По сути это льготный класс крошечных городских машинок с четко прописанными в законодательстве габаритами и характеристиками. Так, например, их длина не может превышать 3,4 метра, объем двигателя — не более 660 «кубиков», а его мощность — до 64 л.с. Жесткие ограничения не мешают компаниям выпускать кей-кары любого типа. В том числе полноценные спортивные модели с весьма продвинутыми инженерными решениями.
Honda Beat

Начнем с одного из самых поразительных кей-каров, который производился с мая 1991 по февраль 1996 года. Родстер напоминает детскую игрушку, особенно с учетом яркой расцветки. Но не стоит предаваться самонадеянному высокомерию — перед нами настоящий деликатес для тонких ценителей. Конструкция Beat удивляет: начнем с того, что перед нами среднемоторный автомобиль с задними ведущими колесами. Позади тесного двухместного салона поперечно находится высокооборотная «тройка» объемом 656 кубических сантиметров. Наддува у нее нет, зато есть индивидуальные дроссельные заслонки на каждый цилиндр. Максимальные 64 л.с. приходятся на 8100 об/мин! Предельная скорость ограничена электроникой на 135 км/ч. Неудивительно, что Honda Beat — первый кей-кар с дисковыми тормозами на обеих осях.
Honda S660

Наследник Beat появился двадцать лет спустя — производился с апреля 2015 по март 2022 года. Основные принципы замечательного предка сохранены. Компоновка среднемоторная (на сей раз применен 658-кубовый трехцилиндровый агрегат с турбокомпрессором мощностью 64 л.с.), привод задний. Никаких компромиссов! Характер не такой крутильный и эмоциональный, зато с эластичностью все в порядке: максимальные 104 Нм в распоряжении водителя уже при 2600 об/мин. Коробка передач — шестиступенчатая «механика» или вариатор. Снаряженная масса — 830 и 850 кг соответственно. Для сравнения, Beat весил смехотворные 760 кг. Стоит отметить, что компоновка — залог близкой к оптимальной развесовки по осям (45:55).
Autozam AZ-1

Знакомьтесь, один из самых необычных и, пардон за жаргон, прикольных кей-каров! Марка Autozam была основана компанией Mazda, просуществовала с 1989 по 1998 год и ныне о ней помнят лишь фанаты. Но ее наследие живет! AZ-1 приводится тем же 12-клапанным трехцилиндровым турбомотором объемом 657 «кубиков» (64 л.с.), что и Suzuki Alto. Уникальные особенности — дизайн c подъемными дверьми типа «крылья чайки» и конструкция, близкая к ультимативной Honda Beat: ДВС и пятиступенчатая механическая коробка передач находятся позади кабины в пределах колесной базы, ведущие колеса задние. Распределение массы между передней и задней осью близкое к идеальному — 45:55. Кузов изготовлен из стеклопластика, поэтому Autozam AZ-1 получился легче «Хонды». Его снаряженная масса — всего 720 кг. Интересно, что кроме оригинального спорткара выпускался аналог от Suzuki по имени Cara. К слову, он еще более редок.
Suzuki Cappuccino

Родстер Suzuki выглядит забавно и немного нелепо. Казалось бы, может ли машина с подобным экстерьером удивить искушенного зрителя? Ответственно заявляем: еще как может! Cappuccino (производился с 1991 по 1998 год) не может похвастаться среднемоторной компоновкой, но он по-своему крут: 657-кубовая «турботройка» размещена спереди и сдвинута в пределы колесной базы для идеальной развесовки (50:50) и, соответственно, хорошей управляемости. Первоначально спорткар комплектовался двухвальным F6A мощностью 64 л.с. с ременным приводом газораспределительного механизма, а после модернизации получил цепной и более моментный K6A с прежним литражом и отдачей. Привод задний, но еще больше поражает архитектура подвесок. Спереди — не обычные стойки Макферсон, а двойные поперечные рычаги, как у серьезных «взрослых» моделей. Сзади — многорычажка.
Daihatsu Copen

Среди спортивных кей-каров есть менее компромиссные, но заслуживающие внимания и уважения модели. Например, Daihatsu Copen первого поколения (2002−2012 годов). У него передний привод, однако интересных моментов тоже хватает. Во-первых, кроха оснащена жестким складным верхом. Во-вторых, мотор не трех-, а четырехцилиндровый — 659-кубовый с двухпоточным турбокомпрессором. Для внешних рынков Daihatsu Copen комплектовался двигателем «один и три» — там ограничения для кей-каров не действуют, да и покупателям за пределами Японии очень уж непривычна техника с малюсенькими ДВС.
Mitsubishi Minica Dangan ZZ

Разумеется, в когорте шустрых кей-каров есть «горячие» хэтчбеки. Один из самых впечатляющих и знаковых построила компания Mitsubishi под конец восьмидесятых на базе хэтчбека Minica шестой генерации. Как вы уже поняли, при разработке супермини национального класса японцы практически ничем себя не ограничивают. Но в случае с модификации Dangan ZZ они определенно превзошли самих себя! Дело в том, что хэтчбек — фактически первый в мире массовый автомобиль с пятью клапанами на цилиндр. Трехцилиндровый наддувный двигатель 3G81 объемом 548 кубических сантиметров развивал предельно допустимые 64 л.с., согласно введенным в то время новым требованиям.