Время весеннего шиномонтажа в этом году приближается семимильными шагами, так что пора стряхнуть пыль с горы колес, лежащих в дальнему углу гаража, и внимательно их осмотреть: еще послужат? Как определить истекший срок годности резины — знают многие, но как понять, что сами диски уже нуждаются в замене? Одним внешним видом сыт не будешь, а разнообразный автомобильный дискомфорт слишком часто бывает связан именно с износом диска. На что смотреть и как принять решение о покупке нового комплекта или ремонта старого — рассказываем на Авто Mail.

У автомобильного диска нет срока годности — по идее он должен исправно отработать весь срок службы автомобиля. Однако практика говорит обратное: уже спустя несколько лет на далеко не везде ровных отечественных дорогах, колеса нуждаются во внимании, а зачастую — и в замене. Цена вопроса — немалая, особенно если речь идет об оригинальном «литье», да и штампованные стальные диски сегодня стоят недешево. Покупая на «вторичке» — выбираем «кота в мешке», который запросто может быть хуже, чем собственные. Как поступить в такой ситуации?
Какие бывают колесные диски
Как известно, диски бывают стальные, обычная штамповка из листового проката, алюминиевые, они же «литые», а также кованые. Есть и редкий спортивный, особо легкий и стойкий к внешнему воздействию вариант — магниевые. Такие — днем с огнем и за большие деньги не отыскать, поэтому обычный водитель чаще всего имеет дело со «штамповкой» или «литьем». Реже — с «ковкой».

У каждого варианта есть свои сильные и слабые стороны. Например, стальные штампованные — дешевые и простые в восстановлении, но часто нуждаются в «прокатке», то есть в процедурах по восстановлению геометрии. Они ржавеют и гниют. Алюминиевый диск — краше и привлекательнее, стойко держит «удары судьбы», однако тоже легко гнется при контакте с бордюром.
Кованый диск — самый надежный, крепкий и дорогой из троицы. Более того — самый легкий. Однако все «невзгоды» дороги передает прямиком на подвеску. Отметим, что все три варианта ремонтируются, но обойдется такой ремонт в разные совсем деньги: «штамп» можно выправить хоть молотком, а вот «ковку» или «литье» ремонтировать сложно и дорого.
Почему колесные диски гнутся
Причин может быть сразу несколько. И авария — пожалуй, последняя. Во-первых, дороги у нас бывают разные, а вот дачная грунтовка — одна. И она никогда идеальным покрытием не отличается — ямы и бугры будут обязательно. Год за годом именно диск первым на себя принимает все эти «нюансы», так что со временем геометрия обязательно начнет уходить. Высокая скорость и хорошая яма этот процесс ускорят.

Далее — резина: тяжелые зубатые покрышки — также не лучший друг литого диска. Долгая и многокилометровая эксплуатация таких шин на «литье», как и на штамповке, конечно, сказывается. Личная практика показала, что «искомый результат» был достигнут за пять лет. Для скептиков: литые диски были оригинальные, OME, а резина — All Terrain.
Какие симптомы прямо говорят об износе колесных дисков
Как только в руле появляется вибрация, а в утреннем расписании — обязательные упражнения с насосом, нужно ехать к специалисту по колесам. Тряска в баранке — прямое следствие отсутствия балансировки, что делает управление автомобилем, во-первых, крайне небезопасных, а во-вторых — чудовищно дискомфортным.

Значительные проблемы с геометрией диска можно нивелировать грузами, однако откровенно кривой — только править. Сделать это можно, но стоит помнить: методика «штамповки», когда на станке диск просто прокатают, «литью» не подойдет — нужно нагревать в печи, после — отпускать, и только потом править. Иные вариации смысла не имеют.
Также колесо запросто может спускать именно по вине литого диска: встречается микротрещина. Ищут ее тривиальным способом мыльной воды, после заваривают: штампованные диски можно варить хоть электродом, а вот алюминий — только в газовой среде. Причем стоит помнить, что сварка «крылатого металла» — дело непростое, его ведет от перегрева, так что отдавать неизвестному специалисту не стоит. После велик шанс просто сдать весь комплект на переплавку.
Лакокрасочный слой

Со временем диски ветшают, краска начинает шелушиться и сходить, появляются следы коррозии. Что делать? Восстанавливать. По уму, надо снять весь ЛКП пескоструем или аквабластом, после нанести грунт и покрасить. Можно и самостоятельно, вооружившись абразивными средствами всех сортов, но это долго и скучно. Вернее, очень долго и очень скучно.
При восстановлении особое внимание следует уделять не только внешнему виду, но и бортикам, к которым прилегает резина: ржавчина и годами накопленная там грязь регулярно становится причиной спущенного колеса, так что в тщательной обработке они нуждаются ничуть не меньше, чем лицевая сторона.
Ремонту не подлежит
Рваные, сломанные, сплюснутые диски тоже делают, мы исторически живем в идеологии разумного потребления: отремонтировать можно все. Не от хорошей жизни, конечно. Другой вопрос, что прослужит такой диск недолго: он уже не будет держать геометрию, будет кривым, а длинный шов — это длинный шов, стоит дорого, и сделать качественно могут не все. И не с первого раза.

Тут вступает в дело математика: стоит ли вкладывать, если дешевле найти аналогичный? Оставим редкие и коллекционные «колеса» в стороне и поговорим о распространенных и массовых вариантах, которые проще и намного дешевле купить, чем восстанавливать свой, пострадавший, например, в неравной битве с бордюром. Инвестировать в их восстановление не стоит, поскольку гораздо выгоднее продать оставшиеся три поштучно, а после приобрести готовый комплект.
Колеса — важный элемент безопасности и комфорта, обязательная деталь автомобильного дизайна и привлекательности машины. Диски, особенно литые и кованые, в России любят и ценят, так что найти не только в магазине, но и на «вторичном рынке» можно очень красивые экземпляры. И не беда, что на них уже есть следы эксплуатации: можно же восстановить!