Российский рынок легковых автомобилей показал лучший результат за последние пять лет — подводит итоги 2024 года агентство «Автостат». Было продано 1,57 млн новых легковых машин — и это на 48,4% больше, чем в 2023-м. И вообще, таких цифр не было с доковидного 2019 (тогда было продано 1,59 млн штук).
№ | 2024 г. | 2023 г. | |
1 | Lada | 436 155 | 324 437 |
2 | Haval | 190 624 | 111 720 |
3 | Chery | 157 040 | 118 946 |
4 | Geely | 149 118 | 93 553 |
5 | Changan | 106 105 | 47 768 |
6 | Omoda | 49 533 | 41 983 |
7 | Exeed | 40 878 | 42 155 |
8 | Jetour | 35 095 | 8 904 |
9 | Belgee | 34 637 | 1168 |
10 | Tank | 28 488 | 13 024 |
Всего | 1 571 272 | 1 059 133 |
Десятку лидеров что по брендам, что по моделям можно охарактеризовать так: Lada и «китайцы». По данным «Автостата», на автомобили китайских марок в прошлом году пришлось 58% всех продаж на российском рынке (791 518 штук).
Но лучше всего — и со значительным отрывом — продавалась продукция Lada. По сравнению с прошлым годом российский автопроизводитель нарастил продажи более чем на треть. В топ-10 вошли три модели марки: Granta, Vesta и Niva Legend. На второе место вырвался Haval, сместив на третью позицию Chery. Jetour, Tank и Belgee ворвались в десятку с фантастическими показателями роста (белорусский завод показал прирост более, чем в 30 раз, но это эффект низкой базы), но в количественном выражении речь идет о прибавке в два-три десятка тысяч машин за год.
В первой десятке марок только премиальный бренд Exeed завершил 2024 год с отрицательной динамикой (-3%), а все остальные продемонстрировали рыночный рост.
А вот по моделям картина несколько иная. Например, Changan, ворвавшийся в список автопроизводителей на пятое место, в десятку самых продаваемых моделей не попал — ассортимент очень велик. Лидер — Lada Granta, за ней уверенно вышедшая на второе место Vesta, на третьем — звезда каршерингов Haval Jolion.
№ | 2024 г. | 2023 г. | |
1 | Lada Ganta | 201 491 | 195 935 |
2 | Lada Vesta | 123 170 | 41 070 |
3 | Haval Jolion | 83 828 | 55 550 |
4 | Chery Tiggo 7 Pro Max | 64 811 | 41 057 |
5 | Chery Tiggo 4 Pro | 52 700 | 32 936 |
6 | Lada Niva Travel | 50 188 | 46 896 |
7 | Geely Monjaro | 47 893 | 20 427 |
8 | Lada Niva Legend | 46 817 | 39 010 |
9 | Omoda C5 | 38 374 | 35 841 |
10 | Haval M6 | 38 043 | 9 433 |
А что же «Москвич»? Он за прошлый год реализовал 23 тысячи автомобилей и не вошел ни в одну, ни в другую десятку лидеров.
Удастся ли сохранить такую динамику и в следующем году? Вряд ли. Будет расти доля квазикитайских автомобилей (собранных на территории Союзного государства). Повышение утилизационного сбора, инфляция, высокая ключевая ставка не надут рынку активно наращивать объемы продаж. Впрочем, некоторые специалисты считают, что любая положительная динамика — это уже будет достижение. Не было бы спада.