Атермальная тонировка: для чего нужна и есть ли штраф

Комфорт в салоне автомобиля важен всегда. Один из способов его сохранить — нанести атермальную тонировку.
Кирилл Русинович
Автор Авто Mail
Что это
Чем отличается от обычной
Какие стекла
Виды
Как наклеить
Плюсы и минусы
Сколько стоит
Как выбрать
Есть ли штраф
Мнение эксперта
Главное
Что это
Чем отличается от обычной
Какие стекла
Виды
Как наклеить
Плюсы и минусы
Сколько стоит
Как выбрать
Есть ли штраф
Мнение эксперта
Главное
Еще
Автомобиль с тонировкой
Атермальная тонировка защищает автомобиль от нагрева солнцем, не затемняя стеклаИсточник: Freepik

В этой статье расскажем что такое атермальная тонировка, какие виды бывают, как правильно клеить своими руками и есть штраф за ее нанесение. Поможет разобраться в этом Игорь Серебряков, директор департамента послепродажного обслуживании ГК АвтоСпецЦентр.

Что такое атермальная тонировка

Атермальная тонировка — это покрытие автомобильных стекол, предназначенное для снижения нагрева салона от солнечных лучей. Этот эффект достигается благодаря использованию многослойной структуры пленки, которая отражает инфракрасные лучи, оставляя видимый свет практически неизмененным. В отличие от обычной тонировки, которая делает стекла темнее, атермальная пленка почти незаметна визуально, но эффективно снижает нагрев салона.

Чем атермальная тонировка отличается от обычной 

Основное различие между атермальной и обычной тонировкой заключается в принципе работы и функциональности.

Обычные тонировочные пленки делают автомобильные стекла темнее, уменьшая количество света, проходящего через стекло. Это помогает снизить яркость солнечного света и улучшить конфиденциальность внутри автомобиля. Основной материал — это окрашенные или металлизированные слои пленки, которые поглощают свет и тепло.

Атермальная пленка действует иначе. Она специально разработана для отражения инфракрасных волн, которые несут основную тепловую энергию солнца, при этом минимально влияя на видимый свет. Пленка состоит из нескольких слоев, включающих керамические или металлические частицы, которые эффективно отражают тепло, сохраняя салон прохладным.

Таким образом, если главная цель — защита от жары и сохранение комфорта в салоне, атермальная тонировка будет лучшим выбором. Если же приоритет — улучшение конфиденциальности и эстетики, обычные тонировочные пленки могут подойти больше.

Какие стекла разрешено тонировать по ГОСТу

Согласно российским правилам дорожного движения и нормативам, есть строгие ограничения на тонирование автомобильных стекол. Основные положения регулируются ГОСТ Р 51709–2001 и Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Вот ключевые моменты, касающиеся разрешенного тонирования стекол:

  • Передние боковые стекла. Минимальное светопропускание должно составлять 70%. Это значит, что даже если стекла затонированы, они должны пропускать не менее 70% света. Тонировка должна обеспечивать достаточную видимость водителю.
  • Лобовое стекло. Светопропускание лобового стекла должно быть не ниже 75%. Верхняя часть лобового стекла может иметь полосу тонировки шириной до 14 см, но она не должна ухудшать обзор водителя.
  • Задние боковые и заднее стекло. Эти стекла могут быть тонированы любым способом, если автомобиль оборудован наружными зеркалами заднего вида. Таким образом, для задних стекол ограничений по светопропусканию нет.

Важно отметить, что несоблюдение этих норм может привести к штрафам и предписаниям снять тонировку. Поэтому перед нанесением тонировки стоит убедиться, что она соответствует установленным стандартам.

Эти правила касаются как обычной, так и атермальной тонировки.

Девушка за рулем автомобиля с тонированным стеклом
Пленка должна пропускать более 75% света, чтобы не затруднять водителю обзор Источник: Freepik

Виды атермальной тонировочной пленки

Существует несколько видов атермальных пленок, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. 

