Почему летающие автомобили — лишь фантазия

Три объяснения, почему небо обходится гораздо дороже, чем платная дорога
Александр Хомяков
Автор Авто Mail

В научной фантастике летающий автомобиль — обычное дело. Он не требует от государства вложения огромных денег в строительство, содержание и ремонт дорог. К тому же с летающими авто доступными становятся даже непроходимые регионы, а движение из пункта А в пункт Б осуществляется по кратчайшему пути.

Почему же так мало компаний работает над созданием летающего автомобиля? А те, кто этим занимается, анонсируют свои модели, в лучшем случае, как городские такси или очень дорогие игрушки для богатых.

летающий Xpeng Land Aircraft Carrier
Источник: Xpeng

Например, летающий автомобиль Land Aircraft Carrier от китайской компании XPeng AeroHT, который должен поступить в продажу в 2026 году, стоит 2 млн юаней или примерно 26,5 млн рублей. И он — двухместный.

Четырехместный летающий автомобиль Govy AirJet от китайской компании GAC, испытания которого назначены на 2025 год, сможет пролетать до 200 км со скоростью до 250 км/ч, но на высоте лишь чуть более 2 метров. И частникам продавать его не будут — это такси. Цена машины, надо полагать, будет заоблачной.

Аэротакси GOVE GAC
Источник: GAC

Российское дизайн-конструкторское бюро «Филатов» разрабатывает двухместный летающий автомобиль ИФ-9, но характеристики машины пока не озвучивали. Также разработкой летающих аппаратов занимаются Hyundai, Chery, Audi и российский стартап Hover, но перспективы — туманные, а характеристики, если из них не делают секрета, не впечатляют. Кстати, даже проект «Почты России» по доставке посылок весом до 150 кг по воздуху на расстояния до 400 км, кажется, поставили на паузу.

«Разработка летающего автомобиля» сегодня — дело технологического престижа, если можно так выразиться. Ею нужно заниматься, чтобы подчеркнуть свои возможности и обрисовать направление развития — люди должны восторгаться и с охотой продолжать покупать старые добрые нелетающие автомобили этого же бренда или корпорации. И вот что говорит в пользу данного «обвинения».

1. Расчеты приземляют

Что первым делом сделает инженер в ответ на запрос руководства автоконцерна «создать летающий автомобиль»? Конечно же, расчеты затрат энергии. Давайте взглянем в эти бумаги.

Привычный современный автомобиль с пассажирами и грузом весит около двух тонн. Чтобы поднять его в воздух, нужно 1,6 МВт энергии (1600 кВт). И это просто поднять, а не передвигаться в горизонтальной плоскости.

Аэротакси GOVE GAC
Источник: GAC

Конечно же, летающий автомобиль должен быть электрическим — ревущих и коптящих монстров в небе и так хватает. Следовательно, надо прикинуть, какой запас энергии необходим летающему электромобилю.

Оснастим его, скажем, батареей от Zeekr 001 или Tesla Model S на 100 кВт. Несложный расчет показывает, что энергии в ней хватит примерно на 4 минуты зависания над землей. Для передвижения по горизонтали нужно больше энергии, либо заряда в батарее хватит лишь на пару минут полета или на пару километров (плюс-минус). Получается очень дорогой и бестолковый лифт.

Xpeng Land Aircraft Carrier
Источник: Xpeng

Для сравнения, запас хода автомобилей Tesla Model S и Zeekr 001 может достигать, по заверениям производителей, 600 и 1000 км соответственно. Сравнение пары километров полета и тысячи километров пробега отрезвляет.

Выход — облегчать летающие автомобили по максимуму, строя их из дорогих композитных материалов. Отсюда и ценники в десятки миллионов рублей.

2. Бесперспективные батареи

Почему бы тогда не сделать более емкие аккумуляторы, которые были бы компактнее и легче? Думаете это невозможно? Тогда нам есть, чем вас удивить.

Более 10 лет назад были разработаны графеновые аккумуляторы, массовое появление которых ожидалось в 2016 году. Батареи из графена получаются легкими, гибкими (их можно было бы вшивать в подкладку одежды, например) и способными заряжаться до 100% всего за минуту. При этом стоили бы они гораздо дешевле, чем литий-ионные аккумуляторы, и не старели бы так, как они, постепенно теряя емкость. Самовозгоранием графен не страдает. И еще один бонус: с утилизацией графенового аккумулятора нет никаких проблем — он не токсичен и просто сгниет (распадется на неопасные вещества), если его просто закопать.

Завод Volkswagen в Вольфсбурге
Источник: Volkswagen

Все было готово к запуску этой инновации. Компания Graphenano должна была начать поставки своих графеновых батарей для электромобилей Audi и Volkswagen еще в далеком 2015 году. Но электромобили концерна VAG до сих пор оснащаются литий-ионными аккумуляторами.

С тех пор графеновые аккумуляторы обвинили в неспособности долгого хранения энергии (месяцами), а также во вредности для окружающей среды, хотя графен используется и для заправки принтеров.

3. Законы и безопасность

В большинстве стран полеты над городами для частных лиц запрещены. Где-то нельзя даже дроны запускать (Россия — не исключение). И причина этих запретов — безопасность, объяснять которую не нужно. Да и общественность вряд ли согласится, чтобы над жилыми домами, парками и детскими площадками летали частные лица, а не ответственные правительственные организации.

Аэротакси
Источник: Freepik

Но летающие автомобили нужны, в первую очередь, именно в городах. Благодаря им можно перераспределить трафик на несколько уровней воздушного пространства и освободить улицы.

И все же о внесении изменений в законы думать пока рано, так как пока еще не решен вопрос технологий. Хотя, даже если он будет решен, неэффективное расходование энергии никуда не денется — вопрос «2 км по воздуху или 1000 км по дороге на тех же киловаттах?» будет всегда оставаться актуальным.