Как животные стали символами автомобильных марок

«Как вы лодку назовете, так она и поплывет», — говорил небезызвестный капитан Врунгель. То же самое можно сказать об автомобильных логотипах. Не секрет, что они играют важную роль в формировании идентичности бренда и напрямую влияют на его продажи.
Елена Старикова
Автор Авто Mail

Многие производители используют животных в своих лого, стремясь подчеркнуть те качества, которые они ассоциируют со своими автомобилями. Давайте вместе выясним, что хотели сказать нам авторы логотипов, помещая на них жеребца, барана и петуха, и насколько у них это получилось.

Ferrari: эпичная история гарцующего жеребца

Пожалуй, именно гарцующий жеребец — первое, что приходит на ум при упоминании «звериных» логотипов. Он украшает автомобили Ferrari, олицетворяя скорость, мощь и престиж. Почему именно жеребец стал символом этой легендарной марки?

Vintage Ferrari 308 from 1984
Источник: legion-media.ru

История логотипа уходит корнями в Первую мировую войну. Тогда итальянский летчик-ас Франческо Баракка, был первым, кто использовал изображение гарцующего жеребца, но не на автомобиле, а на своем самолете.

По существовавшему в те времена в итальянских ВВС правилу, после пятого сбитого самолета летчику разрешалось выбрать себе свой собственный герб. Франческо Баракка был, на секундочку, графом, так что езду верхом он искусно освоил еще в детстве, в поместье своего богатого отца.

Последующая жизнь летчика также была тесно связана с лошадьми. На заре своей офицерской карьеры Баракка даже становился победителем соревнований в конном спорте. Поэтому когда встал вопрос о выборе герба, наш герой не раздумывая выбрал гарцующего жеребца. Подобное изображение было на гербе 2-го Пьемонтского королевского полка, где начинал свою службу будущий пилот. Только в версии Баракка жеребец стал черным.

Герб 2-го Пьемонтского королевского полка
Источник: I, Noclador, CC BY-SA 3.0,

Конь для итальянца была символом удачи и победы, но увы, этот талисман не смог уберечь его от вражеской пули. Франческо Баракка был убит 19 июня 1918 выстрелом с земли, когда на своем SPAD S.XIII вел штурмовку неподалеку от Монтелло.

В 1923 году Энцо Феррари, основатель компании Ferrari, встретился с графиней Паолиной Баракка, матерью погибшего летчика-героя. Графиня предложила Феррари использовать изображение жеребца в качестве логотипа для его гоночной команды, считая, что он принесет удачу. Феррари принял предложение, и в 1929 году гарцующий жеребец впервые появился на гоночных автомобилях Scuderia Ferrari (на русский манер произносится как «Скудерия Феррари», — Прим.ред.).

Однако Феррари внес некоторые изменения в оригинальный символ. Он добавил желтый фон, цвет города Модены, где располагалась штаб-квартира компании. Кроме того, он изменил положение хвоста жеребца, сделав его направленным вверх, что символизировало оптимизм и стремление к победе.

С тех пор гарцующий жеребец стал неотъемлемой частью бренда Ferrari. Он украшает не только автомобили, но и всю сопутствующую продукцию компании. Этот символ стал олицетворением итальянского стиля, роскоши и высоких технологий.

Ferrari 488 GTB I 2015 - 2019 Кабриолет
Источник: Ferrari

Как видите, выбор жеребца в качестве логотипа Ferrari — это не банальное стечение обстоятельств и желание угодить матери героя Первой мировой. Это символ, который несет в себе историю, традиции и ценности компании.

Он напоминает о героических подвигах Франческо Баракки, на счету которого 34 сбитых вражеских самолета, а еще о страсти Энцо Феррари к гонкам и о стремлении к совершенству, которое всегда отличало автомобили этой, без преувеличения, легендарной марки.

Dodge: баран как исчезающий вид

История компании Dodge насчитывает 125 лет, но неизменной осталась первоначальная идея ее основателей — создавать мощные автомобили с высокой проходимостью. Автомобили, которые станут настоящим символом американского качества. Догадываетесь, почему именно баран?

Dodge Ram 4
Источник: Dodge

В 1930-х годах Dodge начал активно развивать производство грузовиков и внедорожников. Изображение красного барана как символа выносливости и силы, впервые появилось на грузовиках Dodge в 1932 году. Впрочем, тогда никто не догадывался, что баран тут останется всерьез и надолго, так что пока животное всего лишь украшало очередное детище американцев — Dodge серии DL.

