В этой статье разберем почему идет белый дым из выхлопной трубы, что можно сделать это случилось и какие способы профилактики существуют. Поможет нам в этом Сергей Гришков, автоэксперт, основатель Ssgavto.

Причины белого дыма из выхлопной трубы в бензиновом двигателе
Белый дым из выхлопной трубы бензинового двигателя — это достаточно распространенное явление, которое может иметь несколько причин. Важно понимать, что сам по себе белый дым не обязательно является признаком серьезной проблемы, однако стоит обратить внимание на сопутствующие симптомы и обстоятельства.
1. Появление конденсата
Это нормальное явление, особенно в холодное время года или после длительного простоя автомобиля. Конденсат накапливается внутри выхлопной системы и при запуске двигателя превращается в пар, образуя белый дым.
Что делать
Нет необходимости предпринимать какие-либо меры. Дым исчезнет самостоятельно через несколько минут работы двигателя, когда система прогреется.
2. Пробитая прокладка ГБЦ
При повреждении прокладки между головкой блока цилиндров и самим блоком охлаждающая жидкость может попасть в цилиндры. Она смешивается с топливом и горит вместе с ним, образуя густой белый дым с характерным сладким запахом антифриза.
Что делать
Необходимо заменить поврежденную прокладку ГБЦ. Перед заменой важно убедиться, что проблема именно в прокладке, поскольку трещины в самой головке или блоке цилиндров требуют более серьезного ремонта.
3. Трещина в блоке цилиндров или головке блока
Трещины в металлических частях двигателя могут стать причиной попадания охлаждающей жидкости в цилиндры, что вызывает появление белого дыма.
Что делать
Ремонт или замена поврежденных деталей. Это сложный процесс, часто требующий разборки двигателя. Лучше обратиться к специалистам.
4. Масло в камере сгорания

Износ поршней, поршневых колец, маслосъемных колпачков или направляющих клапанов может привести к попаданию моторного масла в цилиндры. Оно горит вместе с топливом, образуя густой белый или синеватый дым.
Что делать
Заменить изношенные элементы (поршневые кольца, маслосъемные колпачки). В некоторых случаях может потребоваться капитальный ремонт двигателя.
5. Неправильная работа свечи зажигания или форсунки
Если свеча или форсунка работают неправильно, топливо может плохо воспламеняться, что приведет к образованию белого дыма из-за неполного сгорания.
Что делать
Проверить и заменить неисправные свечи накаливания или форсунки. Регулярная диагностика системы впрыска поможет предотвратить подобные проблемы.
6. Низкое качество топлива
Топливо низкого качества может содержать воду или другие примеси, которые при сгорании образуют белый дым.
Что делать
Заполнить бак качественным топливом и избегать сомнительных заправочных станций. Если проблема вызвана водой в топливе, можно использовать специальные присадки для удаления влаги.
Причины белого дыма из выхлопной трубы в дизельном двигателе

Появление белого дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя может сигнализировать о различных проблемах. Рассмотрим основные причины и методы их устранения.
1. Конденсация влаги
Этот эффект похож на ситуацию с бензиновыми двигателями. В холодную погоду или после длительной стоянки в выхлопной системе может накапливаться конденсат. При запуске двигателя вода испаряется, образуя белый дым.
Что делать
Дым исчезает самостоятельно после прогрева двигателя. Нет необходимости принимать дополнительные меры.
2. Переохлаждение двигателя
Дизельные двигатели работают при высоких температурах. Если двигатель недостаточно прогрелся, топливо может не полностью сгореть, что вызовет появление белого дыма. Для подогрева двигателя можно дополнительно установить Вебасто.
Что делать
Следите за режимом работы двигателя и дайте ему достаточно времени для полного прогрева перед началом движения. Также проверьте работу свечей накала, которые отвечают за подогрев воздуха в цилиндрах.

