Как проверить утечку тока: какие основные причины и что нужно делать

Автомобиль — сложный механизм, подверженный поломкам. Не исключение и электрика в машине. Расскажем, как проверить утечку тока и не допустить серьезных проблем
Авторы и эксперты
Дмитрий Николаевич
Продакт-менеджер компании ENERGON
Василий Бахолдин
Автор Авто Mail
Что значит утечка тока
Причины
Как проверить
Допустимая норма
Что делать, если не удалось найти утечку
Как устранить
Совет эксперта
Главное
Еще
Что значит утечка тока
Причины
Как проверить
Допустимая норма
Что делать, если не удалось найти утечку
Как устранить
Совет эксперта
Главное
Еще
Водитель проверяет автомобильный аккумулятор
Если энергия быстро заканчивается, это может быть признаком утечки токаИсточник: Freepik

Главное хранилище энергии в автомобиле — аккумуляторная батарея (АКБ). Она имеет определенную емкость и без регулярной подзарядки истощается. Но иногда энергия кончается слишком быстро, и АКБ не справляется со своей задачей. Причиной тому чаще всего становится утечка. В статье подробно объясним, по каким причинам возникает проблема, как проверить утечку тока и как ее устранить.

Что значит утечка тока в авто

«Утечка тока — это явление, при котором электроэнергия из АКБ в автомобиле расходуется даже при выключенном зажигании. В норме небольшой ток может уходить на поддержание работы систем. Однако если утечка превышает допустимые значения, это приводит к разряду АКБ, особенно если автомобиль долго стоит без движения. В результате водитель сталкивается с ситуацией, когда машина не заводится, а аккумулятор оказывается полностью разряженным», — рассказал Дмитрий Николаевич, продакт-менеджер компании ENERGON (бренд DELTA).

Это не только неудобно, но и плохо влияет на аккумулятор. Дело в том, что любая батарея может выдержать определенное число циклов разрядки-зарядки. Поэтому утечка тока снижает срок эксплуатации АКБ.

Понять, что появилась утечка довольно просто. В нормальном состоянии аккумулятор без дополнительной зарядки может сохранять в себе энергию неделями и даже месяцами. Но если он стал садиться за несколько дней, значит пора разбираться в проблеме. Вероятно, в системе появилась утечка тока. Проверить это довольно просто, ведь понадобится только один специальный инструмент — мультиметр.

Причины, почему происходит утечка тока в автомобиле

Причин для утечки тока может быть множество. Расскажем о самых частых.

  • Дополнительные электроприборы. Помимо штатного оборудования, в современные автомобили ставят сигнализацию, GPS-навигатор, магнитолу с мощными усилителями и другие приборы. Они могут потреблять энергии больше, чем было изначально рассчитано инженерами.
  • Проблемы с электрической проводкой. Энергия может утекать в неизвестном направлении, если повреждены провода или плохо проводят ток контакты.
  • Неисправная электроника или поврежденные датчики. Вследствие поломки одного из приборов расход электричества может кратно вырасти.
  • Портативные устройства. Подключенные к прикуривателям или в розетку регистраторы, зарядки для телефонов и прочие гаджеты могут тянуть энергию из АКБ даже при заглушенном моторе.
  • Неисправность АКБ. Разрядка может идти и по причине коррозии на клеммах или поломки самой батареи.
  • Человеческий фактор. Утечка тока — не редкость в тех случаях, когда автомобилист своими руками неправильно подключает электронику. Если подключить магнитолу к АКБ напрямую, то она станет дополнительным потребителем. Проблемы возникают и у тех, кто неправильно поставил противоугонную систему.

Как проверить утечку тока в аккумуляторе автомобиля мультиметром

Водитель проверяет аккумулятор авто мультиметром
Мультиметр позволит точно определить источник утечки токаИсточник: legion-media.ru

Для проверки понадобится качественный прибор, набор ключей и устройство для извлечения предохранителей. Если все готово, то поможет найти утечку такой алгоритм:

  1. Выключить все приборы, потребляющие электричество в автомобиле.
  2. Отключить минусовую клемму от аккумулятора. Так снижается риск устроить короткое замыкание, ведь именно она идет на кузов.
  3. Перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока.
  4. Замерить ток между выводом аккумулятора и снятой колодкой щупами прибора. Если экран показывает значение до 80 мА (0,08 А), значит серьезной утечки нет. Если больше — нужно искать источник потерь энергии в цепях.
  5. Открыть коробку с предохранителями. Вынимать каждый из них по одному и проверять показатели тока. Если значение резко изменилось, значит источник проблемы обнаружен.
  6. Проверить номер предохранителя и уточнить в инструкции, за какую систему он отвечает. Все подключенные к системе потребители — возможные виновники утечки.
  7. Отключать каждый из потребителей электричества по одному. Таким способом получится обнаружить именно тот, на который уходит энергия.

Допустимая норма утечки тока в машине

Допустимый уровень утечки тока в автомобиле зависит от характеристик электрической схемы и работы устройств, потребляющих энергию. 

