Машина времени

26 декабря 1935 г. на заводе «Морган» был построен автомобиль, остающийся самым древним из серийно выпускаемых до сих пор. Сегодня из ворот фирмы выезжают те же «Морганы 4/4», лишь слегка измордованные стилистами 50-х.
content image for: 10486
Марка «Морган» родилась на закате романтического периода автомобильной эры. В 1909 г. англичанин Г. Ф. С. Морган собрал в гараже трехколесное чудо с движком от мотоцикла и румпелем вместо руля. Занятно, но искусные шасси и хитроумная подвеска делали автомобиль на удивление совершенным. Друзья убедили молодого инженера построить ещё несколько спорт-каров. Авто дебютировало в 1910 г. на выставке в Лондоне, последовала серия ралли. Вскоре под председательством Моргана-отца было учреждена и семейная фирма, быстро зарекомендовавшая себя как производителя спортивного эксклюзива для избранных.

Высокое соотношение мощности двигателя к весу конструкции (90 л. с. на тонну) и другие достоинства обеспечили авто Моргана множество рекордов и побед.
content image for: 10486
Машины собирались вручную и вплоть до середины XX века оставались в основном трехколесными. «4/4» появился на свет в декабре 1935 г.: 4 колеса, 4 цилиндра, 2-местный кузов «спайдер» и, конечно, правый руль. Позже появились 4-местные варианты и кузов с откидывающимся верхом. В 1953 г. в дизайн машины были внесены последние изменения: радиатор стал обтекаемым, фары утонули в крыльях. С тех пор время словно остановилось. Стильный, изящный, «Морган» прочно занял нишу спортивного ретро и стал любимой игрушкой завзятых эстетов. Флёр осколка Старой Англии обеспечил авто шлейф аристократизма: двухместный спайдер был словно создан для светских раутов, свиданий и пикников. В ряды его поклонников уже в молодости вступили такие разные люди, как Мик Джаггер и Брижит Бардо. Простые смертные, купившиеся на магию 30-х, вполголоса сетуют на жесткость машины. Настоящие поклонники (а машина все-таки культовая) и слышать об этом не хотят. Для них ощущение фактуры трасс – признак истинно спортивной духа, а «Морган» – чуть ли не последний настоящий спорт-кар на свете. «Морган» – это, прежде всего, hand made. В год на фирме семьи Морган собирается всего несколько сот машин. Производство каждого «4/4» – отдельный процесс, занимающий от двух до трех месяцев.

Имя хозяина проставляется уже на шасси, а на каждую деталь ставится клеймо мастера, так что «автора» любого дефекта можно определить. Но качество тяготеет к безупречному – слишком уж творческий труд. «4/4» до сих пор сохранил деревянную раму из редких сортов ясеня, а также кузов из алюминия и стали. Они изготовляются на фабрике в Молверне, а шасси и двигатели приобретаются на стороне. Краска наносится до идеала в 6–9 слоев, классические цвета «Моргана» – красный, ореховый и слоновая кость. Отличия современного «4/4» от своих предшественников: мотор, колеса, дуга безопасности и обивка салона. Строго говоря, «Морган» на месте не стоял. В 1950 г. появился «Plus-4» с 68-сильным двигателем, а в 1968 г. – «Plus-8» с трехлитровым двигателем «Ровер V-8». Такой «Морган» разгонялся до 96 км за 5 секунд. На третьей передаче из него выжималось более 160 км/ч. Позже появился Vitesse с двигателем с электронным впрыском топлива. «Морганы» продолжают показывать приличные спортивные результаты. Секрет успеха машины прост: она изначально была «попаданием в цель», удачей. Не имея возможности выдавать новые автоперлы, в «Моргане» остановились на достигнутом, благо революционных изменений автомобиль как изобретение за 100 лет все равно не претерпел. Парадоксально другое. Сегодня силуэт «Моргана» стал современен, как никогда. В наимоднейших моделях Audi, Chrysler, Renault без боя сдали такие «завоевания» автодизайна, как выделение объемов кузова, функциональность черт, удобство штамповки. Вернулись рельефность капота и крыльев, обтекаемый багажник, претензии на индивидуальность. Вероятно, на «Моргане» впервые лет за пятьдесят почувствовали горячее дыхание конкурентов и решили отступить на заранее подготовленные позиции... в прошлое. Год назад был выпущен «Morgan Aero» – ремейк модели 1919 г. Двухместное авто с двигателем в 282 л. с. при весе в 998 кг (один из лучших показателей для своего класса). Интересно какой «новинкой» «Морган» порадует завтра? Кэбом? Омнибусом? Паровой машиной Уатта?