Исследование: пыль от тормозных колодок вреднее выбросов ДВС

Переход на электромобили не позволит избавиться от вредных выбросов насовсем
Ника Кацман
Автор Авто Mail

Электромобили часто называют ключевым инструментом в борьбе с глобальным потеплением и способом сделать воздух чище. Однако эти автомобили могут быть не таким уж идеальным решением, как кажется. Новое исследование показывает, что пыль от тормозных колодок, которая выделяется как у электромобилей, так и у машин с ДВС, настолько токсична, что ее воздействие может быть хуже, чем вдыхание дыма от сжигания угля.

Колодки трутся о тормозной диск, в результате образуется токсичная пыль
Пыль образуется от трения колодок при торможении, как у электромобилей, так и у машин с ДВСИсточник: legion-media / Oleksandr Sokurenko

Этот вывод может показаться неожиданным, учитывая, что электромобили активно используют рекуперативное торможение, что значительно снижает износ тормозов. Однако электромобили значительно тяжелее своих бензиновых и дизельных аналогов, а значит, когда они используют обычные тормоза, то выделяют больше пыли при каждой остановке.

Ученые из Университета Саутгемптона (Великобритания) изучили влияние частиц, выделяемых тормозными колодками, на здоровье легких. В исследовании рассматривались колодки с разным составом: один тип с низким содержанием металлов, а также три других — полуметаллические, безасбестовые органические и гибридные керамические.

Обычно мы ассоциируем все, что имеет маркировку «органический» с чем-то более полезным для здоровья. Однако в ходе испытаний безасбестовые органические тормозные колодки вызвали наибольший вред. Они были признаны даже более токсичными для легких человека, чем выбросы дизельных двигателей.

Колодки с низким содержанием металлов, полуметаллические, безасбестовые органические и гибридные керамические
В исследовании рассматривались колодки с разным составомИсточник: legion-media.ru

По словам авторов исследования, именно этот тип колодок наиболее распространен в США, поскольку они недорогие, работают тихо и имеют сравнительно низкий износ.

Безасбестовые органические колодки были разработаны как замена старым, содержащим асбест. Они включают медные волокна, которые улучшают теплопроводность — ту же функцию ранее выполнял асбест. Асбест исключили из состава из-за его связи с заболеваниями легких, но, как выяснилось, медная пыль в современных колодках также связана с болезнями дыхательной системы, включая рак, астму и хронические легочные заболевания.

В США штаты Калифорния и Вашингтон уже приняли законы, ограничивающие содержание меди в тормозных колодках, но эта мера была направлена скорее на защиту водоемов и водной фауны, чем на охрану здоровья людей. В Европе новые экологические нормы Euro 7, вступающие в силу в 2026 году, также начнут ограничивать выбросы тормозной пыли, но, вероятно, эти правила затронут только новые автомобили, а не запчасти для уже существующих машин.

Износ шин является еще одним серьезным источником опасных выбросов
В мире почти нет регулирования выбросов от автомобилей, не связанных с выхлопными газамиИсточник: legion-media.ru

На данный момент в мире почти нет регулирования выбросов от автомобилей, не связанных с выхлопными газами, включая износ шин, который является еще одним серьезным источником опасных выбросов. Как уже упоминалось, электромобили используют рекуперативное торможение, но у них по-прежнему есть и традиционные фрикционные тормоза, которые выделяют пыль. Кроме того, электромобили тяжелее автомобилей с ДВС, что приводит к еще большему износу шин и, соответственно, загрязнению воздуха.