Согласно инициативе, машины должны иметь «высокую долю российских компонентов» или производиться по специальным инвестиционным контрактам (СПИК). Это затронет как бюджетный сегмент, так и премиум-класс, где выбор локализованных моделей крайне ограничен.

Какие авто доминируют в такси сейчас?
По данным за 2024 год, самыми популярными марками в такси остаются Kia, Lada и Hyundai. В Москве чаще всего используются Volkswagen Polo, Hyundai Solaris и Kia Rio — модели, которые ранее собирались в России, но в данный момент их производство остановлено. Китайские бренды Chery и Geely, не имеющие локальных заводов, также входят в топ-10, что создает дополнительные риски.
Проблема премиум-сегмента
Серьезные сложности возникнут с бизнес-классом и выше. Например, в тарифе Business под требования подходит только Mercedes E-Class, выпускавшийся в Подмосковье до 2022 года. В премиальных тарифах Premier и Elite подходящих локализованных моделей нет вовсе. Законопроект допускает использование авто, произведенных по СПИК до 2025 года, но таких брендов немного: Lada, «Москвич», Evolute, Voyah и новички вроде Rosva Motors.

Мировой опыт использования иностранных авто в такси
В других странах аналогичные меры реализуются через стимулы, а не через запреты. Например, субсидии на покупку электромобилей или налоговые льготы для локальных производителей. Прямые ограничения на иностранные автомобили в такси — редкая практика, что повышает риски дисбаланса на российском рынке.
Возможные последствия инициативы для рынка
Инициатива может привести к сокращению парка такси, особенно в премиум-сегменте, и росту цен на услуги. Например, агрегаторы уже вводят ограничения: с апреля 2025 года в тарифе «Эконом» нельзя будет использовать машины старше 2016 года выпуска. При этом альтернативы в виде новых локализованных моделей пока недостаточно. Отсутствие льготных программ и субсидий для перевозчиков усугубляет ситуацию: покупка новых авто становится нерентабельной.

По мнению генерального директора FRANK AUTO Ирины Франк, инициатива по локализации таксопарков имеет два вектора. С одной стороны, она может стимулировать развитие российского автопрома и создание новых рабочих мест. С другой — резкий переход без поддержки перевозчиков приведет к коллапсу: цены на услуги вырастут на 20−30%, а доля легальных такси сократится.
Уже сейчас видно, что локализованные модели (Lada Vesta, «Москвич 3») не покрывают спрос по надежности и комфорту. Без субсидий на закупку авто или льготных кредитов малый бизнес не выживет. Кроме того, китайские бренды, которые сегодня занимают 40% рынка, могут уйти в серую зону, предлагая услуги без лицензий.
«Чтобы избежать кризиса, власти должны совместить запреты с мерами поддержки: снижение НДС для таксопарков, ускоренный ввод СПИК для премиальных брендов, программы трейд-ин. Иначе вместо роста локализации получим дефицит водителей и рост нелегальных перевозок. Переход на локальные авто в такси — амбициозная цель, но ее реализация требует системного подхода. Без баланса между запретами и стимулами рынок ждет рост цен и снижение качества услуг», — резюмировала Ирина Франк.