В некоторых городах мира общественный транспорт работает бесплатно. Например, без оплаты катаются на автобусах жители французского Дюнкерка — других видов общественного транспорта там нет. Бесплатно ездит на трамваях и троллейбусах и местное население эстонского Таллина. А сербский Белград с недавних пор внедрил бесплатный проезд вообще для всех пассажиров без исключения. «Почему бы не отказаться от денег за проезд и небедной Москве?» — задаются порой вопросом москвичи.

Кто-то всегда платит
Собственно, новость о бесплатном проезде в Белграде и вызвала очередные споры в соцсетях — надо или не надо последовать этому не только российской столице, но и другим нашим городам? Тем более что если раньше бесплатным проездом могли похвастать только маленькие туристические города, то Белград с населением около 1,4 миллиона человек не такой уж и маленький.
Главным мотивом решения отменить плату за проезд в сербской столице стало стремление властей мотивировать автомобилистов пересесть с личных авто на общественный транспорт. Они посчитали, что это поможет разгрузить дороги и улучшить экологическую ситуацию. Русскоязычные жители Белграда, правда, в чатах пишут, что в их городе за проезд и раньше мало кто платил — за этим особо не следили, и многие катались зайцами.

Ну, а что же в Москве? В столице цена за проезд регулярно растет, но при этом остается одной из самых низких в стране в пересчете на километр. К тому же порядка 4 миллионов пассажиров и так имеют право на бесплатный проезд — это дети до 7 лет, пенсионеры, всевозможные льготники
Для остальных пассажиров проезд в Москве отчасти тоже бесплатный. По словам заммэра по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова, около половины расходов транспортных предприятий столицы город компенсирует из бюджета. В противном случае тарифы были бы куда выше. Кроме того, дорожает проезд в Москве гораздо меньше реальной инфляции, говорят в столичном департаменте транспорта. «С 2011 года мы сохраняем тарифы на проезд в городском транспорте ниже инфляции на 25%. При этом по сравнению с другими регионами в Москве пассажиры совершают самые длинные поездки. Вместе с тем стоимость за преодоленное расстояние значительно ниже, чем в других крупных городах страны», — отмечают в ведомстве.
Порядка 4 миллионов пассажиров в столице и так имеют право на бесплатный проезд — это дети до 7 лет, пенсионеры, всевозможные льготники
Взять и отменить
Тем не менее новость из Белграда многие москвичи встретили с завистью. «А почему бы и у нас не обнулить тарифы? У нас тоже пробки!» — пишут комментаторы в соцсетях.
Но опрошенные «РГ» эксперты к идее бесплатного общественного транспорта относятся скептически. К примеру, научный руководитель института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что за белградским опытом сначала нужно понаблюдать — что получится, то есть станет ли меньше пробок или только вырастут расходы бюджета. «Это не первый такой опыт, но прежде он срабатывал в небольших городах с большим туристическим потоком, — объясняет “РГ” Блинкин. — Там проезд делали бесплатным для местных жителей, а для туристов плата была включена, например, в туристический ваучер. В других же случаях такая идея обычно нежизнеспособна».

Кроме того, отмечает Блинкин, по сравнению с затратами на владение автомобилем проезд и в Москве получается очень дешевым. «Вот у меня офис на улице Мясницкой, где парковка стоит 600 рублей в час. Чтобы доехать туда от дома, минимум 120 рублей я потрачу на бензин плюс 600 рублей парковка. И это не считая амортизации автомобиля. А проезд на метро сколько стоит в Москве? 63 рубля. Большое это имеет значение по сравнению со стоимостью поездки на машине?» — замечает эксперт.
Руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский к белградской инициативе тоже относится как к интересному эксперименту, за которым стоит последить, но не более. «Надо посмотреть, может быть, через год-два в Белграде откажутся от этой идеи в связи с экономической нецелесообразностью, — говорит Шумский. — Но экспериментировать так в Москве я бы точно не стал. Общественный транспорт у нас и так дотационный, при бесплатном проезде дотаций из бюджета понадобится еще больше».
Шумский напоминает, что, когда в Москве вводили платные парковки, существовал большой зарубежный опыт, демонстрирующий правильность такого подхода. В Европе трудно найти крупный город, где за стоянку как минимум в центре не нужно было бы платить. Поэтому неудивительно, что и Москве платные уличные парковки пошли на пользу.
А вот бесплатный проезд за рубежом остается явлением штучным и неоднозначным — накопленный опыт слишком мал, чтобы делать выводы.