Что в нем предлагается? Увеличить выплату по причинению ущерба жизни и здоровью с нынешних 500 тысяч рублей до 650 тысяч. За повреждения только машинам — с 400 тысяч до 520 тысяч рублей. Идея, как считают эксперты, хорошая. Но не потянет за собой ее реализация увеличение стоимости страховки?
Зачем вообще это нужно? Как пояснил один из авторов документа, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, на деньги, которые выплачивают страховщики, машину зачастую невозможно отремонтировать.
Цены на автомобили и запчасти ощутимо растут, как и стоимость ремонта транспортного средства, а также медицинских услуг — при причинении вреда здоровью, — говорит депутат. — Давно назрела необходимость пересмотреть размер выплат для компенсации ущерба в случае дорожных аварий со стороны страховых компаний. Тарифы при этом живут своей жизнью — растут. А выплаты — как будто в заморозке еще с 2014 года, когда ОСАГО только начало работать. Законопроектом предусмотрено увеличение страховых сумм на 30%. Это, считают его авторы, не должно повлечь автоматического увеличения предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и их коэффициентов. Динамика стоимости запчастей и восстановительного ремонта, а также медицинских услуг при причинении вреда жизни и здоровью свидетельствует о необходимости пересмотра размера страховых сумм. Аварий с ущербом, оцененным выше 400 тысяч рублей, становится больше с каждым годом, подчеркивают они.
По имеющимся данным, за первые шесть месяцев 2024 года доля таких случаев у некоторых компаний достигла почти 5%, хотя за январь — июнь 2023 года их было около 1,7%. Эта тенденция связана с ростом стоимости восстановления автомобиля из-за подорожания запчастей, материалов и работ, усложнения логистики. В среднем запчасти подорожали примерно на 30−50%. Больше всего — те, что для европейских авто.
Как считает автоэксперт Игорь Моржаретто, выплаты можно увеличить на сколько угодно — большинство из них укладывается в 100 тысяч рублей. Но не приведет ли это к удорожанию полиса на те же 30%?
Напомним, что ранее предлагалось поднять выплаты по жизни и здоровью по ОСАГО до 2 миллионов рублей. Дело в том, что у нас по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчиков предусмотрена именно такая сумма. И пассажиры частных машин, да и их водители оказываются в несправедливой ситуации. Им положено от страховщика в 4 раза меньше.
Комментарии
Евгений Уфимцев, глава Российского союза автостраховщиков
РСА считает, что переходить к рассмотрению вопроса о лимитах можно будет, когда стабилизируется инфляция, к чему стремится сейчас и ЦБ, и весь финансовый рынок. Поскольку инфляция, к сожалению, еще пока не остановилась, а она влияет на стоимость запасных частей, то сейчас изменять существующую систему ОСАГО, по которой пока цена полиса остается стабильной, несвоевременно. Увеличение лимитов можно рассматривать в совокупности с вопросом о свободных тарифах, тем более что сдерживание средней стоимости полисов, несмотря на все тенденции последних лет, позволяет говорить о том, что страховщики умеют давать по-настоящему справедливый тариф в зависимости от индивидуальных особенностей клиента.
Даже учитывая рост стоимости запчастей и восстановительного ремонта, по предварительным данным РСА за 2024 год в сравнении с 2023 годом, рост средней премии составляет 3%, рост средней выплаты составляет 20% и находится в пределах существующего лимита.
Николай Галушин, глава Национальной страховой информационной системы
В Евросоюзе страхование обязательной автогражданской ответственности осуществляется без предельной страховой суммы. Поэтому, в принципе, не стоит вопрос достаточности лимита для покрытия ущерба (материального или физического) третьих лиц — и скол на бампере, и сгоревшие машины, и погибшие люди при пожаре в тоннеле Монблан — покрывается в рамках договора страхования. С другой стороны, такая практика говорит о принципиально другой стоимости страхования автогражданской ответственности да еще и при 100% уровне проникновения. Сделать так же у нас нельзя, не получится. Любое увеличение лимитов ответственности по договорам ОСАГО нельзя рассматривать вне вопроса тарифов и удорожания стоимости. А это очень непопулярная мера. Какое-то время назад в минфине была инициатива о возможных вариантах покупки ОСАГО с разными лимитами — побольше и поменьше. Это тоже не сработает, потому что полис «работает» не в отношении своей машины, а в отношении чужой машины, если вы будете виновником ДТП. А если дать гражданину возможность купить полис подороже или подешевле, то очевидно — покупать будут более дешевый продукт с более низкими лимитами, потому что цель — «сэкономить деньги на страховке». По данным из АИС страхования, на протяжении последних лет растет доля страховых выплат по договорам ОСАГО в предельной сумме, то есть равной лимиту. Из АИС страхования нельзя получить данные по более старым периодам по выплатам, которые приходились еще на добровольное страхование автогражданской ответственности или о фактическом размере ущерба, потому что выплата могла быть уже по решению суда или добровольно во внесудебном порядке вне какого бы то ни было договора страхования.