Колесные диски: что нужно знать водителю

Топ-5 проблем, связанных с колесными дисками
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Время весеннего шиномонтажа в этом году приближается семимильными шагами, так что пора стряхнуть пыль с горы колес, лежащих в дальнему углу гаража, и внимательно их осмотреть: еще послужат? Как определить истекший срок годности резины — знают многие, но как понять, что сами диски уже нуждаются в замене? Одним внешним видом сыт не будешь, а разнообразный автомобильный дискомфорт слишком часто бывает связан именно с износом диска. На что смотреть и как принять решение о покупке нового комплекта или ремонта старого — рассказываем на Авто Mail.

Колесные диски
Источник: Создано с помощью ИИ

У автомобильного диска нет срока годности — по идее он должен исправно отработать весь срок службы автомобиля. Однако практика говорит обратное: уже спустя несколько лет на далеко не везде ровных отечественных дорогах, колеса нуждаются во внимании, а зачастую — и в замене. Цена вопроса — немалая, особенно если речь идет об оригинальном «литье», да и штампованные стальные диски сегодня стоят недешево. Покупая на «вторичке» — выбираем «кота в мешке», который запросто может быть хуже, чем собственные. Как поступить в такой ситуации?

Какие бывают колесные диски

Как известно, диски бывают стальные, обычная штамповка из листового проката, алюминиевые, они же «литые», а также кованые. Есть и редкий спортивный, особо легкий и стойкий к внешнему воздействию вариант — магниевые. Такие — днем с огнем и за большие деньги не отыскать, поэтому обычный водитель чаще всего имеет дело со «штамповкой» или «литьем». Реже — с «ковкой».

Колесный диск
Источник: Freepik

У каждого варианта есть свои сильные и слабые стороны. Например, стальные штампованные — дешевые и простые в восстановлении, но часто нуждаются в «прокатке», то есть в процедурах по восстановлению геометрии. Они ржавеют и гниют. Алюминиевый диск — краше и привлекательнее, стойко держит «удары судьбы», однако тоже легко гнется при контакте с бордюром.

Кованый диск — самый надежный, крепкий и дорогой из троицы. Более того — самый легкий. Однако все «невзгоды» дороги передает прямиком на подвеску. Отметим, что все три варианта ремонтируются, но обойдется такой ремонт в разные совсем деньги: «штамп» можно выправить хоть молотком, а вот «ковку» или «литье» ремонтировать сложно и дорого.

Почему колесные диски гнутся

Причин может быть сразу несколько. И авария — пожалуй, последняя. Во-первых, дороги у нас бывают разные, а вот дачная грунтовка — одна. И она никогда идеальным покрытием не отличается — ямы и бугры будут обязательно. Год за годом именно диск первым на себя принимает все эти «нюансы», так что со временем геометрия обязательно начнет уходить. Высокая скорость и хорошая яма этот процесс ускорят.

Автомобиль едет по бездорожью
Источник: Unsplash

Далее — резина: тяжелые зубатые покрышки — также не лучший друг литого диска. Долгая и многокилометровая эксплуатация таких шин на «литье», как и на штамповке, конечно, сказывается. Личная практика показала, что «искомый результат» был достигнут за пять лет. Для скептиков: литые диски были оригинальные, OME, а резина — All Terrain.

Какие симптомы прямо говорят об износе колесных дисков

Как только в руле появляется вибрация, а в утреннем расписании — обязательные упражнения с насосом, нужно ехать к специалисту по колесам. Тряска в баранке — прямое следствие отсутствия балансировки, что делает управление автомобилем, во-первых, крайне небезопасных, а во-вторых — чудовищно дискомфортным.

Вибрация на руле в автомобиле
Источник: Freepik

Значительные проблемы с геометрией диска можно нивелировать грузами, однако откровенно кривой — только править. Сделать это можно, но стоит помнить: методика «штамповки», когда на станке диск просто прокатают, «литью» не подойдет — нужно нагревать в печи, после — отпускать, и только потом править. Иные вариации смысла не имеют.

Также колесо запросто может спускать именно по вине литого диска: встречается микротрещина. Ищут ее тривиальным способом мыльной воды, после заваривают: штампованные диски можно варить хоть электродом, а вот алюминий — только в газовой среде. Причем стоит помнить, что сварка «крылатого металла» — дело непростое, его ведет от перегрева, так что отдавать неизвестному специалисту не стоит. После велик шанс просто сдать весь комплект на переплавку.

Лакокрасочный слой

Покраска дисков
Источник: Unsplash+

Со временем диски ветшают, краска начинает шелушиться и сходить, появляются следы коррозии. Что делать? Восстанавливать. По уму, надо снять весь ЛКП пескоструем или аквабластом, после нанести грунт и покрасить. Можно и самостоятельно, вооружившись абразивными средствами всех сортов, но это долго и скучно. Вернее, очень долго и очень скучно.

При восстановлении особое внимание следует уделять не только внешнему виду, но и бортикам, к которым прилегает резина: ржавчина и годами накопленная там грязь регулярно становится причиной спущенного колеса, так что в тщательной обработке они нуждаются ничуть не меньше, чем лицевая сторона.

Ремонту не подлежит

Рваные, сломанные, сплюснутые диски тоже делают, мы исторически живем в идеологии разумного потребления: отремонтировать можно все. Не от хорошей жизни, конечно. Другой вопрос, что прослужит такой диск недолго: он уже не будет держать геометрию, будет кривым, а длинный шов — это длинный шов, стоит дорого, и сделать качественно могут не все. И не с первого раза.

Механик в автосервисе осматривает колесо автомобиля на подъемнике
Источник: Unsplash

Тут вступает в дело математика: стоит ли вкладывать, если дешевле найти аналогичный? Оставим редкие и коллекционные «колеса» в стороне и поговорим о распространенных и массовых вариантах, которые проще и намного дешевле купить, чем восстанавливать свой, пострадавший, например, в неравной битве с бордюром. Инвестировать в их восстановление не стоит, поскольку гораздо выгоднее продать оставшиеся три поштучно, а после приобрести готовый комплект.

Колеса — важный элемент безопасности и комфорта, обязательная деталь автомобильного дизайна и привлекательности машины. Диски, особенно литые и кованые, в России любят и ценят, так что найти не только в магазине, но и на «вторичном рынке» можно очень красивые экземпляры. И не беда, что на них уже есть следы эксплуатации: можно же восстановить!