1. Керамическая атермальная пленка

Керамическая пленка содержит нанокерамические частицы, которые эффективно отражают инфракрасные (тепловые) лучи, обеспечивая снижение температуры в салоне автомобиля. Она обладает высокой устойчивостью к царапинам и долговечностью.

Плюсы:

  • отличная защита от ультрафиолетовых и инфракрасных лучей;
  • высокий коэффициент светопропускания, обеспечивающий хорошую видимость;
  • долговечность и устойчивость к внешним воздействиям.

Минусы:

  • более высокая цена по сравнению с другими видами атермальных пленок.

2. Металлизированная атермальная пленка

Металлизированные пленки содержат тонкий слой металла, который отражает солнечные лучи и уменьшает нагрев салона. Они обладают хорошими теплоизоляционными свойствами.

Плюсы:

  • эффективное отражение тепла;
  • устойчивость к механическим повреждениям.

Минусы:

  • может создавать помехи для радиосигналов и GPS-навигации.
  • имеет слегка зеркальный эффект, что может раздражать водителей встречных машин.

3. Графитовая атермальная пленка

Графитовые пленки сочетают в себе свойства графита и полимеров, создавая матовый оттенок и эффективно снижая теплопроницаемость.

Плюсы:

  • приятный матовый оттенок;
  • хорошее сочетание защитных свойств и внешнего вида.

Минусы: 

  • менее эффективна в плане отражения тепла по сравнению с керамическими и металлизированными пленками.

4. Спаттерная атермальная пленка

Спаттерные пленки создаются путем нанесения тонких металлических слоев методом ионного напыления. Они обеспечивают высокие показатели светопропускания и защиту от ультрафиолета.

Плюсы:

  • прозрачность и высокая эффективность в защите от УФ-излучения;
  • отсутствие зеркального эффекта.

Минусы: 

  • дороговизна производства и сложность установки.

5. Гибридная атермальная пленка

Гибридные пленки представляют собой комбинацию различных технологий, таких как металлизация и керамическое напыление. Они объединяют преимущества разных типов пленок.

Плюсы:

  • оптимальное соотношение цены и качества;
  • широкий спектр защитных функций.

Минусы: 

  • возможны незначительные недостатки каждого из компонентов гибридной пленки.

Каждый из этих видов атермальной тонировочной пленки имеет свои уникальные характеристики, и выбор зависит от конкретных потребностей и предпочтений автовладельца.

Как наклеить атермальную пленку на стекла автомобиля

Пульверизатор с мыльной пеной
Мыльный раствор поможет расположить пленку на стеклеИсточник: senivpetro на Freepik

Процесс наклеивания атермальной пленки на стекла автомобиля требует определенных навыков и инструментов. Чтобы результат был качественным и долговечным, важно следовать нескольким основным этапам. 

Необходимые инструменты и материалы:

  • атермальная пленка подходящего размера.
  • пульверизатор с мыльным раствором (вода + капля жидкого мыла).
  • канцелярский нож или скальпель.
  • скребок для удаления воды и пузырей.
  • сухие салфетки или полотенца.
  • фен для сушки краев пленки.

1. Подготовка поверхности

Тщательно очистите поверхность стекла от пыли, грязи и жира. Используйте мягкое моющее средство и чистую тряпку. После этого протрите стекло спиртом или специальным очистителем для стекол, чтобы удалить остатки загрязнений. После этого проверьте стекло на наличие остатков грязи или ворсинок. Если обнаружите, они могут испортить качество приклеивания пленки.

2. Подгонка пленки

Положите пленку на стекло снаружи автомобиля и разметьте контуры стекла маркером. Оставляйте небольшой запас пленки (около 1 см) по краям. Аккуратно вырежьте пленку по разметке канцелярским ножом. Важно не повредить края пленки.

