Стоянка запрещена

В среду Мосгордума приняла во втором чтении закон «О размещении транспортных средств на территории Москвы», который запрещает стоянку машин в любых местах, кроме гаражей и официально оформленных стоянок. Запретить оставлять машины во дворах московские власти собираются уже в начале будущего года. А через год или чуть позже за нарушение нового порядка будут брать штраф в 1000 рублей.
в начале прошлого года и
, был существенно переписан редактором – руководителем департамента транспорта и связи Павлом Златиным.

Но суть его от этого не изменилась – в мэрии хотят, чтобы с будущего года машины парковались в Москве только в специально отведенных местах.

В первую очередь запрет касается территорий дворов – по мнению авторов закона, на внутриквартальные территории не распространяется действие общероссийских Правил дорожного движения, в компетенцию которых столичные власти вторгаться не могут. Впрочем, в законе заодно оговариваются и условия создания стоянок на всей улично-дорожной сети города. По мнению авторов проекта, стоянки можно устраивать только на тех участках улиц, где парковки «не снижают их пропускную способность или препятствуют нормальному движению пешеходов». Видимо, в транспортном департаменте считают, что такие места в Москве разыскать будет проще простого, особенно в центре города.

content image for: 721

Исключая возможность парковаться «там, где не запрещено», новый закон предполагает, что в основном столичные парковки будут платными. Бесплатные места могут остаться только на стоянках, которые окажутся в собственности города (будут построены на городские деньги), и будут находиться возле органов госвласти и социального назначения, а также на дорожном полотне и сооруженных над и под ним конструкциях. Законом будет строго запрещена парковка в определенных местах – на территориях пешеходных зон, на озелененных территориях и детских площадках.

Кроме того, под запрет на стоянку попадает проезжая часть дворов. Если же место во дворе не окажется «проезжей частью», каждому автомобилисту придется самостоятельно оформлять место в нескольких городских инстанциях.

Новый проект обзавелся многочисленными отсылами к создаваемым в будущем подзаконным актам вроде правил размещения автомобилей на стоянках и к градостроительным нормам. Но кое в чем «стояночный закон» пытается диктовать свои правила при строительстве. «Градостроительные правила и нормы должны предусматривать включение стоянок в состав объектов – жилых домов, объектов здравоохранения, образования и культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания», говорится в нем. При этом в составе жилых комплексов должны создаваться стояночные места в количестве не менее числа квартир.

По мнению источника в столичном департаменте транспорта и связи, закон крайне необходим не только для того, чтобы навести порядок в городе с парковкой машин, но и чтобы обязать строительный комплекс Москвы строить вместе с многоэтажками и достаточное количество гаражей и стоянок.

Сейчас строители, как правило, игнорируют требования транспортников, сдавая объекты с минимальным количеством мест, что все больше усугубляет ситуацию с парковками и дорожным движением в городе. При осуждении проекта закона во втором чтении депутаты удивлялись, каким образом транспортный департамент собирается обеспечить 3 млн московских автомобилей стоянками, если
постоянно не выполняется. Как сказал «Газете.Ru» депутат Дмитрий Катаев, у него вызвало недоумение несоответствие закона, по которому через два года собираются начать штрафовать нарушителей, с тем, что мэрия, по своим официальным планам, готова обеспечить гаражами только 35% частных автомобилей. «А куда они собираются девать остальные две трети машин? – недоумевает депутат. – Получается, закон открывает отличные возможности для расцвета коррупции. В том виде, как документ написан, проблемы явно не решает».

Дмитрий Катаев уверяет, что либо закон к третьему чтению будет существенно переработан, либо он не пройдет городскую думу.

Впрочем, при обсуждении проекта на комиссиях депутаты не смогли определиться и с другими достаточно важными проблемами. Например, какая инстанция и каким образом будет собирать штрафы за нарушения – по 1 тыс. рулей за то, что машина будет оставлена на месте, не обозначенном как стоянка, и 500 рублей – за нарушение правил оплаты за стоянку. Кроме того, депутаты так и не уяснили, насколько московский закон согласуется с федеральным, то есть общероссийским законодательством. На прежний вариант проекта городская прокуратура направила отрицательное заключение, и юристы Мосгордумы долго спорили с представителями департамента транспорта – не нарушается ли 209-я статья Гражданского кодекса РФ, которая запрещает ограничивать свободу собственника распоряжаться своим имуществом.

content image for: 721

Кроме того, в департаменте явно не учли, что закон имеет явно антисоциальную направленность. После вступления его в действие автомобилисты будут вынуждены оформлять под стоянку участки дворов, причем с ограничением на проезжую часть. За время их хождения по городским инстанциям большинство пригодных под стоянку территорий могут быть заняты частными структурами, близкими к местным органам власти, и автомобилистам придется платить им за парковку возле своего дома. Получится, что сотни тысяч москвичей лишатся фактической льготы пользоваться городской территорией под парковку автомобилей, а тогда недалеко и до массовых протестов. Руководитель столичного департамента транспорта и связи Павел Златин прокомментировал «Газете.Ru» такое предположение только тем, что введение штрафных санкций будет откладываться до тех пор, пока местные власти не обеспечат парковочными местами всех автомобилистов. Кроме того, он заверил, что в закон внесут дополнение о запрете устройства во дворах платных стоянок.

content image for: 721

На очередную доработку закона депутаты отвели два месяца.