3. Неправильное сгорание топлива
Если топливо не полностью сгорает, оно может выделять белый дым. Это может происходить из-за неправильной настройки топливной системы, засоренных форсунок или неисправности ТНВД (топливного насоса высокого давления).
Что делать
Проверьте и отрегулируйте систему впрыска топлива. Очистите или замените форсунки. Обслуживание ТНВД должно проводиться специалистами.
4. Загрязненный сажевый фильтр (DPF)
Сажевые фильтры в современных дизельных автомобилях могут забиваться частичками сажи. Это снижает эффективность очистки выхлопных газов и может вызывать белый дым.
Что делать
Регулярно проводите регенерацию сажевого фильтра. Если фильтр сильно загрязнен, его необходимо очистить или заменить.
К возможным причинам возникновения белого дыма можно отнести также попадание масла в камеру сгорания, повреждения ГБЦ или блока цилиндров и пробитую прокладку ГБЦ. Рекомендация в этих случаях такая же как для бензинового двигателя.
Белый дым на холодную и горячую: в чем отличие
Белый дым из выхлопной трубы может проявляться как на холодном, так и на горячем двигателе, но причины его возникновения могут различаться. Если машина еще не прогрета, то причины белого дыма либо конденсат в выхлопной системе, либо низкая температура окружающей среды.
Когда мотор прогрет до рабочей температуры, но дым не исчез, это говорит о проблемах в двигателе. Самое лучшее решение в такой ситуации — отправится к мотористу. Там проведут полною диагностику. Чем раньше будет найдена причина, тем дешевле окажется ремонт.
Мнение эксперта
Своим мнением о причинах возникновения белого дыма из выхлопной трубы поделился Сергей Гришков:
«Белый дым из выхлопной трубы может говорить о нескольких возможных проблемах с двигателем. Основные причины и способы их устранения:
- Конденсат. В холодную погоду может быть просто конденсатом, испаряется он при нагреве двигателя. Это нормально, особенно в первые минуты работы двигателя.
- Проблемы с головкой блока цилиндров. Утечка антифриза в камеру сгорания может привести к образованию белого дыма. Это может быть вызвано повреждением прокладки головки блока цилиндров или трещиной в самой головке.
- Утечка охлаждающей жидкости. Если система охлаждения имеет утечку, это может вызвать попадание жидкости в камеру сгорания.
- Неисправность системы впрыска. В редких случаях проблема может быть связана с неправильной работой системы впрыска топлива, что приводит к неправильному сгоранию смеси».
Профилактика белого дыма из выхлопной трубы

Для предотвращения появления белого дыма из выхлопной трубы важно проводить регулярное техническое обслуживание автомобиля и следить за состоянием его основных систем. Вот несколько рекомендаций по профилактике:
- Система охлаждения. Поддерживайте оптимальный уровень охлаждающей жидкости и проверяйте ее состояние. Используйте качественный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля.
- Масляная система. Следите за уровнем и качеством моторного масла. Своевременно меняйте масло и масляный фильтр согласно рекомендациям производителя.
- Форсунки и свечи зажигания. Регулярно проверяйте состояние топливных форсунок и свечей зажигания. Забитые форсунки или неисправные свечи могут привести к неполному сгоранию топлива и образованию белого дыма.
- Выбор АЗС. Заправляйте автомобиль на проверенных автозаправочных станциях. Некачественное топливо может содержать примеси, которые приводят к образованию белого дыма.
- Присадки. Использование специальных присадок для удаления влаги из топлива может помочь предотвратить образование конденсата в выхлопной системе.
- Прогрев двигателя. В холодное время года давайте двигателю достаточно времени для прогрева перед началом движения. Это поможет снизить риск образования конденсата и неполного сгорания топлива.
- Контроль температуры. Следите за температурой двигателя и избегайте его перегрева. Перегрев может привести к повреждению прокладок и трещин в блоке цилиндров.
- Умеренная нагрузка. Избегайте резких ускорений и торможений, особенно сразу после запуска двигателя. Постепенный прогрев двигателя снижает нагрузку на его компоненты.
- Регулярные поездки. Длительные перерывы в эксплуатации могут способствовать накоплению конденсата в выхлопной системе. Старайтесь регулярно пользоваться автомобилем, особенно в холодное время года.
- Компьютерная диагностика. Проводите регулярные проверки состояния двигателя с помощью диагностического оборудования. Это позволит вовремя выявлять и устранять потенциальные проблемы.
- Осмотр выхлопной системы. Периодически осматривайте выхлопную систему на наличие следов масла или охлаждающей жидкости. Их присутствие может указывать на проблемы с двигателем.
- Уход за системой выпуска отработавших газов. Очистка сажевого фильтра (DPF): Для дизельных двигателей регулярно проводите регенерацию сажевого фильтра. Загрязненный фильтр может влиять на эффективность работы двигателя и вызывать белый дым.
- Проверка катализатора. Убедитесь, что катализатор работает правильно. Его неисправность может привести к неполному сгоранию топлива и образованию белого дыма.
Регулярное техническое обслуживание и внимательное отношение к состоянию автомобиля помогут минимизировать риск появления белого дыма из выхлопной трубы. Если дым сохраняется длительное время или сопровождается другими симптомами, лучше обратиться к специалистам для проведения диагностики и ремонта.