3. Нанесение мыльного раствора

Смешайте воду с небольшим количеством жидкого мыла в пульверизаторе. Раствор поможет легче перемещать пленку по стеклу и избежать преждевременного приклеивания. Обильно распылите раствор на внутреннюю сторону стекла, где будет приклеиваться пленка.

4. Приклеивание пленки

Снимите защитный слой с пленки, начиная с одного угла. Держите пленку за края, чтобы не касаться клеевого слоя руками. Приложите ее к стеклу, начиная с верхнего края. Следите, чтобы она легла ровно, без перекосов. Используя скребок, аккуратно разгладьте пленку от центра к краям, удаляя пузырьки воздуха и излишки мыльного раствора. Двигайтесь медленно и равномерно, чтобы избежать образования складок.

5. Заключительная обработка

Просушите края пленки феном, чтобы обеспечить надежное приклеивание. Проверьте поверхность на наличие пузырей или неровностей. Если обнаружены дефекты, попробуйте еще раз разгладить пленку скребком.

Работайте в чистом и хорошо освещенном помещении. Избегайте попадания пыли и ворсинок на клейкую сторону пленки. Если пленка плохо приклеивается, добавьте немного мыльного раствора и повторите процесс разглаживания.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете самостоятельно наклеить атермальную пленку на стекла вашего автомобиля.

Плюсы и минусы атермальной тонировки

Экран на лобовое стекло для защиты от солнца
Атермальная тонировка позволяет безопасно использовать экраны для защиты от солнцаИсточник: Ozon

Атермальная тонировка становится все более популярной среди автолюбителей благодаря своим уникальным свойствам. Однако, как и любой другой продукт, она имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы
Минусы
Эффективное снижение температуры в салоне
Высокая стоимость
Сохранение хорошей видимости
Необходимость профессионального монтажа
Защита от ультрафиолетового излучения
Возможные проблемы с электроникой
Экономия энергии
Ограниченная доступность
Долговечность
Неидеальная защита от жары в ночное время
Эстетичный внешний вид

Соответствие законодательству

Простота ухода

Сколько стоит затонировать автомобиль атермальной пленкой

Стоимость тонировки автомобиля атермальной пленкой варьируется в зависимости от ряда факторов, таких как марка и модель автомобиля, площадь остекления, выбранная пленка и регион, где производится работа. В среднем, можно ориентироваться на следующие цифры.

Легковые автомобили малого класса
От 10 тыс. руб
Средний класс
От 12 000 до 15 000 руб
Бизнес-класс и внедорожники
От 15 000 до 20 000 руб
Премиум-сегмент
От 20 000 рублей и выше

Цены на услуги могут варьироваться в зависимости от региона. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, стоимость может быть выше, чем в регионах.

Для точного расчета лучше обратиться в специализированные автосервисы или студии тонировки, где вам смогут предложить индивидуальный расчет исходя из ваших требований и характеристик автомобиля.

Как правильно выбрать атермальную тонировку

Правильный выбор атермальной тонировки важен для обеспечения оптимального комфорта и безопасности в автомобиле. Ниже приведены рекомендации, которые помогут сделать правильный выбор:

