Рост числа штрафов ГИБДД, вынесенных с помощью дорожных камер, замедлился и в 2024 году составил чуть более 7%. Это следует из данных МВД, с которыми ознакомился “Ъ”. Всего инспекция вынесла 237 млн постановлений. В прошлые годы динамика прироста штрафов с камер достигала 20% в год. Эксперты объясняют новый тренд ужесточением правил установки комплексов с 1 сентября 2024 года: после этого регионы должны были демонтировать часть приборов, поэтому и штрафов выносилось несколько меньше.

В пресс-центре МВД в ответ на запрос «Ъ» сообщили о том, что по итогам 2024 года количество штрафов, вынесенных ГИБДД с помощью стационарных комплексов фиксации нарушений ПДД, составило 237 млн штук. Это на 7,2% больше, чем в 2023 году. В 2019—2023 годах, обратил внимание «Ъ», динамика была выше и варьировалась от 10 от 20%. В МВД каких-либо пояснений на этот счет не дали.
Тогда, напомним, были внесены изменения в закон «Об автодорогах и дорожной деятельности». Был установлен, в частности, закрытый перечень мест и условий размещения камер (выделенные полосы, очаги аварийности, зоны дорожных работ, перекрестки

Эксперт по системе фиксации нарушений Григорий Шухман подтверждает: из-за нового законодательства властям стало труднее согласовывать места установки комплексов. Кроме того, говорит эксперт, основные очаги аварийности были «прикрыты» дорожными камерами ранее, а новых появляется все меньше. Глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский также считает, что динамика замедлилась из-за новых правил. По его данным, операторы фотовидеофиксации до 1 сентября 2024 года занимались инвентаризацией и перестановкой комплексов, в результате динамика вынесения штрафов по итогам года уменьшилась.
В группе компаний «Урбантех» (оператор камер в ряде регионов) также предполагают, что одним из факторов, повлиявших на статистику, могли стать «изменения в отраслевом законодательстве». «Это могло повлиять не только на снижение темпов прироста количества штрафов, но и привести к сокращению количества действующих комплексов», — считают там.
По его словам, ранее число постановлений ежегодно росло за счет увеличения составов административных правонарушений, но сейчас «фиксируется уже почти все что можно».
Точных данных о числе дорожных камер на сегодняшний день нет. «Ъ» запрашивал эти сведения в МВД, но там предоставили статистику лишь за девять месяцев 2024 года (официальная годовая отчетность еще не сформирована). На тот момент, то есть до начала реформы 1 сентября, в РФ было около 30 тыс. комплексов, из них более 26,2 тыс. стационарных, более 2,9 тыс. передвижных (устанавливаются на транспортных средствах) и 800 мобильных (планшеты инспекторов). Больше всего комплексов, по данным МВД, в Москве, Московской области, Башкортостане, Татарстане, Крыму, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Волгоградской и Белгородской областях.
Количество камер планируется увеличивать до 2030 года, сообщили «Ъ» в Минтрансе России: ежегодно будет появляться по 300−400 комплексов на всей сети федеральных, региональных, межрегиональных и местных дорог. Эти планы, уточнили в ведомстве, заложены в новом национальном проекте «Инфраструктура для жизни», который начал действовать с 2025 года. О том, что документ утвержден, ранее заявлял вице-премьер Марат Хуснуллин, однако паспорт нацпроекта власти еще не опубликовали.
Иван Буранов