Так, для АКБ легкового автомобиля нормой будет показатель от 25 до 30 мА, а максимальная утечка — 40 мА. Эти значения считаются приемлемыми при наличии стандартной электроники. Если в машине есть дополнительное оборудование, мощные аудиосистемы и усиленное освещение, то допустимые потери могут увеличиваться до 80 мА. 

В тех транспортных средствах, где электронных систем практически нет, нормальный диапазон утечки находится в пределах до 20 мА. Небольшие потери можно объяснить естественным разрядом аккумулятора, работой часов и штатной автомагнитолы. 

Если утечка тока оказалась значительно выше нормы, необходимо срочно выявить и устранить причину.

Что делать, если не удалось найти утечку тока в аккумуляторе

«Если аккумулятор держит заряд, предохранители целые, но утечка тока все равно есть, стоит обратить внимание на альтернативные источники проблемы. Например, неисправный генератор может давать утечку через диодный мост, даже когда двигатель не работает. Также стоит проверить нештатные устройства: дополнительные подсветки, навигаторы, аудиосистему, камеры и прочие гаджеты. Иногда виновником может быть блок комфорта, который не „засыпает“ после выключения зажигания, оставляя электронику активной», — поделился Дмитрий Николаевич.

Вот что стоит попробовать сделать, чтобы найти утечку тока в аккумуляторе:

  • Проверить работу генератора. Очень часто батарея разряжается из-за неправильной работы генератора, который просто не дает нужный уровень зарядки. Для этого нужно взять мультиметр, перевести его в режим вольтметра и измерить напряжение на клеммах АКБ. Исправная батарея покажет напряжение 12,5—12,9 В. Затем следует повторить процедуру при включенном моторе и работающих электропотребителях. Если показания на дисплее прибора не выросли до 13,5—14,5 В, то генератор нужно чинить.
  • Осмотреть проводку. Проблемы с изоляцией проводов иногда можно заметить невооруженным глазом. Особенно внимательно следует осмотреть проводку там, где недавно подключали оборудование. Возможно, ее повредили, и именно это приводит к короткому замыканию.
  • Проверить нештатное оборудование. Рекомендация актуальна для случаев, когда оно подключено в обход блока предохранителей.
  • Проверить саму АКБ. Бывает достаточно почистить контакты или добавить электролита. Иногда батарея просто не успевает заряжаться, потому что автомобиль совершает короткие поездки или подолгу стоит в пробках. В таком случае разрядка будет очень быстрой и без большой утечки тока.
  • Обратиться к профессионалам. Специалисты могут помочь в том случае, когда своими силами не получается справиться со сложной проблемой. В автосервисе есть специальное диагностическое оборудование, а мастера обладают профессиональным опытом.

Как устранить утечку тока в автомобиле

Водитель ремонтирует генератор
Утечка может происходить из нескольких источниковИсточник: Freepik

Перед тем как устранять утечку тока, автомобилисту необходимо найти ее источник. Их может быть несколько, поэтому особенно важно уделить внимание процессу диагностики и найти неисправность.

Если оказался поврежденным предохранитель в блоке, то его нужно заменить. При неисправности в электронном приборе или генераторе производят ремонт узла или полностью меняют его на новый. В случае проблем с проводкой сложнее всего найти место повреждения, а после будет достаточно убрать причину короткого замыкания.

Совет эксперта

Дмитрий Николаевич дал рекомендации, как снизить риск утечки тока:

«Главное правило — никакой самодеятельности в электрике. Установка дополнительного оборудования должна выполняться профессионалами, с правильными схемами подключения и предохранителями. Часто проблемы начинаются именно после самостоятельного монтажа сигнализации, автозапуска или мощной аудиосистемы без учета допустимой нагрузки. Также не забывайте раз в несколько месяцев проверять ток утечки мультиметром, особенно перед зимой».

Также полезно принять дополнительные меры, чтобы сохранить заряд аккумулятор как можно дольше. Для этого есть проверенные способы.

«Если машина долго стоит без движения, имеет смысл отключать минусовую клемму или использовать специальное устройство — размыкатель массы. Это особенно актуально для гаражного хранения или „сезонных“ авто. Еще один полезный совет: не оставляйте подключенными к прикуривателю видеорегистраторы и зарядки, если они работают даже при выключенном зажигании. И как бы это банально ни звучало, но следите за исправностью проводки, чтобы не получить неожиданный разряд аккумулятора в самый неподходящий момент», — посоветовал эксперт.

Главное о том, как проверить утечку тока

Напомним основные моменты, которые помогут проверить утечку тока в автомобиле.

  • Если аккумулятор очень быстро разряжается во время стоянки автомобиля, то, вероятно, имеет место утечка тока;
  • прежде чем начинать поиски проблемы, лучше убедиться, что АКБ исправная и получает достаточный заряд во время езды по городу, а к прикуривателю не подключены сторонние потребители;
  • для проверки утечки тока на автомобиле понадобится мультиметр, который подключают в разрыв цепи;
  • для выяснения причин утечки каждую электрическую цепь отключают поочередно и проверяют мультиметром. Для этого вынимают предохранители из специального отсека;
  • если найти причину таким способом не удалось, то, возможно, дело в генераторе или проводке. Их также следует проверить на работоспособность;
  • в случае когда самостоятельно утечку тока выявить не получается, стоит обратиться в автосервис к специалистам.