  • Определите цели и задачи. Прежде чем выбирать конкретную пленку, определитесь нужно ли вам, чтобы салон автомобиля не выгорал от солнечных лучей, нужно снизить температуру в машине и нужна ли вам приватность.
  • Учтите климатические условия, в которых вы живете. Если вы проживаете в регионе с жарким климатом, выбирайте пленку с высоким коэффициентом защиты от инфракрасного излучения. В умеренных широтах подойдет пленка с балансом между защитой от тепла и видимыми характеристиками.
  • Обратите внимание на процент светопропускания. Для передних боковых стекол стандартное требование — минимум 70% светопропускания. Для лобового стекла — минимум 75%. Задние стекла могут быть тонированы более плотно, если на автомобиле установлены зеркала заднего вида.
  • Определитесь с типом пленки. Существует несколько основных типов атермальных пленок, все они имеют свои плюсы и минусы.
  • При выборе обратите внимание на репутацию производителя. Известные бренды обычно предлагают продукцию высокого качества с гарантией. Читайте отзывы и сравнивайте предложения различных производителей.
  • Определите свой бюджет. Бюджетные варианты могут иметь ограниченный срок службы и худшие защитные характеристики. Премиальные пленки стоят дороже, но обеспечивают лучшую защиту и долговечность.
  • Убедитесь, что установка будет выполнена профессионально. Неправильная установка может привести к образованию пузырей, складок и другим дефектам. Обратитесь в проверенную студию тонировки с хорошими отзывами.
  • Учитывайте особенности своего автомобиля. Некоторые модели автомобилей могут требовать специальных решений для тонировки. Уточните у продавца, подходит ли выбранная пленка для вашей марки и модели авто.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете выбрать атермальную тонировку, которая обеспечит максимальный комфорт и защиту вашему автомобилю.

Есть ли штраф за атермальную тонировку

Водитель получает штраф за тонировку стекол
Если пленка слишком темная, водитель может быть оштрафованИсточник: Freepik

Штраф за атермальную тонировку зависит от степени светопропускания пленки и соответствия требованиям законодательства. В России действуют строгие нормы относительно тонировки автомобильных стекол, закрепленные в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и ГОСТ Р 51709–2001.

Если светопропускание тонировки не соответствует указанным нормам, водитель может получить штраф согласно статье 12.5 КоАП РФ:

  • размер штрафа составляет 500 рублей.
  • также инспектор может выписать предписание о снятии тонировки, и если водитель не выполнит это требование в установленный срок, последуют дополнительные санкции.

Мнение эксперта

Вот что думает Игорь Серебряков по поводу нанесения атермальной пленки:

«Тонировка атермальной пленкой представляет собой специальное полимерное покрытие, наносимое изнутри на стекла автомобиля. В отличие от обычной темной пленки, этот материал остается прозрачным, пропуская до 75% света, но в то же время эффективно защищает от избыточного тепла и блокирует до 99% ультрафиолетового излучения.

Выделяют четыре типа атермальной пленки, каждая из которых обладает особыми характеристиками. Например, металлизированная пленка содержит металлический слой, отражающий солнечные лучи и ультрафиолет. Может слегка воздействовать на качество мобильной связи, однако это редко ощутимо для водителя. Крашенная пленка представляет собой экономичный вариант из полиэфирных материалов, предлагающий различные цветовые решения, такие как красный, оранжевый и зеленый. Также спаттерная пленка пропускает часть солнечного света и отражает до 99% ультрафиолета с помощью тяжелых металлов, используемых в магнетронном напылении. Спаттерно-металлизированная пленка (хамелеон) обладает высоким уровнем защиты от ультрафиолетового и инфракрасного излучения, является дорогим и качественным материалом.

Установка атермальной пленки на лобовое и передние стекла обеспечивает надежную защиту салона и пассажиров от ультрафиолетового излучения. Основные преимущества данной пленки включают поддержание комфортной температуры в салоне, снижение бликов для лучшей видимости, защиту пассажиров от осколков в случае аварии, повышение конфиденциальности».

Главное об атермальной тонировке

Вот что нужно запомнить, если решили наклеить атермальную пленку:

  • атермальная пленка нужна для того, чтобы салон меньше нагревался в солнечный день;
  • в пасмурную погоду атермальная тонировка работает хуже;
  • тонировать можно любые стекла, главное делать это в соответствие с ГОСТом;
  • есть разные виды атермальной пленки и у каждого свои плюсы и минусы;
  • клеить пленку можно самому, но лучше довериться профессионалам;
  • стоимость оклейки 10 — 20 тыс. рублей;
  • если атермальная пленка пропускает достаточно света, то штрафа не будет.