Остаточная глубина протектора шин: почему она важна

Одна из ключевых характеристик шин — остаточная глубина протектора. Чем она больше, тем лучше колеса справляются с отводом воды и удержанием автомобиля на дороге.
Авторы и эксперты
Григорий Погосов
Владелец автосервиса
Кирилл Русинович
Что это
Что говорит ПДД
Какая допустимая остаточная глубина
Как измерить глубину
Когда пора менять шины
Мнение эксперта
Главное
Еще
Что это
Что говорит ПДД
Какая допустимая остаточная глубина
Как измерить глубину
Когда пора менять шины
Мнение эксперта
Главное
Еще
Новая шина с глубоким протектором
Новая шина обеспечивает лучшее сцепление с дорогойИсточник: ТАСС/dpa/picture-alliance

В этой статье расскажем что такое остаточная глубина протектора, как ее измерить, какая глубина допускается на разных шинах, в разное время года и когда пора менять покрышки.

Что такое остаточная глубина протектора и почему она важна

Остаточная глубина протектора — это наименьший допустимый уровень износа шины, регламентированный законом. Важность данного параметра заключается в том, что сильно изношенные шины значительно ухудшают управляемость автомобилем, особенно на влажных покрытиях. Современные шины оснащаются индикаторами износа, которые помогают водителям вовремя заметить, что покрышки пора менять. 

Что говорит ПДД о минимальной глубине протектора

Штраф за езду на лысых шинах составляет 500 рублей. Он предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Для летних шин легкового автомобиля, минимальный показатель — 1,6 мм, для зимних — 4 мм.

Какая допустимая остаточная глубина на летних шинах

Покрышка считается почти «лысой», если фактическая глубина протектора сократилась до значения:

  • 1,6 мм для легкового авто;
  • 3,5 мм для грузовика весом не более 3,5 т;
  • 0,8 мм для мотоциклов;
  • 1 мм для грузовых авто весом более 3,5 т; 
  • 2 мм для общественного транспорта.

Какая допустимая остаточная глубина на зимних шинах 

К зимней резине другие требования: глубина протектора не должна быть меньше 4 мм независимо от вида транспортного средства.

Измерение протектора при помощи линейки
Измерить глубину протектора можно несколькими способамиИсточник: legion-media / IlluPics

Как измерить глубину протектора шин автомобиля

Вот несколько основных способов измерения глубины протектора шин.

Индикатор износа (TWI)

Многие современные шины имеют встроенный индикатор износа, который представляет собой небольшой выступ внутри канавок протектора. Когда протектор стирается до уровня этого выступа, шину пора менять. Чтобы проверить износ, достаточно визуально осмотреть поверхность шины и найти эти индикаторы.

Монетка

Можно взять пятирублевую монету и вставить ее в протектор. Если целиком видно год выпуска монеты, то шину пора менять.

Штангенциркуль

Для точного измерения глубины протектора можно использовать штангенциркуль. Вставьте его наконечник в канавку и зафиксируйте значение. Такой инструмент позволяет получить точные данные в миллиметрах.

Специальный глубиномер

Существуют специализированные инструменты для измерения глубины протектора, называемые глубиномерами. Они похожи на штангенциркули, но специально разработаны для удобства работы с шинами. 

Линейка с делениями

Простая линейка тоже подойдет, если ее край поместить в канавку протектора. Главное — убедиться, что деления четко видны и вы можете правильно оценить глубину.

Более продвинутый вариант линейки, который имеет встроенную подсветку, облегчающую визуальное определение глубины даже в условиях плохой освещенности.

Электронные устройства

Сегодня существуют электронные приборы, которые измеряют глубину протектора автоматически. Достаточно приложить устройство к поверхности шины, и оно покажет результат на дисплее.

Когда пора менять шины: основные признаки

Существует несколько ключевых признаков, которые указывают на необходимость замены автомобильных шин. Вот основной список:

  • Минимальная глубина протектора. Использование шин с глубиной протектора менее допустимых, опасно, так как ухудшается сцепление с дорогой, особенно на мокрой поверхности.
  • Индикаторы износа (TWI). Если они становятся заметны на уровне остальной части протектора, это явный сигнал к замене шин.
  • Трещины и повреждения на боковинах. Даже мелкие трещины говорят о старении резины или воздействии агрессивной среды. Такие дефекты могут привести к внезапному разрушению шины во время движения.
  • Деформация и неравномерный износ. Если протектор изношен неравномерно (например, больше на одной стороне, чем на другой), это может указывать на проблемы с балансировкой колес, неправильную регулировку развала-схождения или другие неисправности подвески. Неравномерный износ также ускоряет процесс старения резины.
  • Возраст шин. Покрышки постепенно теряют эластичность и прочность независимо от пробега. Производители рекомендуют заменять их после 6–10 лет эксплуатации, даже если внешне они выглядят хорошо. Проверяйте дату производства, указанную на боковине шины (в виде четырехзначного кода).
  • Потеря давления. Регулярная потеря давления в шинах может быть признаком проколов, утечек воздуха через ниппель или повреждений внутренней структуры шины. Постоянная подкачка шин должна насторожить водителя.
  • Необычные вибрации или шумы. Если автомобиль стал вибрировать или издавать необычные звуки на определенных скоростях, это может сигнализировать о повреждении каркаса шины или проблемах с балансировкой.
  • Заметное ухудшение характеристик. Водителю становится сложнее управлять машиной, ухудшается реакция на повороты руля, увеличивается тормозной путь — все это может говорить о сильном износе шин или других проблемах с ними.

Регулярно проверяя состояние шин, водитель сможет избежать аварийных ситуаций и поддерживать безопасность своего транспортного средства.

Автомобильная шина с трещинами и стертым протектором
Шину нужно менять когда на ней есть трещины или стерся протекторИсточник: legion-media

Мнение эксперта

Своим мнением о том, почему нельзя ездить на «лысых» шинах поделился Григорий Погосов, владелец автомастерской:

«Лысые шины теряют способность эффективно отводить воду из-под колеса, что увеличивает риск аквапланирования на мокрой дороге. В результате автомобиль теряет контакт с поверхностью дороги, и это может привести к серьезным ДТП.

Помимо этого, истонченный слой резины делает шину более уязвимой к механическим повреждениям. Любое резкое столкновение с препятствием (например, ямой или бордюром) может привести к разрыву шины, что чревато потерей управления и аварией.

Так же, в России, установлены строгие нормы относительно минимальной глубины протектора. Езда на лысых шинах считается нарушением правил дорожного движения и влечет за собой штраф».

Главное про остаточную глубину протектора шин

Собрали самое главное об остаточной глубине протектора:

  • измерить глубину можно при помощи штангенциркуля или монетки;
  • на многих шинах есть индикаторы остаточной глубины;
  • летом, у легкового автомобиля глубина протектора должна быть не менее 1,6 мм, зимой — не менее 4 мм;
  • если на шинах появились трещины или он регулярно стала спускать — то пора менять;
  • срок службы шины — 5—10 лет;
  • старайтесь покупать шины в проверенных местах;
  • изношенная шина может взорваться во время наезда на препятствие.