Права отбирать не будут, но штрафы все равно возьмут

В четверг Дума окончательно приняла новый КоАП. Это значит, что уже в следующем году у водителей перестанут отбирать права. Но платить штрафы все равно придется. В ГИБДД практически готов новый документ о том, как гаишникам брать штрафы в новых условиях. Проекту административного кодекса не пришлось после вето президента проходить все чтения в Госдуме по второму разу. В четверг Дума преодолела вето президента и приняла кодекс окончательно. А это значит, что уже в следующем году (наблюдатели считают, что новый КоАП вступит в силу ближайшим летом) гаишники лишатся права отбирать водительское удостоверение "вплоть до уплаты штрафа". Кроме того, в новом кодексе отдельной статьей выделен запрет на эвакуацию транспорта с помещением его на штрафстоянку. На первый взгляд кажется совершенно непонятным, каким образом автоинспекция сможет теперь заставить водителя платить штраф: права-то при нем. Но ГИБДД оказалась предусмотрительной. Уже практически готов новый документ, в котором описана схема взаимодействия ГИБДД и судебных приставов - заставлять водителей платить будут именно они. Процесс общения гаишника с нарушителем и наказания последнего описан в 130-м приказе "О мерах по реализации Закона Российской Федерации..." (название очень длинное). Именно его и заменит готовящийся документ. В новом документе четко описан процесс взимания штрафа. На месте нарушения составляется протокол, после чего в течение 15 суток он должен быть рассмотрен в отделении ГИБДД по месту нарушения или по месту жительства. (Постановление должно выноситься в присутствии нарушителя, но если он не пришел, хотя получил соответствующее извещение, все может произойти и без него.) Документ вручается провинившемуся водителю, который в течение 10 дней может его обжаловать, а в течение 15 должен заплатить штраф. А дальше, планируют гаишники, все будет очень стремительно и очень серьезно. По истечении положенных сроков "неоплаченное" постановление будет немедленно направляться по месту жительства нарушителя судебному приставу, который и взыщет штраф. А при отсутствии у автомобилиста денег может и имущество описать. Заодно судебному приставу решили облегчить работу с документами. Для этого будет изменена форма протокола. Короче он не станет, скорее наоборот. В нем появится специальное поле, в котором будут сообщаться подробнейшие сведения о нарушителе: адрес по прописке и фактический, место работы, должность и прочее. По этим данным, считает ГИБДД, приставу легче будет найти виновного. Более подробно будут раскрыты и мотивы принятия именно такого решения по нарушению: опять же чтобы приставам было понятнее. Ну а кроме того, хотя это работу приставам едва ли облегчит, протокол "перевернут" - в верхней части будет описана суть нарушения, там же водителю будет предоставлено место для объяснения. И только в самом низу оставят место для самого постановления. Так логичнее, полагают гаишники. И они правы, конечно. Хотя, с другой стороны, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Отличия новой системы от прежней, при которой постановление вместе с задержанными правами могло лежать в отделении ГИБДД чуть ли не вечно, налицо. Например, теперь водитель уже не сможет "откосить" от штрафа, ссылаясь на то, что постановление, не обращенное к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения, теряет силу. И вообще не платить штраф станет намного сложнее. Так что, хоть права теперь задерживать перестанут, механизм взимания штрафов останется. Судебные приставы - явление новое, и возможно, многие не захотят с ними связываться. Так что гаишники с принятием нового кодекса не обнищают: желающие разобраться на месте, чтобы избежать общения с приставами, наверняка найдутся.