Именно в гаражах от Калининграда до Владивостока принято накапливать разного рода «сокровища», которым не нашлось места дома и на даче, а также запас провианта на пару зим и, может быть, если место останется, сезонный комплект резины. То есть с автомобилем он зачастую имеет скорее теоретическую, чем практическую связь. Как так вышло и почему гараж столь важен для каждой семьи — рассказывает Авто Mail.
Про москвичей, которых сгубили квадратные метры, знает, пожалуй, каждый. Но столица выступала лишь вершиной айсберга. Тяга к собственности, ярко выраженная в недвижимости, была всегда и во все времена, а уж любовь граждан нашей необъятной к хозпостройкам пером не описать. Однако именно с недвижимостью в Стране Советов было более чем непросто: послевоенные годы — это бараки и коммуналки. И собственность эта — государственная, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Уединиться в любом смысле слова было просто негде.
Когда появились гаражи в СССР
Никита Хрущев, взошедший на партийный престол в сентябре 1953 года, прославился не только кукурузой и «кузькиной матерью», но и тем, что в буквальном смысле расселил страну по собственным квартирам: строительство легендарных «хрущевок» началось в 1956 году.
С высот сегодняшнего дня, то жилье хорошим и желанным никак не назвать, но была у него одна особенность, с лихвой перекрывавшая все недостатки: дверь закрывалась. В том числе — в «уборную». Вкусив полноценного, отделенного от общественности быта, жители городов замахнулись на большее. И, надо отдать должное, это самое «большее» появилось достаточно оперативно: в 1960-м году Совет Министров СССР выпускает постановление 1475 «Об организации кооперативов по строительству и эксплуатации коллективных гаражей — стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев». Так началась эпоха гаражных кооперативов!
Что такое кооператив
Частная собственность стране, активно строящей социализм, была не к лицу, поэтому и только поэтому в постановлении фигурирует слово «кооператив», то есть групповая собственность. К слову, такая форма правления подразумевает не только обладание, но и самостоятельное управление с выбором председателя, назначение бухгалтера и прочих должностных лиц: главного инженера, электрика и так далее.
И, конечно, ежемесячные взносы, на которые и существовал кооператив. Почти капитализм, но именно «почти». В сокращенном виде на конкретном участке. Кстати, гаражи стали далеко не первыми кооперативами в СССР: были также дачные и жилищные, которые появились еще до Великой Отечественной. Но ГСК, он же гаражно-строительный кооператив, появился только в шестидесятых.
Как создавался ГСК
Для строительства — поэтому, кстати, гаражно-строительный — требовалось собрать группу владельцев автомобилей в составе 50 человек. Претендовать на гараж мог в те суровые годы только обладатель автомобиля, поэтому для вступления требовался паспорт транспортного средства. Полсотни страждущих — минимальный объем для столиц, собрав которые нужно было провести собрания и получить разрешение на строительство. По факту, образование — чистой воды юрлицо, с печатью и подписью, с выделенной в бессрочное пользование землей и расчетным счетом, с которого, кстати, официально закупались все необходимые стройматериалы для постройки типового гаражного кооператива.
Сколько стоил гараж в СССР
Гараж был и остается роскошью. Бесплатно их получали только льготники и ветераны, а все остальные обязаны были платить. Забавно, но площадь гаража в те далекие годы зависела не от богатства его будущего владельца, а от модели автомобиля, которым он обладал.
Собственник «Волги» получал более просторную огороженную территорию, чем, например, обладатель «Москвича». Впрочем, цена и у того, и у другого была очень впечатляющей: гараж зачастую стоил соизмеримо машине. Например, за традиционный железный гараж в Москве предстояло заплатить 3 000 — 4 000 рублей, а вот кирпичный основательный «бокс» мог обойтись и в 10 000 рублей. Впечатляющие расценки! Напомним, что «Москвич-401» в те годы стоил 9000 рублей.
Как гаражный кооператив стал культовым местом отдыха
Любой советский автомобиль подразумевал внушительное число процедур по обслуживанию: просто ездить, как сегодня, на нем было нельзя. Если пересчитать количество различных смазок-шприцеваний на километр пробега, то любой современник тут же пересядет на троллейбус. Добавим сюда отсутствие СТО и запчастей и получим — идеальную точку для образования сообщества по интересам. И оно образовалось: гаражные кооперативы тут же стали своеобразным «дворцом пионеров», но без пионеров. И без жен, ведь, как вы помните, девушек за рулем автомобиля в СССР было немного.
День за днем, год за годом, машин на дорогах и, как следствие, гаражных кооперативов становилось все больше, как и адептов этого вполне сложившегося культа. Даже многочисленные сносы кооперативов в последние годы тенденции не изменили: огромная кладовка, в которой хранятся ценности нескольких поколений, да еще и в месте концентрации «приличного общества» нужна каждому. Уж в Москве — так точно.