Эксперты считают, что в 2025 году россияне приобретут полтора миллиона новых и шесть миллионов подержанных автомобилей, каждый из которых должен быть зарегистрирован в ГАИ. С новой машиной, как правило, проблем быть не должно, а вот с подержанной – все совсем иначе. Какие сложности ждут счастливого и новоявленного обладателя видавшего виды транспортного средства на площадке и в кабинетах МОТОТРЭР?

На первый взгляд, сейчас нет ничего проще, чем поставить машину на учет: через сайт «Госуслуги» записываемся на удобное время, заранее и в комфортных домашних условиях заполняем предложенные формы, автоматически все отправляем и в назначенный час являемся в выбранное заранее подразделение, где за считанные минуты – личный рекорд 25 минут – получаем новые номера и корочку СТС, с которой уже, как полноправный участник дорожного движения, выезжаем на дорогу. Всех дел – до работы успеть можно, если приехать в один из первых предложенных временных окон.
С новой машиной, только-только выехавшей из салона, все так и будет. Более того, сегодня абсолютно законно впервые выехать на улицу можно уже с номерами – такая услуга есть у многих продавцов. Другое дело - когда речь идет о глубоко подержанных автомобилях. Там все уже не так легко и беззаботно, а таких машин сегодня продается и покупается большинство. Что нужно знать и заранее предвидеть новому владельцу «вторички», чтобы быстро и без лишних нервов получить заветные номера?
Юридические ограничения
Несметное множество автомобилей сегодня продается с запретом на регистрационные действия: неоплаченные штрафы, неоформленное наследство, тянущиеся судебные тяжбы, невыплаченные алименты и другие грехи прошлого владельца встанут шлагбаумом между вами и постановкой на учет вашего свежеприобретенного автомобиля . Иными словами, пока судебный пристав этот запрет не снимет, полноценным собственником транспортного средства вы не станете.

И обойти этот запрет нельзя ни за какие деньги: ни в одном самом отдаленном и дружественном подразделении, где работает вся семья и даже теща, машину на учет не поставят. База на всю страну едина, строго контролируется, и такую ответственность сотрудник на себя не возьмет. Это превышение должностных полномочий, за фиксацией которых может последовать не только увольнение. Если где-то, хоть в одной из доступных баз данных, есть упоминания о возможных ограничениях на регистрационные действия, от сделки лучше отказаться. Неоплаченные штрафы, которые многие продавцы обещают «при вас оплатить тут же», приводят к трем-четырем месяцам беготни за судебными приставами. Не стоит оно того.
Технические неисправности
Теоретически, автомобиль на осмотр может быть привезен хоть на эвакуаторе – на это нет никаких ограничений. Также на данный момент машина может быть ржавой, с повреждениями, с разбитыми фарами и стеклом. Эксперт, что проводит осмотр, техническим состоянием транспортного средства не интересуется – ему важно лишь наличие диагностической карты. Если талон техосмотра есть – все в полном порядке. Так что трястись, подобно осиновому листу из-за не горящей лампочки, троящего мотора или слишком густого дыма из выхлопной трубы, не стоит. Владелец, получивший диагностическую карту, может быть спокоен.
Набор документов

Готовь сани летом, а документы для постановки на учет – заранее. В отдельной папке должны лежать: оригинал паспорта, ксерокопия двух страниц паспорта (с фотографией и с пропиской), старое свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства, страховка (две копии), договор купли-продажи (два экземпляра с оригинальными подписями), действующая диагностическая карта, она же талон техосмотра. Если предстоит ПТС заменить, то сделайте на всякий случай копию старого, может пригодиться. Все должно быть аккуратно разложено и столь же бережно предоставлено в нужное окошко. Кстати, заполнять ПТС сейчас не стоит - достаточно поставить подписи. В таком случае его заполнят сами сотрудники, напечатав новые данные на принтере.
Площадка осмотра
Подав документы, нужно представить машину на площадку, где ее осмотрит эксперт. Теоретически, все предельно просто: специалист должен сравнить номера двигателя и кузова, убедиться, что перед ним именно тот автомобиль именно в той комплектации, а не переделанный «под документы» экземпляр или ТС, у которого был заменен двигатель.
Номера на кузове и агрегатах смотрят очень внимательно, тщательно сверяют, а подгнивший или нечитаемый набор цифр автоматически отправляет владельца на экспертизу. Это месяцы ожидания и нервотрепки, поэтому многие заранее начинают придумывать, как бы сделать номер лучше читаемым.

Есть два пути: правильный и неправильный. Правильный заключается в обработке места специальными составами, смыве краски и наслоений грязи, бережной очистке от коррозии. Никакими щетками пользоваться нельзя – повредите цифры! Только смывка, только бережная и аккуратная работа тряпочкой. Лучше – заранее, а не в присутствии эксперта.
Неправильный путь – попытка нанести номер заново. Да, такие услуги сейчас достаточно активно предлагаются, обещают точную копию, которую нанесут, сточив старые сгнившие цифры, но увидев такое, а он увидит, эксперт тут же «развернет» и отправит на экспертизу.
Также под капотом есть определенное количество производственных табличек – разное, в зависимости от марки и модели автомобиля – которые должны присутствовать в полном объеме. Если их не будет – тоже отправят к криминалисту. Таблички тоже сейчас делают, причем весьма качественно, но «подновление» может иметь двойственных характер: если заметят, что новая, например, оценив незаводские клепки, могут понять неправильно. Но отсутствие номерных табличек - стопроцентный повод отправить на экспертизу, так что лучше проверить наличие всех необходимых элементов при покупке. Кстати, надеяться на редкость и малое распространение конкретной модели – мол, откуда полицейский может знать, что там и где – не стоит. Знают, очень даже знают. И найдут.
Получение номеров

Пройдя площадку, следует отправиться на последний этап – получение номеров и нового же СТС, свидетельства о регистрации транспортного средства. Там же, кстати, вернут и ПТС, в который будет внесена новая запись. Казалось бы, финал, однако расслабляться рано: получив комплект документов, нужно внимательно все проверить. Все цифры, буквы, фамилию, даты. Полицейские – тоже люди, им свойственно ошибаться, а замеченная вовремя ошибка приведет к потере дополнительных 15 минут, но впоследствии сэкономит много времени и сил. Все дополнительно оценив и перепроверив, можно смело идти прикручивать номера на машину. Постановка на учет завершена.