей

Когда мы говорим о том, сколько машин продала в России та или иная зарубежная компания, то имеем в виду только новые автомобили, реализованные через официальную дилерскую сеть. Несмотря на явную тенденцию к росту объемов, цифры получаются незначительные, а доля таких машин на рынке едва достигает пяти процентов. В развитых странах, заметим, доля импорта во много раз больше. Но насколько верно эти цифры отражают реальную ситуацию?

Чтобы ответить на этот вопрос, "Эксперт-Авто" попытался оценить объемы продаж в денежном выражении, использовав при этом данные и методику Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ. По существующим правилам, ГТК считает новыми все ввозимые автомобили не старше трех лет, а не только те, что сошли с конвейера в текущем году. Причем для нас неважно, кем именно эти машины были ввезены - юридическими или частными лицами. Были использованы данные ГТК по количеству подержанных иномарок (старше трех лет), поступивших на российский рынок, а также данные российских заводов, представительств компаний, официальных и так называемых серых дилеров и перегонщиков по ценам этих автомобилей на рынке. В результате мы получили картину российского рынка новых и ввезенных легковых автомобилей за прошлый год с денежным оборотом, что отражено на двух диаграммах.

Следует оговориться: картина эта ни в коем случае не носит исчерпывающий характер и не отражает в полной мере ситуацию на автомобильном рынке страны. Так, нет никакой возможности хотя бы сколько-нибудь верно оценить вторичный рынок отечественных автомобилей и иномарок. А ведь это огромные обороты. Кроме того, когда речь идет о денежном выражении, стоит принять во внимание возможную погрешность в 10-15%.

Тем не менее картина получилась достаточно показательной. По нашим оценкам, стоимость первичного рынка легковых автомобилей в прошлом году составила около 8128 млн долларов. Всего продано 1164754 автомобиля (эта цифра достаточно точная). Но если в количественном выражении продукция отечественных производителей занимает 79% рынка, то в денежном - только 51%.

Вопреки расхожему мнению, Россия не стала страной старых иномарок: наши данные свидетельствуют, что более половины импортируемых автомобилей не старше трех лет. На их долю приходится 41% оборота.

Проведенный анализ заставляет усомниться и в утверждениях о том, что огромные суммы (порядка 6 млрд долларов) ежегодно вывозятся из страны в результате экспансии западных автомобильных компаний. По большому счету, экспансия еще не началась. А сумма утекающих долларов никак не может превышать 2,5, максимум 3 млрд. По той простой причине, что в рыночной стоимости автомобиля "зашиты" немалые налоги, остающиеся внутри страны. В ценах на новые машины таможенные пошлины и прочие сборы могут достигать 60-80%. В подержанных иномарках фискальная доля, конечно, меньше. Но стоит ее увеличить, о чем в последнее время опять всерьез заговорили, как спрос вновь начнет опережать предложение, что приведет к новому витку цен и дальнейшему старению автопарка. Дело в том, что российские автозаводы работают практически на пределе своих возможностей и заметно увеличить объемы производства не в состоянии. Существующие планы их модернизации, освоения новых моделей требуют больших инвестиций и рассчитаны на перспективу. А обладать автомобилем многие россияне хотят уже сегодня. И новые сборочные производства еще только набирают обороты и не способны заполнить нишу, занимаемую подержанными машинами.

Между тем спрос растет. В нынешнем году при сохранении существующих условий импорта и продаж первичный рынок легковых автомобилей составит, по нашим оценкам, 1250 тыс. единиц. Рост будет достигнут главным образом за счет увеличения объемов выпуска (примерно на 45000 автомобилей) на АвтоВАЗе и импорта. Причем динамика продаж в этом году позволяет предположить, что российские производители, конечно, удержат долю рынка по количеству реализованных машин, но едва ли сохранят ее по обороту.

Олег Осипов