Этот тест-драйв пришлось переносить несколько раз! В сентябре мы поездили на «Весте», которая наконец-то получила полноценный набор оборудования, включающий и систему курсовой устойчивости ESC. И тогда стало интересно, как электроника будет работать на снегу и льду. Но зима оказалась очень капризной, поэтому пришлось ловить момент, когда нужное покрытие совпадало с датами, доступными для проведения теста.
Lada Vesta: кто делает ESC
Система курсовой устойчивости ESC (такое название выбрано, чтобы избежать нарушения авторских прав, которые на аббревиатуру ESP принадлежат компании Bosch) разработана специалистами компании «Итэлма». Российские «электронщики» давно сотрудничают с «Ладой», но это их самый крупный и сложный проект.

Ведь для работы ESC мало взять электронную «начинку» (она пока из Китая) и интегрировать этот блок в автомобиль. Необходимы длительные и сложные испытания, чтобы протестировать машину в разных условиях — зимой и летом — и со всеми доступными кузовами и силовыми агрегатами.
Суммарно испытатели на «Вестах» намотали 140 тысяч километров, чтобы полностью откалибровать работу всех компонентов и оптимизировать программное обеспечение. О том, как работает система курсовой устойчивости, мы уже подробно писали. И из этого материала ясно, что грамотно ее настроить — задача достаточно сложная.

Именно поэтому ESC появилась у обновленной «Весты» лишь полтора года спустя возобновления производства. Попутно за это время флагман «народной» марки из Тольятти получил практически все то оборудование, которые было еще до «развода» с Renault. И даже больше!
Новые опции для «Весты»
Например, Lada Vesta получила… систему мониторинга «слепых» зон! Не сказать, что Vesta страдала плохой обзорностью — спасибо крупным зеркалам заднего вида — но все же такой электронный помощник в плотном городском потоке лишним не будет.

Светодиодные противотуманные фары имеют функцию подсветки поворотов, которая удобна в темных дворах. Впрочем, головной свет у обновленной «Весты» в принципе очень неплох. А при парковках помогают невиданные доселе у «Лады» передние датчики в бампере. Жаль, что картинка с камеры заднего вида по-прежнему не выдерживает никакой критики, но пока внедрили только динамические линии разметки.






Вернули «Весте» датчики света и дождя, но ко второму есть претензии — в отличие от прежнего «глазка» в лобовом стекле, который производила компания Valeo, новый работает хуже, вынуждая чаще переходить на принудительное включение стеклоочистителей. Но тормозные колодки на тестовой машине уже хранили молчание.




Задние пассажиры порадуются вновь обретенному подогреву дивана и возвращению откидного подлокотника — Lada Vesta всегда предлагала им достаточно места для ног и удобную посадку, а вот без дополнительной опоры для рук было неуютно. Хорош и багажник универсалов SW и SW Cross с органайзером.
Как едет Lada Vesta c ESC
Впрочем, нас больше интересовало, как работает ESC на скользких покрытиях. Тем более, тестовая Lada Vesta SW Cross обута в нешипованные шины Gislaved, а значит, на льду от работы электроники будет зависеть многое.

Под капотом — 122-сильный двигатель 1.8 Evo и вариатор. Под колесами — лед. Жму на газ, Vesta без пробуксовки начинает плавно катиться вперед под моргание пиктограммы на виртуальном щитке приборов. «Трекшн-контроль» вполне эффективен — не слишком сильно «душит» мотор, но и не дает колесам проворачиваться впустую.

Неплохо ESC справляется со скользкими подъемами — если раньше приходилось точно дозировать тягу, чтобы избежать пробуксовки, а машины без ESC еще и откатывались назад, то сейчас за водителя все делает электроника. Вместе с ESC добавился помощник при старте в гору (Vesta удерживается тормозной системой до того, как нажмешь на педаль газа).
А на полигоне выяснилось, что настройки ESC инженеры выбрали достаточно «строгие». Электроника не допускает никаких вольностей. Едва спровоцируешь занос, как Lada тут же стабилизируется выборочной работой тормозов и возвращается на траекторию. Для того, чтобы устроить «выкрутасы» на площадке, ESC можно отключить, но как только скорость превышает 57 км/ч, «ошейник» снова активируется.

Жаль, что работает ESC грубовато, «хватая» машину ощутимыми импульсами. Добавить бы ей чуть плавности, а еще нужно обучить систему бороться со сносом передних колес — как, например, у «Фольксвагенов», где электроника за счет работы тормозов помогает автомобилю войти в поворот.





Впрочем, в реальной жизни это никак не мешает, а «строгие» настройки хороши тем, что электроника гасит ритмический занос в зародыше, не давая машине раскачиваться. С точки зрения безопасности это правильно. Особенно, когда дело касается высоких скоростей.
Lada Vesta c ESC: цена
Наверняка Lada и «Итэлма» уже работают над более современными версиями ESC — например, можно добавить и функцию электронной имитации блокировки дифференциала. Конечно, не для того, чтобы Vesta проходила повороты быстрее, а как подспорье при выезде из сугробов и не чищенных от снега дворов.

Разумеется, система ESC вошла в стандартное оснащение «Весты», без этого невозможно представить современный автомобиль. Lada Vesta сейчас стоит от 1 525 000 рублей за седан с двигателем 1.6 (106 л.с.) и 5-ступенчатой «механикой», в комплектацию Comfort"24, помимо ESC, входят также фронтальные подушки безопасности и кондиционер.

Универсал Lada Vesta SW Cross обойдется дороже — он доступен уже со следующего уровня исполнения Life'24, где комплектация богаче. Цены — от 1 879 000 рублей за машину с тем же мотором 1.6 мощностью 106 л.с. и 5-ступенчатой «механикой».

Тестовая Lada Vesta SW Cross 1.8 Evo с вариатором в топ-версии Techno'24 стоит 2 197 000 рублей. Но есть у «Лады» еще одна новинка — теперь с этим двигателем можно купить «Весту» с 6-ступенчатой «механикой». Экономия относительно машины с CVT составляет всего 5000 рублей, но такая Vesta, судя по паспортным данным, значительно быстрее — разгон до сотни сокращается почти на 2 секунды. Проверим!