Официальным логотипом баран стал только в 1951 году. Тогда компания Dodge решила, что этот символ лучше всего отражает стойкий характер их автомобилей. Баран стал символом силы, упорства, напористости и высокой проходимости, — качеств, которые Dodge стремился подчеркнуть в своих автомобилях.

Dodge Charger Daytona
Источник: Dodge

В 1954 году баран пропал с логотипа, но в 1980 году он вернулся. С тех пор рогатый стал неотъемлемой частью бренда Dodge. Он украшал не только автомобили, но и всю сопутствующую продукцию компании.

Этот символ стал олицетворением американской мощи и неукротимого духа. Однако в 2022 году логотип Dodge снова пережил ребрендинг, места парнокопытному на новой эмблеме, увы не нашлось. Сейчас баран украшает только эмблемы у семейства пикапов Ram (от англ. «баран», «архар», — Прим. ред.)

Skoda: а был ли петух?

Логотип Skoda — один из самых загадочных и спорных в автомобильном мире. Помните про интернет-феномен сине-черного или бело-золотого платья родом из 2015 года?

Логотипы в автосалоне в Неймегене Skoda
Источник: REUTERS

Так вот, с логотипом Skoda примерно та же история. Одни видят на нем стилизованную стрелу с крылом, а другие — петуха. Существует несколько версий происхождения этого символа, однако ни одна из них не является окончательной и достоверной.

Версия 1 (официальная): логотип Skoda символизирует скорость, прогресс и инновации. На нем нет никакого петуха. По факту на эмблеме изображена крылатая стрела — символ технического прогресса и стремления к совершенству. Зеленый цвет логотипа отражает экологичность и заботу об окружающей среде.

Версия 2 (неофициальная, с петухом): согласно «конспирологической теории», в логотипе Skoda все-таки изображен петух. Петух — это символ бдительности, силы и мужества. Вероятно, кто-то из первых дизайнеров Skoda увидел в стреле очертания петуха и решил: «А почему бы не добавить этот символ в логотип?».

Логотип Skoda
Источник: Skoda

Вообще орнитологическая тема красной нитью проходит через всю историю бренда Skoda. Первый логотип марки, появившийся в 1926 году, был основан на гербе чешского города Пльзень, где располагалась штаб-квартира компании. На гербе был изображен орел, который со временем трансформировался в стрелу с крылом.

В 1990-х годах логотип Skoda был обновлен. К стреле добавились крыло и глаз, что сделало его более динамичным и современным… и породило еще больше споров о наличии на логотипе петуха. А как думаете вы, есть ли на логотипе Skoda петух или все-таки показалось?

Peugeot: царь зверей на службе у французов

История льва Peugeot началась в 1847 году, когда компания еще не занималась производством автомобилей. Тогда Peugeot выпускала пилы и другие стальные изделия. Эмиль Пежо, один из основателей компании, решил, что лев идеально подходит для представления их продукции.

Логотип Peugeot
Источник: Peugeot

Почему именно лев? Во-первых, лев ассоциируется с силой, прочностью и надежностью. Это именно те качества, которые были важны для стальных изделий под брендом Peugeot. Во-вторых, лев — это символ благородства и качества, что отражало стремление компании к производству высококачественной продукции.

Наконец, лев — это еще и символ региона Франш-Конте, где располагалась штаб-квартира Peugeot. Его изображение даже есть на местном гербе. Принимая во внимание все эти факторы, другие животные в качестве ролевой модели, судя по всему, даже не рассматривались.

Еще больше подробностей и версий происхождения льва на радиаторной решетке у Peugeot вы найдете в нашей статье «День в истории: лев — как символ Peugeot».

1810 логотип Peugeot
Источник: Peugeot

Первый логотип с изображением льва создал ювелир Жюльен Безер. На нем был изображен лев, стоящий на стреле. Этот логотип использовался до 1882 года. С тех пор зверя слегка видоизменили, он стал более мускулистым и реалистичным.

В 1905 году Peugeot начал производство автомобилей, и лев стал неотъемлемой частью логотипа компании. С тех пор царь зверей претерпел множество изменений, но всегда оставался символом мощи и благородства.

Лого Peugeot
Источник: Peugeot

А еще при виде очертаний льва, присевшего на три лапы и как бы готового броситься на жертву, мы сразу же вспоминаем о Peugeot. Собственно, так и работает сила логотипа — в тесной связке с автомобильным брендом.